Новости ТЭК 20 сентября 2025 – нефть, газ, нефтепродукты и регулирование цен на бензин

/ /
Новости ТЭК 20 сентября 2025
64

Новости ТЭК – суббота, 20 сентября 2025: усиление санкционного давления, стабильность цен на нефть и газ, энергетические стратегии Китая и Индии, продолжение мер стабилизации топливного рынка, рекорды возобновляемой энергетики, высокий спрос на уголь

Актуальные события топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на 20 сентября 2025 года отражают одновременно относительную стабилизацию сырьевых рынков и сохраняющееся геополитическое давление. Западные страны усиливают санкционное давление на российский энергетический сектор, не демонстрируя признаков смягчения ограничений. При этом глобальный рынок нефти остаётся сравнительно спокойным: избыточное предложение и умеренный спрос удерживают цены марки Brent около верхней границы $60 за баррель. Европейский газовый рынок встречает осень во всеоружии – подземные хранилища газа практически полностью заполнены (более 95%), обеспечивая высокий уровень энергобезопасности и сдерживая рост цен. В то же время крупнейшие азиатские экономики – Китай и Индия – продолжают активно наращивать закупки нефти, газа и угля, отстаивая свои стратегии энергобезопасности вопреки внешнему давлению. Глобальный переход к чистой энергетике набирает обороты: во многих регионах фиксируются новые рекорды генерации из возобновляемых источников, хотя для надёжности энергосистемы страны пока не отказываются от традиционных ресурсов. В России после недавнего скачка цен на топливо власти сохраняют и продлевают меры стабилизации внутреннего рынка – от настройки демпфирующего механизма до продления временных ограничений экспорта. Ниже представлен обзор ключевых новостей и тенденций нефтяного, газового, энергетического и сырьевого секторов на текущую дату.

Рынок нефти: избыток предложения и умеренный спрос удерживают цены

Мировые цены на нефть к концу недели демонстрируют сдержанную динамику. Эталонная смесь Brent держится около $66–68 за баррель, американская WTI – в диапазоне $62–64, что примерно на 10% ниже уровней годичной давности. Рынок откатился от пиков энергокризиса 2022–2023 годов и находится под влиянием нескольких фундаментальных факторов:

  • Добыча ОПЕК+. Нефтяной альянс планомерно увеличивает предложение, поэтапно снимая ограничения на добычу. С апреля по октябрь 2025 года суммарные квоты добычи выросли примерно на 2,5 млн баррелей в сутки – в том числе +548 тыс. б/с в августе и ещё +137 тыс. б/с с октября. Эти шаги насыщают рынок нефтью.
  • Спрос. Глобальное потребление нефти растёт гораздо медленнее предыдущих лет. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), прирост спроса в 2025 году составит менее 1 млн баррелей в сутки (против свыше 2,5 млн в 2023-м). Прогноз ОПЕК близок – около +1,2 млн б/с. Причины – замедление мировой экономики (особенно в Китае), эффект высоких цен прошлых лет, стимулировавший энергосбережение, а также высокая инфляция и жёсткая монетарная политика в ряде стран, ограничивающие спрос.

В результате на рынке нефти наблюдается умеренный профицит, а котировки остаются значительно ниже максимумов прошлого года. По мнению ряда аналитиков, если текущие тренды сохранятся, средняя цена Brent в 2026 году может опуститься к $55 за баррель. При этом сохраняются риски непредвиденных потрясений – например, возможная эскалация конфликтов на Ближнем Востоке способна резко нарушить баланс спроса и предложения.

Рынок газа: полные хранилища в Европе обеспечивают ценовую стабильность

На газовом рынке главное внимание приковано к Европе, которая уверенно готовится к зиме. К середине сентября европейские страны закачали в свои ПХГ рекордные объёмы топлива – заполненность хранилищ превышает 95%, что гарантирует высокий уровень энергобезопасности на ближайшие месяцы. Благодаря этому оптовые цены на газ в ЕС удерживаются на умеренных уровнях, несопоставимых с рекордами 2022 года. Тем не менее эксперты предупреждают, что ситуация может измениться в случае экстремально холодной зимы или неожиданных перебоев с поставками СПГ. Европа по-прежнему значительно зависит от импорта топлива: собственная добыча газа в ЕС снижается, а традиционные трубопроводные поставки из России сведены к минимуму, поэтому регион рассчитывает на стабильный приток сжиженного газа из альтернативных источников.

