Топливо не должно утекать: как власти пытаются победить дефицит бензина

/ /
Топливо не должно утекать: меры властей против дефицита бензина
165
Сразу несколько российских регионов столкнулись с ограничениями продаж или ростом цен на заправках, оптовые цены скакнули на 12% с начала августа, а крымчане вынуждены урезать нормы выдачи бензина в одни руки с 30 до 20 л. Дефицит топлива заставляет правительство продлить до конца года запрет на экспорт бензина и задуматься о стимулировании импорта. Однако действия властей не успевают за реальностью, считают опрошенные Forbes эксперты

Глава правительства Михаил Мишустин подписал во вторник, 30 сентября, два постановления, продлив до конца года запрет на экспорт бензина и на тот же срок — вывоз дизельного топлива для непроизводителей. Анонсируя эту меру, вице-премьер Александр Новак 25 сентября отметил, что она позволит дополнительно обеспечить рынок нефтепродуктами.

Правительство в этом году уже продлевало запрет на экспорт автомобильного бензина: с 1 августа до конца сентября действовал полный запрет, ранее касавшийся лишь трейдеров и мелких нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). 4 сентября Минэнерго сообщило об изменении графика плановых ремонтов НПЗ, чтобы не попасть на период пикового спроса на бензин.

Как выяснил «Коммерсантъ», вице-премьер Александр Новак обратился к премьеру Михаилу Мишустину с предложением обнулить ввозные таможенные пошлины в размере 5% на бензин, импортируемый из Китая, Южной Кореи и Сингапура через некоторые пункты пропуска на Дальнем Востоке. Рост цен эти действия и предложения не остановили.

Правительство России наблюдает «небольшой дефицит» предложения на розничном рынке топлива, который, правда, покрывается за счет накопленных остатков, говорил недавно журналистам Новак.

Но руководитель аналитического центра Mind Money Игорь Исаев считает, что поводы для тревоги есть: «Когда господин Новак говорил о «небольшом дефиците», это звучало как технический сбой, но в реальности речь идет о системной перегрузке: плановые и внеплановые ремонты на НПЗ, особенно в Поволжье и на юге, сократили объемы переработки, а логистика не успела адаптироваться». На первый взгляд, дополнительный запрет логичен: если прежние меры не сработали, нужно усилить контроль. «Но если производители не могут оперативно нарастить поставки, а трейдеры будут ограничены в маневре, то запрет может усилить напряжение — особенно, в регионах, где перебои с поставками в последнее время нередки, — говорит Исаев. — В ряде областей фиксируются случаи приостановки работы АЗС, вводятся ограничения на отпуск топлива — это говорит о том, что дефицит перестал быть «небольшим».

Открытых и верифицируемых данных о ситуации с дефицитом топлива в регионах нет, говорит генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open Oil Market Сергей Терешкин. «Единственным общедоступным индикатором является индекс производства нефтепродуктов, который отражает сводную динамику выпуска автобензина, дизельного топлива, авиакеросина и некоторых других видов топлива, — указывает он. — По данным Росстата, производство кокса и нефтепродуктов в России в августе 2025 года сократилось на 6,3% в сравнении с августом 2024-го и на 4,2% в сравнении с июлем 2025-го».

Но в Крыму уже пошли на введение ограничений на продажу и установку фиксированных цен на бензин. О дефиците на АЗС Крыма сообщил 25 сентября глава республики Сергей Аксенов. Он заверил, что в течение двух дней крымские АЗС планируют обеспечить необходимым объемом бензина марки АИ-95. Однако уже 29 сентября Аксенов в своем Telegram-канале написал, что по итогам совещания с участием основных нефтетрейдеров Крыма была достигнута договоренность об ограничении продажи бензина и дизельного топлива — не более 30 л в одни руки, а также об установлении потолка цен на них. 1 октября глава региона уточнил, что принятые ограничения не решили проблемы и норма снизилась до 20 л.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев 29 сентября объявил о введении ограничений на бензин в 30 л на один автомобиль или одну канистру. «Бензин привозится в режиме нон-стоп, но из-за ажиотажа на АЗС пока не удается выйти на плановый режим работы», — написал он в своем Telegram-канале, добавив, что ограничений на продажу дизельного топлива не вводится.


