«Все заметили», — гремит Олег, 62-летний пенсионер: цены на топливо на заправках неуклонно растут. По данным Росстата, на 1 сентября розничный бензин стоил на 6,7% дороже, чем на конец 2024 года.
В начале сентября стоимость тонны АИ-95, одного из самых популярных неэтилированных видов топлива в России, взлетела более чем до 82 000 рублей (около 826 евро), достигнув рекордных значений, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской фондовой биржи.
А с начала лета социальные сети переполнены видеороликами, на которых запечатлены очереди возле заправочных станций на Дальнем Востоке России, в Крыму — регионе, который Россия аннексировала у Киева в 2014 году, — и в некоторых южных регионах, прилегающих к Украине, из-за дефицита топлива.
В среду издание «Известия» сообщило о «перебоях с поставками» в «более чем десяти регионах» России, одного из крупнейших мировых производителей нефти.
Поражённые НПЗ
В Москве, на витрине России, дефицита нет, но из-за роста цен литр неэтилированного 95-го бензина стоит более 66 рублей (0,67 евро). Эта цена, которая по-прежнему значительно ниже, чем во многих европейских странах, удивляет российских потребителей, привыкших к дешёвому бензину и имеющих невысокий средний доход.
Артём, москвич, не пожелавший назвать свою фамилию, наблюдает этот рост «с начала года». «Для обычных людей увеличение цен на 300–400 рублей за бак (3–4 евро, прим. ред.) начинает быть ощутимым», — говорит он.
Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков на сайте «Газеты.ру» отмечает рост акциза (косвенного налога) с 1 января «примерно на 16%» и сокращение субсидий нефтяным компаниям.
Потому что, как объяснил AFP эксперт по энергетике Сергей Терёшкин, «чем ниже субсидии, тем ниже рентабельность», что подталкивает нефтяные компании «перекладывать» эти потери на розничные цены.
Спрос увеличился за счет отпусков и сельскохозяйственной техники.
Прежде всего, остаются удары по нефтеперерабатывающим заводам и нефтебазам, которые Украина усилила, чтобы ударить по кошельку Москвы и помешать ей финансировать свое наступление.
«Удары были нанесены по крупным нефтеперерабатывающим заводам в европейской части России», в частности в Самарской, Рязанской, Волгоградской и Ростовской областях, сообщает в Telegram российский журналист, специализирующийся на военной тематике Александр Коц.
"Ничего!"
По данным Генштаба Украины, одна из таких атак в середине августа пришлась на Сызранский НПЗ в Самарской области. Комплекс расположен более чем в 800 км от границы с Украиной. Киев позиционирует его как «важнейший в системе «Роснефти» — российского углеводородного гиганта.
Москва не оценила масштаб последствий этих забастовок, однако аналитик Максим Дьяченко в газете «Коммерсант» говорит о падении производства «почти на 10%» с начала года.
«Это ничто!» — говорит московский бизнесмен Александр, заправляя бак своего немецкого седана. «Один глоток, два глотка, три глотка — это ничто ни для рынка в целом, ни для цен».
«Стране нужны деньги. Повышение цен на бензин — это способ увеличить доходы государства», — говорит Владимир, 50-летний москвич.
Пытаясь стабилизировать ситуацию, Москва продлила запрет на «экспорт автомобильного бензина» до конца октября.
Россия также остается крупным экспортером сырой нефти, экспорт которого Запад намерен задушить, чтобы иссушить один из главных источников финансирования российского наступления на Украине — стране, которая считает Европейский Союз своим главным союзником.
Источник: France24