Издержки регулирования: можно ли остановить рост цен на бензин (FORBES)

/ /
Издержки регулирования: можно ли остановить рост цен на бензин?
19.07.2024
12
Comment
В России снова дорожает бензин. Производители топлива отыгрывают свои издержки за счет потребителей, а регуляторы обсуждают различные способы стабилизации ситуации, в том числе и продление запрета на экспорт. Однако, как полагает генеральный директор Open Oil Market Сергей Терешкин, решить проблему можно только за счет кратного повышения нормативов продажи бензина через биржу.Четыре фактора роста цен.

Главной предпосылкой для роста цен на бензин можно назвать сокращение выпуска топлива. Согласно последним доступным данным Росстата, производство автомобильного бензина в России на неделе с 13 по 19 мая 2024 года сократилось на 18% в сравнении с уровнем 19-25 февраля, который был максимальным для нынешнего года. Производство дизеля за тот же период снизилось на 11%.

Сокращение выпуска является наиболее болезненным для «бензинового» сегмента, где профицит мощностей существенно ниже, чем в производстве дизеля. Это во многом объясняет и решение Росстата закрыть публикацию данных по производству бензина, и опережающие темпы прироста цен на бензин в сравнении с дизельным топливом.

На сужение профицита также влияют сезонный рост спроса на топливо и восстановление автомобильного рынка. По данным агентства «Автостат», продажи новых легковых авто в России по итогам первой половины 2024 года выросли на 79% в сравнении с аналогичным периодом 2023-го, достигнув 719 300 штук и приблизившись к уровню первой половины «докризисного» 2021 года — 793 400 штук.

Еще один фактор в пользу роста цен — разрешение на возобновление экспорта бензина, которое вступило в силу 17 мая. По данным S&P Global Platts, морской экспорт бензина из России увеличился с 99 000 баррелей в сутки (б/с) в мае 2024 года до 150 000 б/с в июне, а доля бензина в общей структуре морских поставок нефтепродуктов из России — с 4% до 7%. Как и до введения санкций Евросоюза, в российском экспорте нефтепродуктов по-прежнему доминируют мазут и дизельное топливо, однако на фоне сокращения выпуска экспорт бензина усиливает риски дефицита на внутреннем рынке.

Российский топливный рынок на стыке весны и лета 2024 года вошел в очередную фазу стремительного роста цен. Кумулятивный прирост цен на автомобильный бензин за девять недель с 7 мая по 8 июля достиг 2,5%, тогда как в период с 5 марта по 6 мая он составил лишь 0,8%. По данным Росстата, темпы прироста цен на дизельное топливо за тот же период ускорились с 0,9% до 1,3% соответственно.

Негласные ограничения рынка

При этом у нефтяников есть стимулы для повышения цен в рознице. С одной стороны, российские НПЗ, большинство из которых входят в состав вертикально интегрированных компаний (ВИНК), столкнулись с ростом издержек. Судя по данным Росстата, сальдо прибылей и убытков российских предприятий по экономике в целом по итогам первых четырех месяцев 2024 года выросло на 13,8% — до 10,05 трлн рублей. Однако в производстве нефтепродуктов оно снизилось на 15,4% — до 1,202 тлрн рублей. Доля убыточных организаций за тот же период выросла до 27% — против 25% в январе — апреле 2023-го.

При этом в отличие от прошлого года ряд крупных производителей бензина сталкиваются с периодами вынужденного простоя, оборачивающимися сокращением выпуска топлива и финансовыми потерями — как из-за атак беспилотников и ущерба инфраструктуре НПЗ, так и из-за санкций на поставку оборудования из Европы и Северной Америки. По данным ЦДУ ТЭК, в первом квартале 2024 года Нижегородский НПЗ снизил производство автобензина на 36%, а «Киришинефтеоргсинтез» в Ленинградской области — на 7,7%.

