Новости ТЭК на 15 мая: ключевые события в нефти, газе, ВИЭ и сырьевых рынках

/ /
Новости ТЭК 15 мая 2025: обвал нефти, газовый поворот ЕС и рост ВИЭ
351

ТЭК 15 мая 2025: ключевые события в нефтегазе и энергетике

Нефть и нефтяной сектор

Мировые котировки нефти продолжают падение на фоне неожиданных решений ОПЕК+. Союз «ОПЕК+» согласовал очередное ускоренное наращивание добычи – общее увеличение квот за апрель–июнь 2025 года составит почти 960 тыс. барр./сутки, и в июне к выводу добавятся ещё 411 тыс. б/с. Это решение привело к новому минимуму цен: баррель Brent опустился до ~$60, Urals почти сравнялся с этим уровнем (в рублях – около 3,9 тыс. руб./барр. на 2 мая). Одновременно Саудовская Аравия поддерживает высокие поставки нефти в Азию – в июне Aramco поставит в Китай около 48 млн барр. (аналогичный рекорд мая). Российский рынок ощутил последствия: рублевая «налоговая» цена Urals впервые за 3 года опустилась ниже 4 000 руб./барр., что почти на 41% ниже бюджета-2025.

  • ОПЕК+ ускорило рост добычи: на апрель–июнь добавят почти 1 млн б/с, чтобы скорректировать нестыковки квот, что тиснет на котировки.

  • Цена Brent ($60) и Urals ($49 на начало мая, или 3 987 руб.) существенно ниже бюджетного ориентира Россииsergeytereshkin.ru. Минэкономразвития пересмотрело предположения: теперь закладывается около $56/барр. в 2025 году, исходя из $94 за доллар.

  • Международное сообщество прогнозирует дальнейшее снижение: Barclays и ING уменьшили ценовые прогнозы на 2025 год до $65–66 за Brent (с учётом риска экономического замедления и наращивания предложения).

  • При этом нефтепереработчики используют ситуацию: мировые маржи рефинансинга (особенно на бензин/дизель) высоки, а уровень загрузки НПЗ остаётся рекордным (США на пиковых 16 млн б/с).

Газовый сектор

Газовый рынок продолжает перестройку: Европа активно заполняет хранилища (к 11 мая – почти 43% ёмкости, на пути к 90%) без существенных российских поставок. Еврокомиссия готовит масштабный «дорожную карту» по полному отказу от импорта российского газа к концу 2027 года (запрет новых сделок – уже к концу 2025). В таких условиях США и Россия обсуждали возможное возвращение российской трубопроводной «голубой нефти» в Европу через посредников (для поддержки мирного урегулирования). Одновременно российское правительство связывает бюджетную дупку с отсутствием дивидендов Газпрома: министр финансов Силуанов заявил, что в бюджете-2025 дивиденд от Газпрома не заложен несмотря на чистую прибыль компании в 2024 году. Долгосрочно Россия рассчитывает на Восток: активно ведутся переговоры по второму газопроводу Power of Siberia через Монголию в Китай, хотя контракт пока не подписан.

  • ЕС почти сворачивает российский импорт: направлено на 90% заполнение хранилищ, а планы отказа от газа РФ закреплены в новых законах Европейской комиссии. Оставшиеся 15% поставок идут в виде СПГ (в основном из РФ) и по «Турецкому потоку».

  • США обсуждают роль в возобновлении газовых поставок из России на фоне переговоров о прекращении конфликта. Такая схема позволила бы расширить экспорт РФ в Европу под контролем Вашингтона.

  • «Газпром»: из-за низких бюджетных ожиданий дивиденды-2025 не предусмотрены. При этом компания за 2024 год показала прибыль $14,8 млрд после убытка 2023 года, но решётка новых проектов направлена скорее на рынок Китая, чем на возвращение в ЕС.