Международная политика: санкционное давление без смягчения

Геополитическая обстановка вокруг энергетического сектора остаётся напряжённой. Несмотря на отдельные сигналы к диалогу летом, существенных прорывов между Россией и Западом не произошло – санкционное противостояние продолжается. Евросоюз подготовил новый, 19-й пакет санкций против России, включающий дополнительные ограничения в энергетике. Под санкции подпадают десятки судов, перевозящих российскую нефть, а также предлагается отказаться от российского СПГ к 2027 году, чтобы закрыть оставшиеся лазейки. Западные ограничения продолжают сдерживать инвестиции и обмен технологиями в российском ТЭК, усиливая стратегический разворот Москвы на восток.

Азия: Индия и Китай укрепляют энергетическую безопасность

Азиатские гиганты – Индия и Китай – продолжают играть ключевую роль на глобальном энергорынке, компенсируя снижение спроса на Западе. Обе страны активно закупают российские углеводороды, исходя из экономической выгоды и стратегических интересов. Индия дала понять, что не намерена резко сокращать импорт углеводородов из России вопреки давлению Запада; сейчас Россия покрывает значительную часть потребностей индийского рынка, позволяя сдерживать внутренние цены на топливо. Параллельно Нью-Дели инвестирует в разведку новых месторождений и развитие собственной добычи, хотя в ближайшие годы около 80% нефти и 40% газа Индия всё равно будет получать из-за рубежа. Китай, со своей стороны, не присоединился к санкциям против РФ и нарастил закупки российской нефти и газа на льготных условиях. Хотя КНР достигла рекордных показателей собственной добычи (за 8 месяцев 2025 года добыто +1,5% нефти и +5% газа к уровню годом ранее), внутренние ресурсы покрывают лишь часть её потребления. Поэтому Пекин продолжает импортировать около 70% необходимой нефти и 40% газа, укрепляя энергосотрудничество с Москвой (уже увеличены поставки газа по трубопроводу «Сила Сибири», согласован проект «Сила Сибири – 2»). Оба государства демонстрируют готовность обеспечивать свои экономики энергоресурсами на собственных условиях, даже если это идёт вразрез с внешним давлением. Их активность остаётся ключевым фактором роста мирового спроса на углеводороды и перераспределения торговых потоков нефти, газа и угля.

Энергопереход: рекорды возобновляемой энергетики и роль традиционных ресурсов

Глобальный переход к чистой энергетике в 2025 году выходит на новый виток. Во многих регионах мира устанавливаются рекордные показатели по вводу мощностей и выработке электроэнергии из возобновляемых источников – прежде всего солнца и ветра. В Евросоюзе по итогам 2024 года суммарная генерация на солнечных и ветряных электростанциях впервые превзошла выработку на угольных и газовых ТЭС, и в 2025-м доля «зелёной» электроэнергии продолжает расти (в отдельные месяцы превышая 50% потребления). Китай ежегодно вводит десятки гигаватт новых солнечных и ветровых электростанций, постоянно обновляя собственные рекорды «зелёной» генерации.

Инвестиции в низкоуглеродную энергетику продолжают расти. По оценкам МЭА, в 2025 году суммарные инвестиции в мировой энергосектор превысят $3 трлн, из них более половины будет направлено на проекты ВИЭ, модернизацию электросетей и системы хранения энергии. Нефтегазовые страны Персидского залива также запускают крупные солнечные и ветряные проекты, готовясь к постепенному сокращению глобального спроса на ископаемое топливо. Крупнейшие мировые нефтегазовые корпорации диверсифицируют бизнес, развивая производство водорода и биотоплива и внедряя технологии улавливания и хранения углерода (CCS) – в ответ на запрос общества и инвесторов на декарбонизацию экономики.