С другой стороны, нефтяники опасаются компенсировать рост издержек за счет сильного повышения биржевых цен, поскольку в противном случае они лишатся прав на получение демпфера. Речь идет о так называемом правиле «10-20», которое официально закреплено в Налоговом кодексе: нефтяники лишаются бюджетных субсидий, если среднемесячная биржевая цена бензина АИ-92 превышает установленную в кодексе «условную» цену на 10%, а цена дизельного топлива — на 20%. С учетом этих положений, предельный порог для биржевых цен на бензин АИ-92 составляет 64 515 рублей за тонну, а для дизельного топлива — 66 000 рублей за тонну. Для сравнения: биржевая цена АИ-92 по итогам торгов 17 июля 2024 года достигла 57 096 рублей за тонну, а цена дизеля — 60 441 рубля за тонну.

Прошлогодний топливный кризис наглядно показал, что нефтяники могут «разгонять» цены на бирже до более чем 70 000 рублей за тонну. Однако из-за упомянутого риска обнуления субсидий по демпферу они компенсируют рост издержек в рознице, где есть только негласное ограничение: розничные цены на топливо не должны расти быстрее инфляции, особенно в период выборов. Последний федеральный избирательный цикл закончился в марте 2024 года, и вскоре после этого в топливной рознице начался стремительный рост цен. По всей видимости, остановить его удастся за счет возобновления запрета на экспорт, которое может вступить в силу с августа.

Однако фундаментальные причины роста цен будут оставаться в силе, в том числе риски сокращения поставок топлива из-за внеплановых ремонтов на НПЗ, а также снижение рентабельности нефтепереработки из-за увеличения периодов вынужденного простоя. Проблема заключается и в том, что российские регуляторы не могут серьезно повлиять на динамику выпуска топлива: для этого требуется отмена санкций на поставку оборудования для НПЗ, что явно находится вне компетенций ФАС и Минэнерго.

Выход через биржу

В силах регуляторов лишь увеличить конкуренцию в топливной рознице, что можно сделать за счет повышения нормативов биржевых продаж. К сегодняшнему дню норматив по бензину составляет 15% от объемов производства, а по дизельному топливу — 16%. Оба норматива стоит увеличить хотя бы до 33% — минимального порога, при котором биржевые цены будут находиться ниже границы демпфера в силу роста конкуренции на бирже, а не из-за угрозы потери субсидий.

Повышение нормативов повысит доступность топлива для независимых АЗС, которые не входят в состав вертикально интегрированных компаний, что увеличит конкуренцию в рознице: заправки крупных компаний не смогут завышать цену без угрозы потери рынка. С другой стороны, эта мера облегчит закупки топлива для трейдеров, что поможет разрушению региональных топливных монополий: из-за снижения биржевых цен трейдеры смогут предлагать мелкооптовым потребителям топливо дешевле даже с учетом логистики, чем у доминирующих в том или ином регионе производителей.

Повышение биржевых нормативов — шаг, для которого достаточно лишь совместного распоряжения ФАС и Минэнерго. Для этого не нужна ни демонополизация нефтепереработки — с чем вряд ли согласятся компании, ни увеличение субсидий — на что не пойдет Минфин, ни отмена санкций, которая находится в повестке отдаленного будущего. Однако эта мера может решить ключевую проблему — отсутствие у компаний стимулов для снижения цен в рознице.