  • Ведутся переговоры по газопроводу «Сила Сибири-2» через Монголию (50 млрд м³/год). По заявлениям министра топлива РФ, проект находится на «активной стадии», но в ближайшие дни заключения контракта не ожидается.

Угольный рынок

Мировой рынок угля продолжает коррекцию: крупнейший экспортер – Индонезия – сократил поставки на треть за начало 2025 года (–20% в Китае, –15% в Индии) из-за наращивания ими собственного производства. Это привело к падению глобального экспорта угля – почти на 7% (–23 млн т) за январь–апрель 2025. Сезонный спрос в Азии упал: Китай и Индия активнее развивают местные шахты (Китай сократил импорт на 14 млн т). В России политика смягчающая: Владимир Путин поручил правительству поддержать угольную промышленность после 6%-го спада экспорта в 2024 году (западные санкции, рост РЖД-тарифов). Разработан план субсидирования: скидки на ж/д тарифы до 60% для экспортных перевозок, гарантированные квоты на вывоз из Кузбасса и других регионов.

  • Экспорт Индонезии упал до 150 млн т за четыре месяца 2025 – минимум за три года (–12% г/г). Из-за этого мировые отгрузки энергетического угля тоже упали, впервые замедлившись с 2020 года.

  • Китай и Индия снижают импорт и поднимают добычу; другие покупатели (европейские и южноазиатские) пока заполняют запасы, но перспектив спроса остаются умеренными.

  • Россия: давление санкций вынуждает государство спасать угольщиков. Президент распорядился развернуть программу субсидий – в числе мер: снижение ж/д тарифов и гарантированные экспортные квоты.

  • Внутренний спрос РФ стабилен (генерация и металлургия), но отрасль в целом в 2024 году понесла убыток ~112,6 млрд руб. и рискует банкротством ряда компаний.

Топливо (бензин, дизель) и нефтепродукты

На мировых рынках нефтепродуктов сохраняется напряжённость. Мировые цены на дизель резко подскочили в начале года из-за ужесточения санкций США против «теневого флота» РФ – аналитики отмечают, что торговля надеялась на дешевый российский дизель для Индии и Китая. Впрочем, уже сейчас США наращивают собственные экспортные отгрузки дизеля в Европу (свыше 500 тыс. б/с – рекорд) для компенсации дефицита европейского рынка. В России высокие ставки акцизов продолжают стимулировать экспорт; внутренние цены на бензин и дизель растут в среднем вместе с инфляцией (каждый рубль акциза закладывается в стоимость). Premium-бензин АИ-98 заметно подорожал (в 2024 году +20% г/г). При этом в мае-2025 топливные компании ожидают умеренного роста цен: эксперты прогнозируют около +10% к концу года по сценарию прошлогоднего спроса.

  • Мировой рынок дизеля напряжён из-за геополитики: новые ограничения на перевозки привели к росту цен и маржи НПЗ. Европа компенсирует это американским и ближневосточным импортом.

  • В РФ высокие акцизы (с 1 января 2025 бензин +14%, дизель +16%) сдерживают доступность топлива на внутреннем рынке. Эксцессы спроса обычно удовлетворяются экспортом (для НПЗ выгоднее продавать зарубеж), но правительство разрешило экспорт бензина без квот летом 2024 и может снова мониторить баланс.

  • Российские НПЗ после субсидий и ремонта увеличили переработку – запасы нефтепродуктов в норме для летнего сезона. Дефицита топлива эксперты пока не прогнозируют.

  • В Европе ближний сезон подготовки к лету традиционно укрепляет спрос на бензин/дизель (туры, грузоперевозки). Текущие котировки нефтепродуктов отражают сочетание этих сезонных факторов и геополитических рисков.

