
Новости ТЭК 2 июня 2025: ОПЕК+ увеличивает добычу нефти на фоне падения цен
В начале недели 2 июня 2025 года мировая энергетика показывает смешанную картину. Рынки нефти, газа и угля испытывают давление из-за избытка предложения и относительно слабого спроса. Одновременно возобновляемые источники энергии (ВИЭ) набирают рекордные обороты благодаря активным инвестициям и поддержке государства. Цены на электроэнергию стабилизировались после пиков прошлого года благодаря удешевлению топлива и росту доли ВИЭ. На рынке нефтепродуктов наблюдается сезонный рост спроса на бензин и дизель с началом лета без резких скачков цен из-за достаточных запасов и высокой переработки нефти.
Нефть и газ: добыча растет, цены под давлением
Нефтяной рынок. Нефть продолжает дешеветь на фоне избытка предложения и неуверенного спроса. В январе цена Brent превышала $80 за баррель, к концу мая опустилась к ~$64 – минимуму за последние годы. Это во многом результат смены политики ОПЕК+: с апреля альянс отменяет прежние ограничения и наращивает добычу. На встрече в конце мая страны ОПЕК+ (включая Россию и Саудовскую Аравию) согласовали увеличение добычи в июле ещё на 411 тыс. барр./сутки – третий ежемесячный прирост подряд. На рынок возвращаются значительные объёмы нефти, альянс демонстрирует готовность жертвовать ценой ради удержания доли рынка и согласованности действий участников. К концу мая котировки стабилизировались около $62–63 за баррель, общий нисходящий тренд пока сохраняется.
Газовый рынок. Цены на природный газ в 2025 году удерживаются на умеренном уровне, в разы ниже пиков 2022 года. В Европе газ торгуется около $12 за MMBtu (~$400 за 1000 кубометров) – благодаря полной заполненности хранилищ и рекордному импорту СПГ. ЕС даже снизил планку заполнения ПХГ к зиме 2025/26 (с 90% до ~83%), чтобы избежать разгона цен летом. В США газ остаётся весьма дешёвым (~$3 за MMBtu), стимулируя переход электростанций с угля на газ. Россия, потеряв большую часть европейского рынка, увеличивает поставки газа в Китай («Сила Сибири») и экспорт СПГ, хотя суммарно экспорт топлива из РФ пока намного ниже досанкционных объёмов. Санкционные риски вокруг российского энергоэкспорта сохраняются, что поддерживает фактор неопределённости на рынке.
Уголь: мировое предложение в избытке
Мировой рынок угля демонстрирует снижение цен из-за избыточного предложения и ослабления спроса. Энергетический уголь на ключевых хабах подешевел до годовых минимумов: европейский индекс (ARA) упал ниже $100 за тонну, южноафриканский уголь – около $94/т, а внутренние цены в Китае – порядка $100/т на фоне рекордных запасов. Дешёвый газ вытесняет уголь из электроэнергетики, усиливая падение спроса. Добыча угля в мире существенно не сокращается – экспортеры сохраняют высокие объёмы, а страны-импортёры (например, Индия) наращивают собственную добычу. С начала 2025 года глобальные цены угля просели примерно на 15–20%. Российская угольная отрасль испытывает серьёзные трудности: санкции и переориентация экспорта на дальние рынки вынуждают продавать уголь с большим дисконтом. Добыча в Кузбассе за первые месяцы года снизилась ~на 5%, ряд компаний работает с убытками. Даже рост поставок в Китай, Индию и другие дружественные страны не компенсирует низких цен и ограниченной инфраструктуры экспорта, что сжимает прибыль российских угледобытчиков.
ВИЭ: рекордный рост мощностей и инвестиций
Возобновляемая энергетика продолжает быстро расти. По данным МЭА, в 2024 году глобально введено около 700 ГВт новых мощностей ВИЭ (преимущественно солнечных и ветровых) – новый мировой рекорд. Доля «зеленой» электроэнергии в выработке вплотную приближается к 30–35%, достигая уровня угольной генерации. Инвестиции в чистую энергетику также находятся на рекордном уровне – около $2 трлн в 2024 году (более чем в 2 раза больше, чем вложения в ископаемое топливо). Развитые экономики усиливают поддержку ВИЭ: Евросоюз повышает целевые доли и ускоряет запуск проектов, США предлагают масштабные субсидии и налоговые льготы, а Китай ежегодно вводит огромные новые мощности и лидирует по темпам роста.
