Эксперты оценили влияние подорожания акцизов на топливо на цены на АЗС

/ /
Влияние подорожания акцизов на цены на топливо на АЗС — мнение экспертов
16.07.2024
26
Comment
С начала 2025 года увеличатся акцизы на бензин и дизельное топливо (ДТ) на величину предполагаемой инфляции. Закон об этом подписал президент РФ Владимир Путин. В законе также говорится о запланированном росте акцизов в 2026 и 2027 году.

В 2025 году акцизы повысятся на 4,7%. Для бензина экологического класса 5 ставка акциза с 1 января 2025 года составит 15755 руб. за тонну, в 2026 году - 16385 руб., в 2027 году - 17040 руб. за тонну (сейчас ставка - 15048 руб. за тонну). Для ДТ ставка в 2025 году - 10915 руб. за тонну, в 2026 году - 11352 руб. за тонну, в 2026 году - 11806 руб. за тонну (сейчас - 10425 руб. за тонну).

В беседе с "РГ" заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев отметил, что средства, собранные с акцизов, идут в дорожные фонды. Не случайно, когда звучат предложения об отмене или снижении акцизов для стабилизации цен на топливо в рознице, Минфин отвечает, что на акцизные деньги строятся новые и поддерживаются старые дороги, говорит Гусев.

Как отмечает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, акцизы являются важным источником доходов региональных бюджетов: 74,9% поступлений по акцизам на бензин и дизель поступают в субъекты РФ. Де-факто нынешняя индексация цен является одним из способов поддержки региональных бюджетов, которые могут столкнуться с трудностями из-за потерь по налогу на прибыль. По данным Росстата, сальдо прибылей и убытков предприятий оптовой и розничной торговли по итогам первых четырех месяцев 2024 году снизилось на 51,7% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года, достигнув 466,2 млрд руб. (торговля - одна из крупнейших отраслей-работодателей в регионах).

При этом никто не отрицает, что рост ставки акцизов влияет на рост цен на АЗС. По словам Гусева, в стоимости бензина и ДТ топлива доля акциза составляет порядка 20%, то есть повышение акцизов на 4% гарантированно даст 1% к росту цен на АЗС.

С этим согласен Терешкин, он считает, что рост акцизов - одна их причин повышения цен на топливо. В 2019 году, когда только начинался "большой" налоговый маневр в нефтяной отрасли (обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и повышение налога на добычу нефти), ставка акциза на автомобильный бензин 5 класса составляла 12 314 руб., а на ДТ 8 541 руб. за тонну. Соответственно, в обоих случаях прирост их стоимости к 2024 году составил 22%.

Эксперт поясняет, что привязка к налоговому маневру здесь неслучайна. В середине 2010 годов, когда он еще только обсуждался между регуляторами и участниками отрасли, повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и обнуление экспортных пошлин планировалось дополнить сокращением акцизов, которое должно было компенсировать отмену косвенных субсидий нефтепереработке. Речь идет о разнице между более высокими пошлинами на нефть и более низкими - на нефтепродукты: например, пошлины на автобензин и ДТ составляли 30% от величины пошлины на нефть. Разница в уровне пошлин стимулировала экспорт нефтепродуктов (мазута, бензина, дизельного топлива) вместо экспорта первичного сырья (нефти). Нефтяники перерабатывали более дорогую нефть в более дешевый мазут и затем "гнали" его на экспорт, что приводило к потерям бюджета по экспортным пошлинам.

С 2017 года пошлины на мазут были уравнены с пошлинами на нефть. Это должно было простимулировать модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которая бы позволила повысить выход более маржинальных светлых нефтепродуктов (бензина и дизеля). С обнулением пошлин (с этого года) нефтяники лишились этой косвенной субсидии, однако при этом ставки акцизов существенно выросли, уточняет Терешкин.

При этом некоторые эксперты считают, что стимулирование нефтепереработки продолжилось через работу демпферного механизма - компенсации нефтяникам из бюджета части разницы в стоимости топлива на европейском и российском рынке. Демпфер заработал на российском рынке с 2019 года.

