Одной из особенностей нефтяной отрасли всегда было то, что стоимость на соответствующее топливо всегда отличалась склонностью к переменам (иными словами – высокой волатильностью). Ее всегда можно было предсказать, причем вероятность прогноза была довольно высокой. Но одно глобальное событие 2020 года (естественно, речь идет о пандемии COVID-19) «сломало» и эту парадигму – востребованность «черного золота» была на довольно низком уровне при высоких показателях его добычи. Что вылилось в полное нарушение планов по развитию у всех игроков рынка (крупных, средних и малых). В этой статье мы попытаемся вспомнить о них.
Взгляд в прошлое
Нельзя сказать, что и до наступления коронавирусной пандемии на нефтяном рынке было все всегда было безоблачно. Конечно кризисы были и раньше, вспомните хотя бы критические события отрасли в 1960-ых-1970-ых годах (арабо-израильские конфликты, революция в Иране). За несколько лет до всеобщего локдауна эксперты отмечали то, что цены на сырье скачут в хаотичной манере, торговые договоренности оказывались не такими надежными, а будущее ископаемых видов топливо было туманным
Именно тогда исследователи предложили несколько путей развития. Причем каждый из участников (нефтяная компания) этой «игры» в будущее был совершенно не в одинаковых изначальных условиях. Очевидно, что у крупных «игроков» было преимущество в виде больших лишних объемов денежных средств, которые позволяли бы им принимать неверные решения и двигаться в этом векторе. То есть у них хотя бы было право на ошибку и на риск. Более мелким нефтекомпании не могли позволить себе такую роскошь: средние оставалось рассчитывать только на заключение выгодных альянсов с более крупными компаниями, а независимым было необходимо сосредоточить силы на своих сильных сторонах и начать оптимизацию в этом направлении.
Камень на нефтяном перепутье
Выше по тексту было упомянуто о предполагаемых «путях развития» нефтяных компаний до наступления пандемии в прошлом году. Теперь кратко опишем их.
Компании средних размеров должны были выбрать для себя добычу ископаемых видов топлива, используя для этого все свои силы. Иными словами, происходило бы активное наращивание нефти в качестве ценного актива.
Крупные компании, в свою очередь, бы начать диверсификацию своего портфеля или, если говорить простыми словами, «не класть яйца в одну корзину». Причем одним их первых шагов стало бы приобретение (поглощение) компаний, занимающихся с возобновляемыми источниками энергии. Другой шаг – усиление внимание на вторичных рынках, где традиционные виды топлива до сих пор пользуются спросом.
Третий потенциальный этап развития нефтяной компании предполагал… смену источника энергии. В случае с нефтью речь идет о возобновляемых ИЭ.
План действий
В независимости от того какой бы путь выбрала нефтяная компания, ее руководитель должен был руководствоваться рядом принципов для успешного преодоления переходного периода. Прежде всего было необходимо создание четкого и осознанного плана на будущее. Звучит банально, кажется банальным и вполне очевидным. Вот только менее правдивым это утверждение не стало.
Вторым хорошим вкладом в будущее стало бы использование IT-технологий для общего повышения эффективности всех отраслей деятельности компании. Цифровизация нефтяной отрасли подразумевает под собой осуществление деятельности при помощи последних технологических достижений в развитии таких областей как робототехника, искусственный интеллект, производство дронов и виртуальная реальность.
В дальнейшем это бы сделало гораздо более эффективным несколько процессов: разведку, бурение, восстановление запасов топлива. И, конечно же, это бы помогло в значительном сокращении соответствующих затрат. И как подмечают эксперты группы компаний «ОРГ», на самом деле так и получилось.
Узнать о группе компаний «ОРГ» более подробно вы сможете, если перейдете на ее сайт.