В России предложили привязать цены на бензин к среднему росту зарплат. Что это означает для людей?

/ /
Что значит привязка цен на бензин к росту зарплат в России?
5
Минэнерго согласно отказаться от попыток сдерживать розничные цены на бензин и дизель в рамках потребительской инфляции. Предложение привязать цены на АЗС к композитному индексу инфляции ведомство направило на согласование в Минэкономразвития, Минфин, Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Российский топливный союз (РТС). Документ есть в распоряжении "РГ".
Идея принадлежит РТС, в сентябре вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго ее проработать. В композитном индексе будут учитываться динамика минимальной и средней зарплаты, налоговая и кредитная нагрузка отрасли, увеличение тарифов ЖКХ и транспорта и рост стоимости обновления основных средств (модернизация, ремонты, кадровая ротация и прочее). Произведен ретроспективный расчет композитного индекса на 2025 год, он составил 14%. Потребительская инфляция, по данным Росстата, к 17 ноября достигла уровня 5,08%. Средние цены на бензин с начала года выросли на 11,8%, что вписывается в рамки композитного индекса, но уже сильно превышает уровень потребительской инфляции.

Сделан расчет на 2026 год. Композитный индекс составил 5,7%, при том что согласно прогнозу социально-экономического развития потребительская инфляция составит 4%.

Что это означает для людей? В этом году - ничего. Цены на АЗС и так уже обогнали инфляцию, и даже если в оставшееся время немного просядут, едва ли вернутся в ее рамки. А вот в следующем году, если предложение пройдет, розничные цены на бензин и дизельное топливо (ДТ) получат право подорожать без особого внимания со стороны ФАС почти в полтора раза сильнее, чем если останется ограничение в рамках потребительской инфляции. К примеру, если в Москве литр бензина АИ-92 будет в декабре стоить 62 рубля, то в следующем году его цена сможет без проблем вырасти до 65,5 рубля с ограничениями по композитному индексу и до 64,5 рубля - по потребительской инфляции.

Другое дело, что все эти индексы - только ориентиры. Законодательно ограничения роста розничных цен на топливо не закреплены. И пока существует рынок, закреплены быть не могут. Но превышение предельных значений активизирует проверки АЗС и нервирует как потребителей, так и отрасль. К тому же за последние 5 лет рост розничных цен на топливо не превысил (хотя бы ненамного) потребительскую инфляцию только в 2020 и 2022 годах. Превышена она, видимо, будет и в этом году. А это означает, что изначально была выбрана неправильная установка, которую стоит поменять.

Момент обсудить изменения в настройках топливного рынка, наверное, был выбран не случайно. Сейчас на нем затишье, котировки бензина на бирже упали, а в рознице цены остановились и даже немного снизились в некоторых регионах. Дорожает только дизельное топливо (ДТ), но это, скорее, отыгрывается сезонный фактор - переход с летнего дизеля на зимний, - который в этом году в Центральной России затянулся. Страсти поутихли, а следующий рост цен начнется, вероятно, весной 2026 года. Есть время разрешить все разногласия и принять общее решение.

Большинство вопросов возникает к параметрам расчета композитного индекса инфляции. Наибольший вес (коэффициент 0,4) там имеют "повышение средней заработной платы (по данным Росстата) и рост минимального размера оплаты труда (МРОТ)". Рост налоговой нагрузки рассчитывается с коэффициентом 0,25, увеличение кредитной нагрузки - 0,02, повышение тарифов ЖКХ - 0,13, рост транспортных тарифов и производственные нужды - по 0,1. Параметры и коэффициенты приведены в документе по данным из письма РТС.

За последние пять лет рост розничных цен на топливо не превысил инфляцию только в 2020 и 2022 годах

Фактически получается, что в расчет возможного роста розничных цен на топливо главный вклад будет вносить зарплата. Чем больше получаем, тем дороже может стать бензин. Чем-то это напоминает ситуацию из старого советского фильма "Ищите женщину", когда работодатель повышает зарплату сотруднице с января и одновременно увеличивает ей плату за квартиру, поскольку дом принадлежит ему.