Новый фокус отрасли – «зеленый» водород. Евросоюз создал фонд ~€1 млрд для финансирования 15 водородных проектов и планирует стимулировать спрос через специальные аукционы; на Ближнем Востоке и в Австралии строятся крупные заводы водорода и аммиака на экспорт; страны Азии (Япония, Корея) готовят инфраструктуру под импорт низкоуглеродного топлива. В России же доля ВИЭ (без крупных ГЭС) остается менее 1%. Новые солнечные и ветровые станции вводятся единицами, хотя рассматриваются и «зеленые» экспортные проекты – например, выпуск водорода на Сахалине для поставок в Азию. Также растёт интерес к локальным ВИЭ-решениям в удалённых районах взамен дизельной генерации.
Электроэнергия: цены, спрос и реформы
В 2025 году ситуация на рынках электроэнергии стабилизировалась по сравнению с кризисом 2022-го. Европейские оптовые цены сейчас примерно вдвое ниже тех пиковых значений благодаря удешевлению газа, росту генерации из ВИЭ и снижению спроса. ЕС также готовит реформу рынка электроэнергии – новые правила призваны ослабить зависимость цены от стоимости газа и защитить потребителей от ценовых всплесков через систему долгосрочных контрактов и резервирования мощностей; их утверждение ожидается к концу 2025 года.
В США дешёвый газ и ВИЭ удерживают тарифы на электроэнергию на умеренном уровне, спрос растёт незначительно (~1–2% в год). В Китае и Индии, напротив, наблюдается более быстрый прирост потребления (~+5% ежегодно), покрываемый ускоренным вводом новых станций и расширением сетей. В России весной 2025 оптовые цены подскочили из-за засухи на ГЭС (падение выработки ~на 15%) и роста цен на газ и уголь – в марте зафиксирован локальный максимум стоимости электроэнергии на бирже. Для компенсации затрат генерации правительство РФ повысит регулируемые тарифы для населения с 1 июля 2025 года на 12,6%. Также обсуждаются меры по стимулированию строительства новых электростанций и модернизации сетей, чтобы предотвратить дефицит мощности в будущем.
Рынок нефтепродуктов: бензин, дизель и мазут
Сезонный рост спроса на топливо в начале лета не привёл к скачку цен. Предложение бензина и дизеля остаётся достаточным благодаря высокой переработке и запасам, поэтому цены для потребителей стабильны.
- Дизель: В Европе оптовые цены на дизель весной снизились примерно на 5% по сравнению с зимними пиками. После эмбарго ЕС на российский дизель нехватка восполнена импортом из Ближнего Востока и Азии. В России производство дизтоплива остаётся высоким, внутренние цены сдерживаются демпфером (рост цен на АЗС за весну минимален).
- Бензин: Спрос на бензин растёт с началом отпусков, но цены увеличиваются умеренно. В России экспорт бензина ограничен квотами ради внутренних потребителей, поэтому розничные цены в апреле–мае повысились менее чем на 1%.
- Мазут: Спрос на тяжёлый мазут ограничен экологическими нормами, его цена сильно дисконтирована (на 30–40% ниже нефти). Россия перенаправила экспорт мазута с Европы на Турцию, Ближний Восток, Азию и Африку через альтернативные каналы, сохранив объёмы продаж, хотя логистика усложнилась, а скидки выросли.
Нефтепереработка: рекордная загрузка и новая логистика
НПЗ по всему миру в 2025 году работают с высокой загрузкой. Ввод новых мощностей на Ближнем Востоке и в Азии устранил дефицит переработки и стабилизировал ситуацию с топливом. После роста маржи прошлой зимой (на фоне спроса на отопительное топливо) к весне прибыльность переработки вернулась к норме благодаря удешевлению нефти и накоплению запасов. Ожидается, что во втором полугодии 2025 года маржинальность НПЗ останется умеренной: даже при повышенном летнем спросе избыток мощностей и сырья ограничит рост цен на бензин и дизель.
Российские НПЗ. В России объёмы переработки достигли рекорда, компенсируя ограничения на экспорт сырой нефти. По оценкам, в середине лета 2025 года суммарная переработка может выйти на ~5,6 млн баррелей в сутки – беспрецедентный уровень для отрасли. Нефтяные компании нарастили выпуск топлива даже несмотря на рост налогов. Максимальная загрузка НПЗ продиктована стремлением увеличить экспортную выручку: прямой экспорт нефти ограничен ценовым потолком, поэтому продажа бензина, дизеля и мазута за рубеж сейчас выгоднее. Российские нефтепродукты перенаправлены в Турцию, Азию, Африку и другие регионы вместо Европы, задействован независимый танкерный флот. Несмотря на усложнение логистики и скидки, господдержка и стабильный спрос позволяют российской переработке оставаться прибыльной и наращивать выпуск.