В то же время стремительный рост доли ВИЭ ставит новые задачи для энергосистем. По мере увеличения сектора солнца и ветра возрастает переменность генерации – в безветренные дни и ночное время требуются резервные мощности. Многие страны пока вынуждены полагаться на традиционные источники (газовые, угольные, атомные электростанции), чтобы гарантировать стабильное энергоснабжение в пиковые часы. Реализуются проекты по развитию систем накопления энергии и «умных» сетей для повышения гибкости энергоснабжения. Эксперты прогнозируют, что к 2026–2027 годам суммарная генерация из возобновляемых источников может выйти на первое место в мире, окончательно обогнав уголь по объёму выработки. Однако на данном этапе возобновляемая энергетика всё ещё нуждается в поддержке традиционных ресурсов, которые остаются гарантом стабильности энергоснабжения при пиковых нагрузках и ценовых шоках на рынке газа.

Уголь: высокий азиатский спрос при балансе рынка

Несмотря на климатическую повестку, мировой рынок угля в 2025 году функционирует на близком к рекордному уровне. Глобальное потребление угля остаётся сопоставимым с максимумами 2022–2023 годов – прежде всего за счёт высокого спроса в Азии. Китай остаётся крупнейшим производителем и потребителем угля: ежегодно добывается свыше 4 млрд тонн, которые почти полностью сжигаются на китайских электростанциях. В периоды пикового спроса (например, летом в период экстремальной жары) даже этого объёма не хватает, и Пекин вынужден наращивать импорт, чтобы избежать дефицита электроэнергии. Индия около 70% своей электроэнергии вырабатывает на угольных ТЭС, и абсолютное потребление угля там продолжает расти по мере развития экономики. Другие развивающиеся страны Азии также вводят новые угольные станции для удовлетворения растущего спроса на электричество.

Основные экспортёры – Индонезия, Австралия, Россия, ЮАР и др. – в последние годы увеличили добычу и поставки, воспользовавшись выгодной конъюнктурой. После ценовых всплесков 2021–2022 годов мировые цены на энергетический уголь стабилизировались на умеренных уровнях: значительно ниже пиков, но всё ещё выше среднего десятилетнего уровня. Такой ценовой диапазон остаётся выгодным для горнодобывающих компаний и приемлемым для потребителей.

Многие государства декларируют цели поэтапного сокращения использования угля, однако в краткосрочной перспективе этот ресурс остаётся незаменимым для надёжного энергоснабжения сотен миллионов людей. Даже в Европе, где декарбонизация – приоритет, власти вынуждены держать часть угольных мощностей в резерве – некоторые страны сохраняют ТЭС на случай перебоев с газом или недостатка ветра и солнца. Глобальный угольный сектор пребывает в относительном равновесии: спрос стабильно высок благодаря Азии, предложение достаточно, а цены предсказуемы. В долгосрочной перспективе доля угля в энергобалансе будет постепенно снижаться по мере ужесточения климатической политики, но в ближайшие годы уголь продолжит играть важную роль как гарант энергетической безопасности в периоды пиковых нагрузок и ценовых потрясений на газовом рынке.

Российский рынок топлива: продление мер и дискуссия о ценах

В конце лета – начале осени на внутреннем рынке топлива России разразился кризис, вызванный резким скачком цен на нефтепродукты. В августе биржевые цены на бензин и дизель достигли исторических максимумов, что быстро отразилось на стоимости топлива для потребителей. К середине сентября цена бензина Аи-95 на Санкт-Петербургской бирже взлетела до 73 тыс. рублей за тонну (выше августовского пика), существенно подорожало и дизтопливо. Всплеск цен был обусловлен несколькими факторами: пиковым летним спросом (массовые автопутешествия и уборочная кампания) на фоне низких запасов у независимых АЗС; ремонтами и аварийными остановками на ряде НПЗ (включая атаку дронов 14 сентября на Киришский НПЗ, выведшую из строя 40% его мощностей); а также выгодой экспорта при сбое демпфирующего механизма (из-за экстремально высоких цен выплаты по «демпферу» обнулились, и компаниям стало выгоднее продавать топливо за рубеж).