Как замечает заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, предложенные РТС критерии, например динамика заработных плат, нуждаются в аргументированном обосновании. В противном случае существует риск создания прецедента и для других отраслей, который будет дополнительно раскручивать маховик инфляции в экономике в целом.

При этом он считает, что предложения РТС заслуживают развернутого обсуждения, поскольку как минимум обнажают чувствительные проблемы ценообразования на рынке нефтепродуктов. Судя по расчетам, представленным и РТС, и Минэнерго, применение композитного индекса не приведет к существенному росту розничных цен, но позволит всесторонне учитывать затраты компаний, владеющих АЗС.

В документе Минэнерго говорится, что текущие розничные цены не обеспечивают маржинальность реализации топлива на АЗС. По оценке РТС, в среднем валовая маржа розницы при покупке топлива в мелком опте в ноябре этого года составила минус 6,3 рубля за литр, с учетом затрат.

По словам гендиректора маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, "инфляция минус" - привычная для отрасли формула, однако ее исполнение становится все менее достижимым на фоне расхождения динамики топливных и всех прочих цен. В следующем году эта разница может стать еще более высокой, с учетом торможения инфляции. Предложенный регуляторами индекс задает новые границы нормы. В этом же ряду - мораторий на отмену демпфера (субсидии нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок), который будет действовать до мая следующего года. Это, в свою очередь, создает риски роста биржевых цен, даже несмотря на их текущую стабилизацию. Поскольку бензин на бирже закупают трейдеры и крупнейшие из независимых сетей АЗС, рост биржевых цен будет транслироваться в розницу. Отсюда и желание регуляторов задать новый ориентир. Но важно помнить, что от смены термометра погода за окном не изменится.

По оценке Минэнерго, розничная торговля топливом на АЗС сейчас в среднем убыточна

По мнению управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова, идеи Минэнерго и РТС - здравые, хоть и запоздалые (отвязка цен на АЗС от средней инфляции напрашивалась еще пару лет назад). Сегодня получается абсурдная ситуация: цены на бирже являются рыночными, отражают баланс спроса и предложения и реагируют на новостные поводы, а цены на АЗС, по сути, в ручном режиме при помощи ФАС удерживают в рамках инфляции. Это вдвойне абсурдно в этом году на фоне резкого роста акцизов топлива в начале года. Цены должны были вырасти сверх инфляции на 2,0-2,5 рубля за счет роста налоговой нагрузки. Такая ситуация привела к тому, что в этом году с начала лета торговля бензином зачастую имеет отрицательную маржу. При этом показатели рентабельности основного бизнеса на АЗС в этом году настолько плачевны, что стонут уже не только независимые (где наблюдается достаточно стабильный тренд на сокращение числа работающих заправок), но и АЗС больших нефтяных компаний. Конечно, де-факто предложение Минэнерго подтолкнет цены на АЗС вверх, но гораздо хуже, если продолжатся сокращение количества заправок и предложения топлива в рознице, полагает Фролов.

Как отмечает зампред Наблюдательного совета Ассоциации "Надежный партнер" , член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, предложенные меры - это очередная попытка что-то донастроить в ручном режиме. Пока у нас отсутствует адекватная топливная стратегия, не определено необходимое количество АЗС для страны, такая ситуация сохранится.

По мнению Станкевича, если ретейл ставит вопрос о повышении рентабельности, то уместно рассмотреть варианты поддержки отдельных групп граждан, в зависимости от материального положения, или иные существенные условия, определяющие основания для получения льгот на покупку топлива. Тем более что такие примеры адресной поддержки мы видим в ЖКХ, электроэнергетике, при оказании транспортных и иных услуг.

Источник: RG.RU

0
0
Добавить комментарий:
Сообщение
Перетащите файлы
Ничего не найдено