Источник: https://www.forbes.ru/mneniya/517062-izderzki-regulirovania-mozno-li-ostanovit-rost-cen-na-benzin
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Комментарий для "Ведомостей" о потенциальном снижении цен на нефть.
Эксперты прогнозируют снижение цен на нефть в 2025 году, ожидая, что средняя стоимость нефти марки Brent опустится ниже $70 за баррель. Основной причиной этого является увеличение добычи в странах, не входящих в ОПЕК+, таких как США, Бразилия, Гайана, Канада и Аргентина. Сергей Терешкин, генеральный директор OPEN OIL MARKET, отмечает, что рост добычи в этих регионах оказывает давление на цены, несмотря на попытки ОПЕК+ регулировать рынок. Он также указывает на возможные планы Саудовской Аравии по увеличению нефтедобычи, что может усилить тенденцию к снижению цен.
Прокомментировал "Российской газете" о вопрос использования биотоплива в авиации.
С 2027 года Международная организация гражданской авиации (ИКАО) вводит обязательные меры по ограничению выбросов CO₂ для международных рейсов. Авиакомпании должны будут компенсировать превышение 85% уровня выбросов 2019 года, используя углеродные единицы или устойчивое авиационное топливо (SAF). Это может привести к увеличению стоимости международных перелетов: по оценкам, на 9% к 2030 году и на 21% к 2035 году. Для российских авиакомпаний дополнительные расходы в 2027 году могут составить 20–30 млрд рублей, что добавит 800–1200 рублей к цене билета. В России рынок биотоплива пока не развит, но планируется его развитие для обеспечения энергобезопасности и диверсификации энергоресурсов.
С начала года стоимость АИ-98 выросла на 17%, значительно сильнее других видов топлива. С чем это связано и что будет дальше по прогнозу OPEN OIL MARKET? Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
За последние 10 лет акцизы на топливо выросли в 3 раза, а в 2025 году рост составит еще порядка 15%. Что будет с ценами и как избежать роста. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин комментирует последние решения Минэнерго по экспорту бензина и объясняет, почему снятие запрета стало актуальным шагом. В статье рассматривается, как стабилизация цен на внутреннем рынке влияет на экспортную политику, и анализируются потенциальные последствия для цен на топливо. Терешкин также объясняет, почему нефтяные компании заинтересованы в отмене ограничений, и делится своим мнением о дальнейшем развитии ситуации на рынке ДТ, учитывая сезонные колебания спроса на зимние сорта топлива.
Как цифровые сервисы меняют паттерны поведения аудиторий в B2B-сегменте — рассказываем на примере маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET. Интервью Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Маркетплейс нефтепродуктов "Опен Ойл Маркет" планирует выйти на IPO в 2027 году (агентство экономической информации "Прайм").
Российский маркетплейс нефтепродуктов Open Oil Market объявил о планах выхода на IPO. Компания уже завершила этап pre-IPO и активно готовится к публичному размещению. Open Oil Market обещает изменить подход к закупке топлива, делая рынок более прозрачным и доступным для B2B-клиентов. Как это повлияет на отрасль и какие перспективы жд
Терешкин: уровень цен на бензин Аи-95 в опте и рознице сохранится до конца года.
На фоне нестабильной экономической ситуации и роста цен на энергоносители, сохранение текущего уровня стоимости бензина АИ-95 становится одной из ключевых тем для потребителей и бизнеса. Какие факторы влияют на рынок топлива, и что ждать в ближайшие месяцы? Подробнее читайте в нашей статье.
Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
В статье Сергей Терешкин анализирует, почему запрет на экспорт бензина, введенный в России в августе 2024 года, не привел к снижению цен на топливо на автозаправках. Несмотря на ограничение экспорта, цены продолжали расти из-за множества факторов, включая плановые ремонты НПЗ, повышение ключевой ставки и изменения курса рубля. Влияние международных цен на нефть и сезонные факторы также играют роль в изменении цен. Эксперты прогнозируют, что рост цен на бензин будет выше уровня инфляции в 2024 году, особенно для премиальных марок топлива.
Эксперт Терешкин: сокращение добычи в Ливии ненадолго подстегнет рост цен на нефть (Известия).
29 августа 2024 года генеральный директор компании Open Oil Market Сергей Терешкин в интервью «Известиям» заявил, что приостановка добычи на крупнейшем ливийском месторождении Шарара может сократить мировое предложение нефти на 300 тыс. баррелей в сутки, что составляет около 0,3% глобального объема. По его мнению, это временно повысит цены на нефть, однако более значительное влияние окажет предстоящее смягчение квот ОПЕК+, которое приведет к увеличению добычи в таких странах, как Саудовская Аравия и Россия.