Венесуэла готовится к вторжению США.

/ /
Венесуэла усиливает оборону на фоне возможного вторжения США
12

Мировая пресса, кажется, обрела новую форму геополитической ответственности: объявлять войны в тот момент, когда политики только начинают завязывать галстуки. История с Венесуэлой и США — классический пример такого медийного спектакля. Заголовки кричали о неминуемом вторжении и «нефтяной войне», в реальности мы наблюдаем тщательно срежиссированный акт политического давления, разбавленный палубной авиацией и конвоями танкеров. Война, которую так настойчиво анонсировали в соцсетях и СМИ, не случилась. Вместо полномасштабной операции начался «эскортный» триллер в Карибском море. Оно и не мудрено: бряцать оружием сегодня действительно удобнее, чем сидеть в окопах, а что касается рынков, в том числе нефти, так они давно научились отличать шум от реальной угрозы.

Геополитическая напряжённость достигла пика на фоне сообщений о возможной «полной и тотальной блокаде» Венесуэлы, обещанной Дональдом Трампом. Президент США не стеснялся в выражениях, заявив, что Вашингтон намерен вернуть себе права на венесуэльскую нефть, которые были «незаконно отобраны» местными властями в ходе национализации.

На фоне этих заявлений в небе над Карибским морем появились вполне осязаемые «ястребы»: палубная авиация США была демонстративно поднята в небо. Данные Flightradar24 фиксировали в воздушном пространстве истребители F/A-18E/F Super Hornet, два самолёта радиоэлектронной борьбы Boeing EA-18G Growler и самолёт ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye. Этот набор техники, который можно подать как «готовность к удару», на самом деле является стандартной демонстрацией силы в рамках «дипломатии давления».

Каракас ответил симметрично и весьма практично, разыграв собственную карту: военный эскорт.

Западные СМИ сообщили, что танкеры, перевозившие нефтяные побочные продукты (карбавину, нефтяной кокс) из порта Хосе, вышли в сторону Азии под охраной кораблей ВМС Венесуэлы. Государственная компания PDVSA поспешила заверить, что её суда находятся в полной безопасности и реализуют своё законное право на свободное судоходство.

Любителей апокалипсиса ждало разочарование: Трамп выступил с обращением к согражданам, поругал прошлую администрацию, похвалил себя, войну Венесуэле не объявил. Вместо вторжения — пауза, вместо операции — риторика о «восстановлении справедливости» и возврате «украденных» активов, отсылающая к истории национализации, начатой при Уго Чавесе.

Важно и то, что внутри США поддержка силового сценария невелика. Опрос Квиннипэкского университета показал, что две трети американцев (63%) выступают против вторжения в Венесуэлу, что снижает политические риски для Белого дома. Политически бряцать оружием безопасно, но идти в окопы — крайне невыгодно. Вся эта геополитическая драма имела бы смысл, если бы Венесуэла сохранила свою роль крупнейшего поставщика. Но цифры говорят об обратном, в том числе поэтому нефтяной рынок не поддался панике.
«Серьёзных потрясений для нефтяного рынка ждать не стоит, поскольку за последние два десятилетия Венесуэла сократила добычу нефти более чем втрое — c 3,1 млн баррелей в сутки (б/с) в 2004 году до 910 тыс. б/с в 2024 году, — рассказал Vgudok Сергей Терешкин, генеральный директор Open Oil Market. — Для сравнения: глобальная добыча нефти и газового конденсата в 2024 году составила 82,8 млн баррелей в сутки (без учёта лёгких углеводородов).

Венесуэла утратила роль крупнейшего производителя нефти в Южной Америке: сейчас им является Бразилия, при этом добычу активно наращивают Гайана и Аргентина... Поэтому резких скачков нефтяных цен не произойдёт: в ближайшие недели цены Brent будут колебаться вблизи $60 за баррель, а в следующем году котировки могут опуститься до $55 за баррель».

Таким образом, доля Венесуэлы составляет всего около 1% мировых поставок. Это делает краткосрочное воздействие на котировки минимальным.

Независимый эксперт Кирилл Родионов согласен, подчёркивая, что влияние на котировки будет кратковременным и слабым:

«Если и будет какой-то эффект воздействия на котировки, это на 1-2 дня, и колебания не превысят 1-2 доллара за баррель. Для рынка в целом это не очень важная история».

Однако, если глобально цены остаются стабильными, это не означает, что напряжённость не имеет стоимости.