Электроэнергетика и сети

Электрический сектор переживает новый этап роста нагрузки и инвестиций. В странах Южной Европы на прошлой неделе случился сильный блэкаут (Испания и Португалия), показав устаревание сетевой инфраструктуры (старые линии, перегрузки). Европейский регулятор призывает к масштабной модернизации: по оценкам экспертов, сети требуют триллионных инвестиций в ближайшие 5–10 лет (восстановление старых линий, новые связи, накопители). В то же время наблюдается рост выработки из угля и газа: низкая генерация ветра и гидро в начале года заставила энергокомпании нарастить угольную и газовую генерацию (в Евросоюзе – +7% фосильных на Q1 по сравнению с прошлым годом). Весной ожидается нарастание солнечной генерации и умеренное снижение спроса на отопление, что может стабилизировать ситуацию.

  • В апреле Испания и Португалия пережили крупное отключение, что подчёркнуло необходимость срочной реконструкции сетей и крупных вложений в накопители. EU-аналитики оценивают ежегодный прирост инвестиций в сети вдвое (до $600+ млрд/год к 2030).

  • Из-за худшей выработки ветра/воды (2019–2025) существенно выросла доля угля и газа в электроэнергии ЕС. Только в Германии и Великобритании в Q1 2025 зафиксирован рост выбросов СО₂ на десятки процентов (по данным Ember).

  • На пике летнего сезона ожидается рост солнечной генерации и спад отопления – это снизит нагрузку на углеродоёмкую генерацию. Мировая тенденция – активно внедрять солнечные и ветровые мощности, но без адекватной сетевой опоры риски перебоев сохраняются.

Возобновляемая энергетика (ВИЭ)

Сектор ВИЭ демонстрирует уверенный рост, привлекая инвестиции на всех континентах. В СНГ страны задают амбициозные цели: Казахстан в 1 квартале 2025 довёл долю ВИЭ в производстве электроэнергии до ~6% (выросло на 11% г/г). Это стало возможным благодаря вводу более 3 ГВт новых ВИЭ-мощностей (2,8 ГВт ветряных и солнечных). Крупнейшая ветростанция в России (Дагестан) продолжает стройку, а «Росатом» открыл завод по производству 450 лопастей в Ульяновске для поддержки ВИЭ-проектов.

  • Международные инвестиции бьют рекорды. Абу-Даби (Masdar) заключил сделки на миллиарды: $6 млрд на 1 ГВт «надёжного» энергокомплекса (5 ГВт солнечных с 19 ГВт*ч аккумулирования) в ОАЭ; $15 млрд – для Филиппин (до 10 ГВт солнека/ветра к 2035).

  • В Азербайджане и Казахстане ускоряется развитие ветро- и солнечной энергетики. Главный финансист Masdar отметил, что Азербайджан привлекает «зелёные» инвестиции благодаря политической воле, ресурсам и льготам. В Казахстане осенью-2025 начнёт работу Алакольская ВЭС (в южных регионах) при поддержке инвесторов из ОАЭ.

  • По данным Ember, в 2024 году Европа впервые выработала больше энергии из солнца (304 ТВт·ч, 11%) чем из угля (269 ТВт·ч, 10%) – знаменательный прорыв зелёной энергетики. Мировое развитие ВИЭ определяется Китаем (рекордные мощностные вводы), США (закон о чистой энергии стимулирует ОВИЭ) и ЕС, который наращивает ветряные парки на морях и на суше.

  • Рост числа проектов по водороду и биоэнергии также набирает обороты: Казахстан и Россия планируют расширять производство экологических топлив, а крупные нефтегазовые компании объявляют программы по декарбонизации (водород, биотопливо) в рамках ESG.

Крупнейшие игроки ТЭК

Крупнейшие компании отрасли продолжают адаптироваться к новым реалиям:

  1. «Газпром»: после рекордной 2024 года (прибыль $14,8 млрд) компания, по новым правилам, не будет выплачивать дивидендов (правительство в бюджете 2025 на них не рассчитывает). Продолжаются инвестиции в Восточную газотранспортную инфраструктуру (Power of Siberia) и подготовка новых поставок на Азербайджан и Азию.