Источник: https://rg.ru/2024/07/16/eksperty-ocenili-vliianie-podorozhaniia-akcizov-na-toplivo-na-ceny-na-azs.h...
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Эксперт Терешкин: цены на дизельное топливо в России стабилизируются к декабрю (агентство экономической информации "Прайм").
В статье «Россиянам рассказали, когда стабилизируются цены на дизель в России» генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов «Опен Ойл Маркет» Сергей Терешкин прогнозирует стабилизацию цен на дизельное топливо к декабрю 2024 года. Он объясняет текущий рост цен сезонными факторами, такими как переход на зимнее дизельное топливо и увеличение автомобильных грузоперевозок. По данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта за девять месяцев увеличился на 7,7%, что также влияет на спрос и стоимость дизельного топлива. Терешкин отмечает, что после завершения переходного периода цены на дизель стабилизируются.
Комментарий для "Ведомостей" о потенциальном снижении цен на нефть.
Эксперты прогнозируют снижение цен на нефть в 2025 году, ожидая, что средняя стоимость нефти марки Brent опустится ниже $70 за баррель. Основной причиной этого является увеличение добычи в странах, не входящих в ОПЕК+, таких как США, Бразилия, Гайана, Канада и Аргентина. Сергей Терешкин, генеральный директор OPEN OIL MARKET, отмечает, что рост добычи в этих регионах оказывает давление на цены, несмотря на попытки ОПЕК+ регулировать рынок. Он также указывает на возможные планы Саудовской Аравии по увеличению нефтедобычи, что может усилить тенденцию к снижению цен.
Комментарий для "Ведомостей" о повышении бюджетных доходов от нефтегаза.
В 2024 году доля нефтегазовых доходов в бюджете России растёт быстрее, чем предполагалось. Что стоит за этим увеличением, как это повлияет на экономику и сможет ли страна справиться с возможными рисками? Подробнее об этом читайте в нашей статье.
За последние 10 лет акцизы на топливо выросли в 3 раза, а в 2025 году рост составит еще порядка 15%. Что будет с ценами и как избежать роста. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Оцениваем косвенные факторы и разбираем положение дел на рынке производства нефтепродуктов в РФ. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Терешкин: уровень цен на бензин Аи-95 в опте и рознице сохранится до конца года.
На фоне нестабильной экономической ситуации и роста цен на энергоносители, сохранение текущего уровня стоимости бензина АИ-95 становится одной из ключевых тем для потребителей и бизнеса. Какие факторы влияют на рынок топлива, и что ждать в ближайшие месяцы? Подробнее читайте в нашей статье.
Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
В статье Сергей Терешкин анализирует, почему запрет на экспорт бензина, введенный в России в августе 2024 года, не привел к снижению цен на топливо на автозаправках. Несмотря на ограничение экспорта, цены продолжали расти из-за множества факторов, включая плановые ремонты НПЗ, повышение ключевой ставки и изменения курса рубля. Влияние международных цен на нефть и сезонные факторы также играют роль в изменении цен. Эксперты прогнозируют, что рост цен на бензин будет выше уровня инфляции в 2024 году, особенно для премиальных марок топлива.
Терешкин: снижение ставок РЖД для нефтяников стабилизировало бы цены на топливо (РИА Новости).
Эксперт Сергей Терешкин предложил ряд мер для стабилизации цен на топливо в России. Он отметил, что для этого необходимо снизить издержки нефтяников, в том числе уменьшить тарифы РЖД на перевозку нефтепродуктов. Терешкин также предложил частичное сокращение акцизов, что позволит сэкономить около 250 миллиардов рублей в год. Эти шаги могут помочь снизить давление на розничные цены, особенно на высокооктановое топливо, которое продолжает дорожать из-за инфраструктурных проблем. Подробнее о решениях читайте в материале.
Терешкин: повысить маржинальность производства топлива в РФ может помочь снижение акцизов (Прайм).
Снижение акцизов на топливо может повысить маржинальность производства и сбыта нефтепродуктов, а также остановить рост цен на них. Генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов «Опен Ойл Маркет» Сергей Терешкин отметил, что ставки акцизов значительно выросли за последние годы, что негативно сказывается на отрасли. Он также предположил, что запрет на экспорт бензина может быть снят в ноябре, при условии сдерживания цен в рознице в течение ближайших месяцев.
Комментарий для "Ведомостей".
Статья «Крепкие энергосвязи» на сайте Сергея Терёшкина посвящена развитию энергетического сотрудничества между Россией и Китаем. В материале рассматриваются прогнозы роста энергопотребления в Китае, увеличение экспорта российской нефти, газа и угля в эту страну, а также участие российских компаний в строительстве атомных электростанций на территории КНР. Особое внимание уделено совместным проектам, таким как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ – 2», с участием китайских инвесторов и банков. Статья подчеркивает укрепление энергетических связей между двумя странами и перспективы их дальнейшего развития.