133

VC.RU: «Как мы увеличили выручку в пять раз при помощи ИТ-решений»

/ /
Как «Ойл Ресурс Групп» увеличила выручку в 5 раз с помощью ИТ-решений
23.05.2022
335
Comment

Как мы увеличили выручку в пять раз при помощи ИТ-решений

«Ойл Ресурс Групп» была маленькой компанией с ручным трудом и низкой эффективностью.

Чтобы стать лидером рынка, нам пришлось с нуля освоить ИТ-направление: набрать сотрудников, разработать инструменты под свои потребности, предложить клиентам новые сервисы. О наших ошибках и достижениях подробнее читайте в статье.

Компания «Ойл Ресурс Групп» появилась в 2014 году. Мы торговали топливом, в штате тогда было 30 человек. Все работали с собственными базами клиентов в своих файлах Excel. Контроля за работой менеджеров и логистов почти не было. Из-за этого компания терпела высокие издержки. По какой цене менеджер действительно продавал товар, на каких условиях логист договорился с перевозчиком, никто кроме них самих не знал.

Клиентов у нас было мало, а следовательно, была и маленькая выручка. Из-за большого объёма ручного труда общая эффективность компании оставалась очень низкой. А мы хотели стать лидером отрасли и выйти на новые сырьевые рынки. Но в таком состоянии компания не могла быстро масштабироваться. А отсутствие автоматизированных и прозрачных бизнес-процессов мешало увидеть полную картину происходящего в бизнесе.

И мы решили начать, как и все, с 1С.

Как мы нанимали сотрудников в ИТ-отдел

В компании не было специалистов, разбирающихся в ИТ. Мы знали, какие нам нужны функции от 1С, и считали, что этого будет достаточно. Купили конфигурацию и наняли разработчика в штат.

Ставить последовательно задачи разработчику и принимать их было некому. И получалось, что готовую функциональность невозможно было использовать. Мы тратили время и деньги, но не получали результат.

Тогда мы приняли решение нанять технического директора — человека с ИТ-бэкграундом и опытом управления. Он должен был разработать стратегию автоматизации компании на несколько лет вперёд и реализовать ее.

Технический директор провел аудит и бенчмаркинг, то есть определил, какие задачи должна решить учётная система, и изучил опыт конкурентов. Он решил выбрать 1С «Управление оптовой торговлей» и нанять крупного подрядчика для её доработки. Но опыт оказался неудачным.

Компания-подрядчик не погружалась в наши задачи. Работа строилась так: подрядчик выгружал результаты своей работы каждые две недели. Наши сотрудники, менеджеры, логисты, бухгалтеры тестировали функциональность и давали обратную связь. Подрядчик её забирал и вновь появлялся спустя пару недель. И сотрудникам заново приходилось разбираться, что было сделано в прошлый раз, какие изменения появились после их комментариев.

Работа двигалась медленно. А нам нужен был непрерывный процесс — с быстрой интеграцией и сбором обратной связи. Вот почему мы решили отказаться от подрядчика и нанять разработчиков в штат.

Первые же штатные сотрудники решили наши проблемы. Они погрузились в специфику рынка, ежедневно работали над конфигурацией и в течение суток обрабатывали обратную связь. В итоге процесс работы над 1С стал непрерывным.

Перейти на доработанную конфигурацию мы смогли в кратчайшие сроки — через четыре месяца после её покупки. А дальше мы планомерно её развивали, наращивая ИТ-отдел.

Учётную систему, которая полностью покрывала нужды компании по купле-продаже нефтепродуктов, мы получили спустя полтора года с момента покупки конфигурации.

Пять ИТ-решений для внутреннего использования, которые помогли нам заработать

Сейчас мы развиваем автоматизированные сервисы для наших клиентов. Но начинали с продуктов для сотрудников.

Учётная система

Мы работаем в самописной конфигурации на базе 1С. Сейчас она состоит из более 50 автоматизационных блоков. Система позволяет нам быстро запускать новые процессы. Например, в компании открывается отдел по торговле бетоном. На запуск блока под это направление уйдет не больше месяца.

Паспорта сделок




Пример паспорта сделки — договоренность с поставщиком.

Инструмент «Паспорт сделки» — сервис, увеличивающий эффективность работы логистического отдела. В паспорт сделки заносятся все договорённости с покупателями и поставщиками: цены, координаты места отгрузки, маржа, затраты на автотранспорт, рентабельность.