  2. **«Роснефть» и ЛУКОЙЛ: нефтяные компании испытали налоговый пресс. Lukoil сообщал о снижении чистой прибыли за 2024 год на 26,5% из-за роста налогов (до 848,5 млрд руб.); Rosneft скорректировал бухгалтерский учёт (повышение НДПИ) и также показал падение доходов. Операционные показатели умеренно растут, но налоговая нагрузка существенно бьёт по финансовым результатам.

  3. Saudi Aramco: по итогам I квартала 2025 чистая прибыль упала на 4,6% (до $26,0 млрд) из-за низких продаж и роста затрат. Дивиденды Q1 составили $21,4 млрд (базовые), специальные выплаты почти отменены. Генеральный директор А. Нассэр заявил, что мировая нефтеспрос устойчев, и лишь разрешение торговой войны США–Китай может его дополнительно повысить. Вне нефти Саудовская Аравия вкладывает «Избыточные» доходы в строительство инфраструктуры под спортивные и климатические проекты (чемпионат мира-2034, NEOM и др.).

  4. Shell, ExxonMobil и другие мажоры: Shell зафиксировал падение чистой прибыли Q1 на 28% ($5,6 млрд), но сохранил темп обратного выкупа акций (buyback $3,5 млрд за квартал). Компания по-прежнему предпочитает возврат денег акционерам, а не поглощения (генеральный директор заявляет, что не планирует делать предложение по BP). ExxonMobil превзошёл оценки по прибыли Q1 ($7,71 млрд) и нарастил добычу за счёт проектов в Гайане и бассейне Пермь. Exxon выплатил $4,3 млрд дивидендов и $4,8 млрд выкупил акций, подтверждая цель $20 млрд buyback в 2025. Конкурент Chevron на фоне падения цен сократил обратный выкуп во II квартале.

  5. Новые тренды и альянсы: корпорации активно инвестируют в «зелёное» направление. Роснефть и «ЛУКОЙЛ» анонсировали развитие ветра и биотоплива, Shell и TotalEnergies – векторы на ВИЭ и водород. Также продолжена трансформация в нефте- и газосбытовых сетях (например, за счёт цифровизации и «умных» счётчиков). Российские предприятия смотрят на постсанкционные формы сотрудничества – например, «Сбер» и «Федеральная сетевая компания» прорабатывают совместные модели финансирования сетевого строительства в Арктике.

Во всех сегментах ТЭК внимание инвесторов приковано к внешней конъюнктуре: ожидания урегулирования торговых войн, действий ОПЕК+, политическая напряжённость в регионах (Украина, Ближний Восток) и климатические риски будут определять динамику цен, инвестиционных потоков и приоритеты развития топливно-энергетического комплекса в ближайшие месяцы.

OpenOilMarket

0
0

Цены на светлые нефтепродукты от ООО «Ресурс» на 15 мая 2025 года

Компания ООО «Ресурс» обновила отпускные цены на бензин и дизельное топливо по Центральному и Южному федеральным округам. Новые расценки действуют с 15 мая 2025 года, включают НДС, и применимы при доставке бензовозами компании 24/7 в объёме от 1 до 30 кубометров.


Бензин АИ-95 — Центральный федеральный округ (ЦФО)

  • ЛПДС Володарская: 65 500 руб./т (–900 руб.) — плотность 0,740

  • НПЗ Московский: 65 100 руб./т (–1 300 руб.) — плотность 0,740

  • НПЗ ЯНОС: цена по запросу — плотность 0,740

Комментарий: значительное снижение цен по обоим ключевым поставщикам указывает на общее ослабление спроса или стабилизацию логистических цепочек.


Бензин АИ-92 — ЦФО

  • ЛПДС Володарская: 60 800 руб./т (–600 руб.) — плотность 0,740

  • НПЗ Московский: 60 400 руб./т (–1 000 руб.) — плотность 0,747

  • НПЗ ЯНОС: цена по запросу — плотность 0,740

Комментарий: коррекция цен сохраняется второй день подряд, особенно заметно по Московскому НПЗ.