Правительство оперативно приняло меры для стабилизации ситуации. С конца августа введён запрет на экспорт бензина и дизтоплива: крупным нефтяным компаниям предписано воздерживаться от вывоза топлива (как минимум до 30 сентября), а для независимых трейдеров ограничение продлено до 31 октября 2025 года. Нефтеперерабатывающим заводам поручено наращивать поставки на внутренний рынок и направлять дополнительные объёмы в регионы, столкнувшиеся с дефицитом. Параллельно власти настроили «демпфер» – повысили пороги выплат компенсаций нефтяникам, чтобы субсидии сохранялись даже при росте внутренних цен. Эти шаги снижают стимул перенаправлять топливо за границу и удерживают больший объём горючего на внутреннем рынке.

Одновременно отраслевой Российский топливный союз (РТС) предложил пересмотреть подход к регулированию цен на АЗС. По мнению РТС, негласное правило ограничивать рост цен уровнем инфляции себя изжило, так как расходы нефтяной отрасли растут быстрее потребительских цен. Ассоциация направила в правительство предложение отвязать топливные цены от ИПЦ и ориентировать их на специальный «индекс издержек» (учитывающий налоги, тарифы, зарплаты и прочие факторы). Правительство взяло эту инициативу в проработку: профильные ведомства должны представить своё заключение до 25 сентября. В Минэнерго сообщили, что продолжают работу по обеспечению стабильных поставок топлива и сдерживанию цен, предпринимая все необходимые меры для бесперебойного снабжения регионов бензином и дизелем.

«В течение многих лет в стране действует негласное правило: темпы прироста розничных цен на бензин и дизель не должны превышать общие темпы потребительской инфляции. Если это правило нарушается, регуляторы перекрывают экспорт. Однако ситуация в этом году усложнилась из-за ударов по НПЗ, сокративших выпуск топлива, и сейчас рост цен вновь опередил инфляцию на фоне риска дефицита. Поэтому в отрасли появляются голоса, призывающие (и не без оснований) выбрать новый ориентир, поскольку в ситуации форс-мажора нельзя использовать прежние меры», – отметил Сергей Терешкин в комментарии Forbes.

Инициатива отказаться от «инфляционного» ограничения тут же подверглась критике. Политики назвали её попыткой переложить отраслевые издержки на потребителей и разогнать инфляцию. Эксперты также предупреждают: ускоренный рост цен на бензин отрицательно скажется на транспорте и агросекторе – перевозчики будут вынуждены повышать тарифы, стимулируя переход грузов на железную дорогу. Впрочем, большинство аналитиков сомневается, что власти пойдут на такой шаг, ожидая сохранения привязки цен к инфляции во избежание широкой волны подорожаний.

К концу сентября принятые меры начали приносить результаты. После ценовых пиков августа оптовые цены на топливо снизились примерно на 7–8%. Однако во второй декаде сентября давление вновь усилилось: биржевые котировки бензина и дизеля снова пошли вверх из-за всё ещё высокого спроса и ограниченного предложения (отдельные НПЗ ещё выходят из ремонтов, а экспортный запрет полностью не устранил дефицит). В рознице топливо с начала года подорожало более чем на 6% – значительно выше инфляции (~4% за тот же период). Тем не менее власти заявляют, что ситуация под контролем: АЗС обеспечены необходимыми объёмами бензина и дизеля, новые партии от НПЗ поступают регулярно. По мере завершения уборочной кампании и возврата заводов к нормальной работе рост цен на заправках ожидаемо замедлится. Правительство подчёркивает, что экспорт нефтепродуктов возобновится только после полной стабилизации рынка и устойчивого снижения оптовых цен. При необходимости ограничения будут продлены и задействованы дополнительные ресурсы, чтобы сохранить стоимость топлива для потребителей в приемлемых пределах и не допустить дефицита бензина и дизеля осенью 2025 года.


1
0
Добавить комментарий:
Сообщение
Перетащите файлы
Ничего не найдено