Геополитическая игра переводится в прямые расходы на логистику и страхование. Присутствие палубной авиации и угроза блокады заставляют судовладельцев избегать рискованных маршрутов, повышать ставки фрахта и, что самое главное, увеличивать страховые премии. «Нефтяная война» бьёт не по ценам на бирже, а по марже венесуэльских экспортёров и логистическим расходам покупателей.

Нынешний кризис — это не о крахе, а о перспективе. Эксперты сходятся во мнении, что демонстрация силы может стать прологом к долгожданной и масштабной экономической трансформации Венесуэлы.

«Я ожидаю, что эти события станут прологом к полноценному возвращению Венесуэлы на нефтяной рынок. Напомню, что сейчас добыча нефти в стране составляет менее 1 млн баррелей в сутки, тогда как в середине 2000-х добыча превышала 3 млн баррелей, — продолжает Кирилл Родионов. — Каракас будет постепенно наращивать нефтедобычу, это связано с тем, что, скорее всего, будет демонополизация PDVSA, и на базе этой компании, будет создано несколько самостоятельных, и в их капитал будут входить американские компании, будут инвестиции... Уверен, что в ближайшие 10 лет Венесуэла может стать ещё одним важным источником прироста нефтедобычи и вернуться к уровню добычи середины нулевых».

Причина такого шага кроется в катастрофическом состоянии отрасли. Эксперты проводят историческую аналогию, по словам г-на Родионова, в Венесуэле сейчас развал нефтяной отрасли ещё более сильный, чем это было в СССР в конце 80-х. Тогда правительство России в 92-м году было вынуждено прибегать к займам Всемирного банка на реабилитацию нефтедобычи. Вот примерно в таком состоянии находится сейчас нефтяная отрасль Венесуэлы.

«Это всё достаточно легко «лечится» на самом деле, в том числе снижением налоговой нагрузки, отменой санкций, приватизацией отрасли, отменой экспортных ограничений. Вы просто приватизируете нефтяную отрасль, демонополизируете её и приглашаете лучшие нефтесервисные компании, и вам очень быстро восстанавливают нефтедобычу. И вот уже в стране те изменения, которые давно назревали», — говорит г-н Родионов.

Для российского экспорта нефти в краткосрочной перспективе угроза минимальна — объёмы Венесуэлы несущественны, а логистические проблемы компенсируются в горизонте недель.

А вот если план восстановления сработает и в течение 5–10 лет Венесуэла вернётся к добыче 3 млн баррелей в сутки, это усилит конкуренцию.

Появление дополнительного миллиона-двух баррелей нефти, схожей с российскими сортами, может осложнить положение отечественных экспортёров на азиатских рынках. России придётся учитывать этот новый фактор в своих стратегиях сбыта и ценообразования.

Трампу нравится играть роль миротворца. Убытки, которые понесли американские компании, относятся к делам почти 20-летней давности. Впервые нефтяная промышленность Венесуэлы была официально национализирована 1 января 1976 года. Все иностранные нефтяные компании, которые вели бизнес в стране, были заменены венесуэльскими.

Была создана государственная нефтяная компания Petróleos de Venezuela S.A. (PDVSA), существующая до сих пор.  В 2007 году президент Венесуэлы Уго Чавес провёл вторую национализацию. Под неё попали не только местные предприятия, но и филиалы западных нефтяных компаний — американских Exxon Mobil, Chevron и ConocoPhillips, британской BP, французской Total и норвежской Statoil. Решение Чавеса вызвало возмущение у США и других западных стран, которые в ответ ввели первые жёсткие санкции против Венесуэлы, что и привело к кризису добычи.

Кроме того, можно предположить, что армия и флот Мадуро располагают солидным арсеналом зенитных и противокорабельных ракет российского производства, и вряд ли президент США захочет экспериментировать, проверяя, как ими научились пользоваться южноамериканские «компаньерос».

Пока что это больше геополитический спектакль, тщательно срежиссированный для медиа-сериала, чем реальная нефтяная война. Танкерный эскорт и палубная авиация — серьёзные жесты, но без поддержки общества и готовности к прямому вторжению, они остаются элементами торга. Рынок, тем временем, считает баррели, а не слова, и ждёт, когда шум сменится реальной приватизацией. Война, которую любят объявлять журналисты, на деле возможный пролог к новому этапу развития нефтяной промышленности.

Источник: Vgudok

open oil logo
0
0
Добавить комментарий:
Сообщение
Перетащите файлы
Ничего не найдено