Дизельное топливо (ДТС, Евро) — ЦФО

  • ЛПДС Володарская: 64 000 руб./т (–500 руб.) — плотность 0,845

  • НПЗ Московский: 63 600 руб./т (–700 руб.) — плотность 0,840

  • ЛПДС Володарская (доп. поставка): 64 500 руб./т (–500 руб.) — плотность 0,840


Дизельное топливо (ДТС, Евро) — Южный федеральный округ (ЮФО)

  • НБ Пром-Нефть-Сервис: 65 500 руб./т — плотность 0,840

  • ЛПДС Никольское: 64 400 руб./т (–400 руб.) — плотность 0,840

  • ЛПДС Воронеж: 65 100 руб./т (–400 руб.) — плотность 0,840

  • ЛПДС Брянск: 65 300 руб./т (–200 руб.) — плотность 0,825

Комментарий: тенденция к снижению сохраняется по всем южным площадкам, за исключением Пром-Нефть-Сервис, где цена осталась без изменений.


Аналоги дизельного топлива — ЦФО

  • НПЗ Первый завод (ТВВ 1): 56 500 руб./т (без изменений) — плотность 0,838


Общий вывод

На фоне рыночной стабилизации и возможного снижения спроса:

  • Цены на бензин и дизель по всем основным базам ЦФО и ЮФО скорректированы вниз.

  • Особенно заметна коррекция по Московскому НПЗ и ЛПДС Володарская.

  • Это может отражать реакцию на глобальное снижение цен на нефть и давление со стороны экспортных ограничений.

Актуальные данные полезны для трейдеров, логистических операторов, аграрного и строительного сектора при планировании закупок топлива на текущую неделю.

Сырьевые товары

  • Brent Oil: $64.86
    –1.41 (–2.13%)
    Резкое снижение на фоне пересмотра прогноза по глобальному спросу и ожиданий по росту запасов в США.

  • Natural Gas: 3.463
    –0.004 (–0.12%)

  • US 10Y T-Note Futures: 109.69
    –0.03 (–0.03%)
    Доходности остаются на стабильных уровнях.


Металлы

  • Gold: $3 150.74
    –37.56 (–1.18%)
    Давление на золото усилилось после роста прошлой недели.

  • Silver: $31.985
    –0.459 (–1.41%)

  • Copper: 4.6185
    –0.0253 (–0.54%)

  • Iron Ore 62%: 100.75
    0.00 (0.00%)

  • Nickel: 1 315.0
    –12.5 (–0.94%)

  • Aluminium: 2 523.20
    +32.25 (+1.29%)
    Единственный металл с устойчивым ростом, вероятно, из-за ожиданий по сокращению предложения в Азии.

В Германии призвали возобновить импорт российского газа

Партия «Альтернатива для Германии» (AfD) выступила с призывом возобновить импорт газа из России, несмотря на продолжающееся давление ЕС и санкционный режим.
Это заявление демонстрирует наличие политических сил в Европе, не поддерживающих текущую энергетическую изоляцию России, особенно в условиях высоких цен на энергоносители и усиливающегося давления на промышленные сектора Германии.


Китай сокращает производство стали

Согласно данным S&P Global, Китай планирует сократить объёмы сталелитейного производства, чтобы:

  • стабилизировать внутренние цены,

  • снизить выбросы углерода,

  • поддержать баланс спроса и предложения.

Это уже оказывает влияние на глобальные цены на железную руду и приводит к снижению экспортных ожиданий у поставщиков сырья.


Цены на лом чёрных металлов в России — на минимумах с начала года

По информации «Коммерсанта», прогнозные цены на лом черных металлов в РФ достигли годовых минимумов. Причины:

  • слабый спрос со стороны внутренней металлургии,

  • снижение экспортных возможностей,

  • давление со стороны цен на сталь в Азии.


