
Запрет передачи игровых аккаунтов: как новый закон изменит геймерский рынок
Предпосылки и цели нового закона
В середине июля 2025 года Госдума во втором чтении одобрила поправки, ужесточающие контроль над передачей учетных записей и других данных для доступа к цифровым сервисам. Изначально инициатива была нацелена на борьбу с телефонным мошенничеством и незаконным использованием SIM-карт, но ее действие распространяется и на рынок видеоигр. Цель изменений – пресечь схемы, при которых злоумышленники используют чужие номера телефонов или аккаунты для обхода идентификации и совершения противоправных действий. Однако косвенно под удар попадают и обыкновенные пользователи онлайн-сервисов, в том числе геймеры.
Ключевые положения и штрафы
Поправки в законодательство вводят ответственность как административную, так и уголовную за незаконную передачу данных для входа в аккаунты. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) появилась новая статья, предусматривающая штрафы за подобные действия:
- Для граждан: штраф от 30 000 до 50 000 рублей;
- Для индивидуальных предпринимателей: от 50 000 до 100 000 рублей;
- Для юридических лиц: от 100 000 до 200 000 рублей.
Кроме того, внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, вводящие наказание за так называемую “организацию деятельности” по передаче чужих учетных данных. В случаях, когда передача логинов и паролей происходит из корыстных побуждений или для содействия совершению преступлений, нарушителям грозит уголовная ответственность. Максимальные санкции включают штраф до 700 000 рублей и лишение свободы на срок до трех лет. Даже участие в таких схемах (не обязательно их организация) может привести к уголовному наказанию – вплоть до двух лет тюрьмы. Фактически закон приравнивает торговлю доступом к аккаунтам к серьезным правонарушениям, если будет доказана материальная выгода или иной преступный умысел.
Под запретом: аккаунты, бустинг и прокачка
Для игровой индустрии новые правила означают запрет целого ряда популярных сервисов и практик. Поскольку закон прямо запрещает передачу третьим лицам информации для авторизации (то есть логина и пароля), под запретом фактически оказываются следующие услуги:
- Продажа игровых аккаунтов и профилей (например, аккаунтов со всеми купленными играми или высоким уровнем в онлайн-игре);
- Передача персонажа или учетной записи другому игроку для прокачки уровня или выполнения игровых заданий;
- Бустинг рейтинга – услуга, при которой профессиональные игроки заходят в аккаунт заказчика, чтобы повысить его позицию в рейтинговых матчах.
Все перечисленные схемы были популярны среди геймеров, особенно в онлайн-играх. Для многих игроков такой “серый” рынок был способом сэкономить время – вместо длительного самостоятельного прокачивания они платили более опытным коллегам за быстрый результат. Теперь же любая передача учетных данных, даже с согласия владельца, формально попадает под новые ограничения. Это вызывает обеспокоенность, что под удар могут попасть и сравнительно безобидные ситуации – например, когда друг временно заходит в ваш аккаунт помочь пройти сложный уровень.
Реакция рынка: закрытие сервисов и блокировка платежей
Новые правила уже привели к мгновенной реакции со стороны участников игрового рынка. Крупнейшая в Рунете биржа цифровых ценностей FunPay, где пользователи торговали игровыми предметами, валютой и аккаунтами, объявила о закрытии разделов, связанных с передачей учетных записей. По словам представителей FunPay, консультации с юридическими службами и банками показали, что с вступлением закона в силу проведение подобных операций станет невозможно – банки откажутся обслуживать платежи за сделки, предполагающие передачу логина и пароля. Таким образом, финансовая инфраструктура сама начнет блокировать монетизацию этих услуг.
Аналогичные шаги предпринимают и другие платформы. На профильных форумах и торговых площадках уже удаляются разделы, где происходила продажа аккаунтов или предлагался бустинг персонажей. Участники рынка признают, что с вступлением закона в силу вся деятельность по перепродаже игровых аккаунтов в России окажется вне закона. Фактически, ранее полулегальный сегмент виртуальных услуг может прекратить свое существование или уйти в глубокую тень.
Геймерское сообщество бьет тревогу
В новостях о поправках акцент делался на противодействии мошенникам, но игровое сообщество быстро заметило потенциальные последствия для добропорядочных геймеров. В социальных сетях и на форумах поднялась волна обсуждений — многие опасаются, что даже привычная практика поделиться аккаунтом с близкими людьми для совместной игры теперь окажется под запретом. Представители FunPay призвали своих клиентов – игроков и киберспортсменов – обращаться к депутатам Госдумы с просьбой разъяснить формулировки. В открытом письме геймеры указывают, что «запрет на передачу информации для авторизации пользователя, изначально направленный против телефонных мошенников, может трактоваться как запрет на передачу доступа к игровому аккаунту третьему лицу, даже если это друг или знакомый».