Система автоматически соединяет на основе указанных данных максимально выгодные пары «поставщик+покупатель» и указывает, насколько для нас будет выгодной сделка с каждым из контрагентов.

На основе этих данных менеджер может быстро подсчитать, как максимально выгодно для всех сторон набрать покупателю А 1000 тонн зерна: 300 тонн у фермера B, 450 тонн у фермера С и еще 250 тонн у фермера D.

Инструмент наладил работу отдела логистики и установил контроль за соблюдением условий сделки и маржинальностью. Без него логисты тратили много времени на обзвон перевозчиков, чтобы собрать информацию и просчитать затраты на транспортировку. А менеджерам по продажам приходилось вручную высчитывать маржинальность каждой сделки.

Калькулятор расчета стоимости доставки топлива

Благодаря этому инструменту менеджер за 20 секунд получает лучшее предложение для клиента — с учётом его условий. Представьте: менеджеру звонит клиент и заказывает тонну дизельного топлива с доставкой. Но клиент не знает, из какого НПЗ надо заказать продукт с максимальной выгодой по стоимости товара и его перевозке.

Специфика рынка такова, что цены регулярно меняются, и можно отгрузить товар с ближайшего НПЗ по более высокой цене, но сэкономить на доставке, и наоборот.

Менеджер забивает данные клиента в калькулятор расчёта стоимости доставки топлива: тип нефтепродукта, адрес склада, куда его надо доставить, объём.

Программа рассчитывает и отсортировывает доступные варианты с учётом доставки и показывает карту с маршрутом от НПЗ до склада заказчика. Тут же можно посмотреть погоду, которая тоже влияет на стоимость топлива.

Без калькулятора менеджер потратит не менее часа, чтобы изучить актуальный прайс и рассчитать стоимость доставки от разных поставщиков.

Рассылка актуальных цен

На оптовую стоимость нефтепродуктов влияет множество условий: спрос, погода, цены на мировом рынке, объём топлива у конкретного поставщика. Поэтому прайсы обновляются ежедневно.

Покупателям, желающим сделать заказ с максимальной выгодой, надо открыть сайты сразу нескольких поставщиков и НПЗ, сравнить цены, рассчитать итоговую стоимость заказа. А после позвонить менеджеру выбранного поставщика, попросить скидку или рассрочку платежа.

Мы облегчили жизнь нашим покупателям. Каждое утро мы собираем цены со всех поставщиков, формируем прайс-лист и рассылаем его нашим контрагентам.

База сейчас содержит 6 000 подписчиков. Мы постоянно следим за актуальностью адресов. Не все открывают наши письма каждый раз, потому что компании заказывают топливо не каждый день, а, например, раз в месяц.

Отдельно менеджеры дублируют прайс-лист своим клиентам в мессенджеры: WhatsApp и Telegram. Там получают рассылку еще почти 1000 клиентов.

Система 1С, где формируется прайс-лист, интегрирована с «Битрикс-24». И рассылка уходит еще и в «Битрикс-24» внутренним сотрудникам.

Чтобы минимизировать попадание нашей рассылки в спам, мы уникализировали каждое письмо. В подписи у каждого нового письма стоит уникальная фраза. В итоге почтовые программы пропускают все наши письма.

Сервис рассылок помогает нам регулярно информировать клиентов об актуальных ценах и предоставляет список всех базисов.

Мобильное приложение для заказа нефтепродуктов




Мобильное приложение «Топливо» и маркетплейс ОРГ-Маркет


В 2019 году мы запустили мобильное приложение под названием «Топливо». На первом этапе оно работало как прайс-лист с актуальными ценами. Но потом мы расширили функциональность, и у покупателей появилась возможность через личный кабинет оформить заказ, отслеживать его статус, выгружать закрывающие документы.

Что мы получили

Развитие информационного направления позволило нам быстро масштабироваться — увеличивать штат под растущий объём работы. Новые ИТ-решения помогли нарастить выручку: оборот компании в 2017 году составил 3.4 млрд руб., а в 2021 году — 12.4 млрд руб.

Рост прибыли дал возможность выйти на новые рынки. Сейчас мы торгуем нефтью, нефтепродуктами, нефтехимией и зерном на внутреннем рынке и на рынках стран СНГ и ЕС.