Китай с марта не закупает СПГ в США

По данным Nikkei, Китай прекратил закупки сжиженного природного газа (СПГ) из США с марта 2025 года.
Причиной стали как торгово-политические разногласия, так и изменение логистической стратегии КНР в пользу поставщиков из Катара, Малайзии и Австралии.


Киргизия продлевает запрет на экспорт угля

Министерство энергетики Кыргызстана опубликовало проект постановления, предусматривающий продление запрета на вывоз угля автомобилями ещё на 6 месяцев, за исключением двух пунктов пропуска.
Цель:

  • предотвращение дефицита твёрдого топлива в отопительный сезон,

  • сдерживание роста цен для населения.


Программа вывода российской угольной отрасли из кризиса согласована в правительстве

Правительство России утвердило комплекс мер поддержки угольной отрасли, направленных на преодоление кризиса. Вице-премьер Александр Новак сообщил, что программа включает:

  • транспортные субсидии,

  • модернизацию логистики,

  • инфраструктурные проекты.

Однако отраслевые эксперты отмечают, что без развития переработки, углехимии и автоматизации, текущих мер будет недостаточно.
Особенно остро стоит вопрос отсутствия мощностей по экспорту и синтезу топлива из угля, а также системного отставания от глобальных трендов.


«Газпром нефть» увеличила отгрузки нефтепродуктов в 2024 году

Компания «Газпром нефть» за 2024 год отгрузила более 8,5 млн тонн бензина и дизеля независимым автозаправочным сетям и промышленным потребителям.
По словам директора по региональным продажам Дмитрия Шепельского, это стало результатом:

  • оптимизации логистики,

  • гибкой ценовой политики,

  • расширения сети поставок.


Железная руда под давлением: семимесячный минимум

Мировые цены на железную руду продолжают снижаться и достигли самого низкого уровня с октября 2024 года.
Основные причины:

  • ослабление спроса на сталь в Китае,

  • сокращение производства в китайской металлургии,

  • торговые ограничения и протекционистские меры, влияющие на глобальные поставки и логистику.

Рынок руды фиксирует избыток предложения, а трейдеры осторожны в ожиданиях на 2–3 квартал 2025 года.


Уголь: ставки на перевозку на минимумах с начала 2023 года

Тарифы на перевозку угля на внутреннем рынке России и в экспортном направлении снизились до уровней начала 2023 года.
Факторы давления:

  • слабый экспортный спрос,

  • логистические ограничения,

  • сезонное падение потребления,

  • накопленные запасы у потребителей.

Снижение ставок сдерживает себестоимость и поддерживает маржу производителей, но отражает углубляющийся кризис в отрасли.


ФосАгро: прибыль выросла в 2,5 раза, денежный поток — в 19 раз

ФосАгро опубликовала сильные финансовые результаты за I квартал 2025 года по МСФО:

  • Чистая прибыль — 47,7 млрд руб. (+150% г/г),

  • Свободный денежный поток — 34,8 млрд руб. (рост в 19 раз).

Рост связан с:

  • благоприятной конъюнктурой на рынках удобрений,

  • оптимизацией операционных расходов,

  • стабильным экспортом и ценовой политикой.


Алюминий: Mercuria делает ставку на дефицит на фоне ослабления санкций

Сырьевой трейдер Mercuria Energy Group нарастил значительную позицию по алюминию на LME, ожидая:

  • дальнейшего дефицита металла на фоне слабых поставок,

  • возможного смягчения антироссийских санкций,

  • роста спроса со стороны энергетики, транспорта и ВПК.

Интерес к алюминию как к стратегическому ресурсу усиливается на фоне турбулентности в глобальных поставках и сдержанного предложения.


Россия и Вьетнам возобновили поставки риса

По сообщению РИА Новости, Россия и Вьетнам преодолели разногласия в расчётах и возобновили поставки риса на российский рынок.
Это важный шаг для продовольственной стабильности и демонстрация адаптации расчётных механизмов в обход западной финансовой инфраструктуры.

Добавить комментарий:
Сообщение
Перетащите файлы
Ничего не найдено