Пока законопроекты не прошли все стадии утверждения, геймерское сообщество надеется повлиять на финальные формулировки. Игроки подчеркивают, что важна четкая грань между криминальными схемами и обычным пользовательским поведением, чтобы добросовестные энтузиасты не оказались под ударом правоприменения.
Разъяснения властей и правовой статус
Представители законодательной власти, в свою очередь, пытаются успокоить общественность. Авторы поправок отмечают, что цель – наказывать именно злоумышленников, а не честных пользователей. В тексте новой статьи КоАП даже присутствует оговорка, что административное правонарушение не возникает, если передача учетных данных происходит для законного использования другим лицом по поручению или с согласия владельца аккаунта. Кроме того, первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин публично заявил, что сервисам для геймеров не стоит паниковать, ведь санкции будут применяться только в ситуациях, когда передача аккаунта связана с преступной деятельностью – например, используется для мошенничества, террористических или экстремистских целей.
Однако юристы относятся к таким разъяснениям с осторожностью. Они указывают, что реальные формулировки закона пока расплывчаты. Понятие «передача по поручению пользователя» нигде подробно не описано, что оставляет простор для трактовок. В итоге окончательное понимание того, как именно будут применяться новые нормы, появится только после принятия закона в окончательной редакции и публикации официальных разъяснений. Пока же участники рынка предпочитают готовиться к самому строгому сценарию.
Влияние на индустрию и бизнес
Последствия введения запрета на передачу аккаунтов многоплановы. С одной стороны, ужесточение правил устраняет теневой сегмент рынка, объем которого за последние годы вырос благодаря популярности онлайн-игр. Многие мелкие предприниматели и фрилансеры зарабатывали на прокачке персонажей или продаже прокачанных профилей, а платформы вроде FunPay получали комиссионный доход с таких сделок. Теперь этот источник заработка будет перекрыт, что скажется на доходах соответствующих сервисов.
С другой стороны, официальные издатели видеоигр могут извлечь из этой ситуации и выгоду. Ранее торговля аккаунтами и бустинг происходили вне контроля разработчиков и часто нарушали пользовательские соглашения. Законодательный запрет может привести к тому, что игроки будут чаще пользоваться разрешенными способами ускорения прогресса — например, внутриигровыми покупками контента и другими официальными механиками. Кроме того, уменьшение практики бустинга может повысить честность рейтингов в киберспорте, что позитивно сказывается на репутации соревновательной сцены.
Для инвесторов и участников игровой индустрии новые правила сигнализируют о росте регуляторных рисков. Государство все активнее вмешивается в цифровой сектор – от контента и связи до видеоигр. Инвесторам важно учитывать, что правовая среда может быстро меняться, требуя от бизнеса гибкости и готовности соблюдать новые требования. Компании, работающие на российском рынке цифровых развлечений, теперь вынуждены не только придерживаться пользовательских соглашений, но и обеспечивать соответствие своим сервисам нормам законодательства, чтобы избежать штрафов и санкций.
Перспективы и выводы
Окончательное принятие поправок и вступление их в силу ожидается уже осенью 2025 года. К этому времени должны появиться дополнительные пояснения от властей, которые определят точные границы допустимого. Игровое сообщество надеется, что механизмы легальной передачи аккаунта по доверенности будут четко прописаны — это позволило бы без опасений делиться учетной записью с близким человеком для безобидных целей.
Тем не менее, тенденция очевидна: эра свободной перепродажи игровых аккаунтов и услуг прокачки в России близится к концу. Рынок адаптируется – часть пользователей смирится и откажется от подобных сервисов, а часть, возможно, переместится на зарубежные площадки или уйдет в подполье. Для индустрии видеоигр в стране это сигнал к повышенной осторожности: бизнес-модели, ранее работавшие на грани правила, теперь требуют пересмотра. Инвесторам же важно следить за развитием ситуации – усиление регулирования может как снизить некоторые риски (мошенничество, нелегальный оборот данных), так и создать новые барьеры для роста. В конечном счете рынок цифровых услуг трансформируется под давлением государства; компаниям придется искать баланс между интересами аудитории и требованиями регуляторов.