Сергей Терешкин, СЕО "Ойл Ресурс Групп"


Также мы развиваем новый на рынке информационный продукт — сырьевой маркетплейс ОРГ-Маркет. О нем расскажем в следующей публикации.
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
За последние 10 лет акцизы на топливо выросли в 3 раза, а в 2025 году рост составит еще порядка 15%. Что будет с ценами и как избежать роста. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Маркетплейс нефтепродуктов "Опен Ойл Маркет" планирует выйти на IPO в 2027 году (агентство экономической информации "Прайм").
Российский маркетплейс нефтепродуктов Open Oil Market объявил о планах выхода на IPO. Компания уже завершила этап pre-IPO и активно готовится к публичному размещению. Open Oil Market обещает изменить подход к закупке топлива, делая рынок более прозрачным и доступным для B2B-клиентов. Как это повлияет на отрасль и какие перспективы жд
Комментарий для "Российской газеты" о динамике цен на бензин.
Статья по ссылке обсуждает ситуацию с ценами на бензин в России. На автозаправках стоимость бензина продолжает расти, однако на биржах наблюдается снижение цен. Это может свидетельствовать о возможном скором изменении тенденции на розничном рынке. Анализируются причины таких колебаний, включая сезонный спрос, логистику и влияние налоговой политики.
Поговорили с "Ведомостями" об экономике АЗС в России.
Финансовые показатели автозаправочных станций (АЗС) в России значительно различаются в зависимости от их расположения и бизнес-модели. Выручка одной станции может отличаться в 50 раз, а рентабельность — вдвое. Основной доход АЗС получают от продажи топлива, на которую приходится более 85% валового дохода. Однако развитие нетопливного бизнеса, такого как кафе, магазины и сервисные услуги, становится ключевым фактором для повышения прибыли. Продажа сопутствующих товаров и услуг может составлять от 10 до 25% выручки и более 50% прибыли станции. В условиях растущей фискальной нагрузки и стремления государства ограничить рост цен на топливо, владельцы АЗС активно развивают дополнительные сервисы, превращая заправки в центры придорожного сервиса.
Комментарий Сергея Терешкина по резонансной теме запрета на экспорт бензина для РБК.
Правительство России продлило временный запрет на экспорт бензина до 31 декабря 2024 года. Первоначально введенный в марте сроком на полгода, запрет был приостановлен в мае—июле, однако теперь вновь продлен для обеспечения стабильности на топливном рынке в период повышенного сезонного спроса и плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. Ограничение не распространяется на поставки в рамках международных межправительственных соглашений и топливо, вывозимое для личного пользования или оказания гуманитарной помощи.
Комментарий для "Российской газеты".
Почему бензин АИ-95 дорожает сильнее остальных? С чем связаны резкие скачки стоимости топлива и почему именно АИ-95 бьёт рекорды по росту цен? В статье рассмотрены ключевые факторы, влияющие на рынок бензина, объясняются экономические причины подорожания и что это значит для потребителей. Читайте подробный анализ и прогнозы экспертов на моем сайте.
Корректировки правил выплат по демпферу, которые сейчас обсуждаются в правительстве, призваны поддержать нефтяников, но могут привести к некоторому росту цен на бирже. Такое мнение в беседе с "РГ" высказал генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин.
Комментарий для "Ведомостей".
Правительство России планирует продлить разрешение на экспорт бензина до конца июля 2024 года. Ранее, с 1 марта 2024 года, был введен полугодовой запрет на экспорт бензина, который был временно снят в середине мая. Решение о продлении экспорта будет принято с учетом текущей ситуации на рынке топлива, включая запасы и динамику цен. Отмечается, что биржевые цены на бензин АИ-92 и АИ-95 с начала года выросли на 29% и 46% соответственно. Также обсуждается возможность полного запрета поставок дизельного топлива, приобретенного на бирже, для непроизводителей с 1 июля по 31 декабря 2024 года.
ORG-Market — товарно-сырьевой маркетплейс, который за несколько лет стал ключевым каналом продаж для «Ойл Ресурс Групп». В статье рассказывается о развитии цифровых B2B-платформ в России, их преимуществах для бизнеса и перспективах на будущее. Узнайте, как маркетплейсы меняют рынок и упрощают закупки сырья. В 2023г компания сменила наименование и сейчас называется Open Oil Market, Принадлежит АО "УК Опен Ойл Маркет"
Товарно-сырьевые маркетплейсы, такие как ORG-Market, становятся важными инструментами для цифровизации бизнеса и оптимизации закупок в России. Узнайте, как эти платформы упрощают торговлю сырьем, сокращают издержки и способствуют развитию B2B-сегмента.