Эксперт аналитического центра «Яков и Партнеры» Анна Волкова объясняет сложившуюся в Крыму ситуацию сочетанием нескольких факторов: удаленностью от основных НПЗ и ажиотажным спросом со стороны потребителей. «Желание делать запасы провоцируется новостями о внеплановых ремонтах НПЗ и наблюдаемом закрытии ряда АЗС из-за нерентабельности. Но при балансировке стоимости топлива на оптовом рынке ситуация восстановится уже в октябре», — считает Волкова.

Компания «Процессинговый центр Премиум Карт» на своем сайте сообщает, что на АЗС «Роснефти» и «Башнефти» введены ограничения на отпуск бензина в объеме 100 л на одну топливную карту, АЗС «Татнефти» приостановили отпуск топлива везде, кроме Татарстана, с 15 сентября. Так же поступили АЗС компаний ОЛВИ, GP Vympel (Саратов) и «Роза мира» (Самарская область). Представитель «ПЦ Премиум карт» сказал Forbes, что ограничения касаются юридических лиц, являющихся клиентами компании и использующих ее карты, позволяющие оплачивать топливо на АЗС безналично. Операторы горячих линий «Роснефти», «Башнефти», «Татнефти» и «Розы мира» сказали Forbes, что у них нет сведений о каких-либо ограничениях на их заправках. Представитель GP Vympel уверил Forbes, что у компании достаточно топлива, чтобы избежать ограничений, компания выполняет все договоренности с «Премиум карт». С компанией ОЛВИ связаться не удалось.

Продление запрета на экспорт бензина и расширение ограничений на дизель для непроизводителей выглядит как попытка стабилизировать внутренний рынок, говорит Игорь Исаев из Mind Money. По подсчетам Reuters, в результате атак украинских БПЛА были остановлены предприятия, на долю которых приходится по меньшей мере 17% мощностей по переработке нефти в России, или 1,1 млн баррелей в сутки, напоминает Анна Волкова из «Яков и партнеры». «Страна ежедневно недополучает каждый пятый литр топлива, — говорит она. — Ограничение экспорта до момента восстановления объемов производств и насыщения внутреннего рынка обосновано».

С начала августа, когда возобновились атаки БПЛА на НПЗ в европейской части России, а часть установок ушла на внеплановый ремонт, оптовые цены резко выросли: бензин марки АИ-92 подорожал на 12%, до 73 900 рублей за т, а дизельное топливо — на 24%, до 71 900 рублей за т, говорят эксперты «БКС Мир инвестиций» Кирилл Бахтин и Булат Мударисов. И введение полного запрета на экспорт бензина пока не охладило цены, напоминают они. «Это может указывать на то, что временно выбыли мощности более чем на 13%, а именно такой размер исторически соответствует доле производства бензинов, направляемой на экспорт. В отношении дизтоплива будет введена пока не столь радикальная мера: запрет экспорт не затрагивает производителей», — поясняют эксперты.

К тому же само по себе продление запрета на экспорт бензина означает для нефтяников сохранение статус-кво, считает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open Oil Market Сергей Терешкин. Он напоминает, что запрет уже действовал в августе и сентябре и его пролонгация была вполне ожидаемой, с учетом того что разница между инфляцией и темпами прироста цен на бензин выросла: по данным Росстата, к 22 сентября 2025 года накопленный прирост цен на бензин достиг 8,4%, а потребительская инфляция составила 4,2%, на этом фоне регуляторы не могли не пойти на новый запрет.

С августа 2025 года вводится и ряд дополнительных мер для поддержания рынка топлива. Первая — повышение норматива обязательных продаж бензина на бирже с 15% до 17%, что позволит контролировать цену большего объема топлива и снижать влияние спекулянтов, говорит Волкова из «Яков и Партнеры». Вторая мера — возможная корректировка демпфирующего механизма, что также повлияет на стабильность цен, добавляет она. «Хотя реализация увеличения демпфера для бензина потребует значительных расходов бюджета, так как снизятся налоговые поступления от нефтегазовой отрасли», — отмечает эксперт. Речь идет о том, что государство компенсирует производителям нефтепродуктов разницу между экспортными и внутренними ценами. Правительство планирует с 1 сентября, задним числом, поднять точку отсечения так называемого демпфера для бензина и дизеля на 10 п. п., до 20% и 30% соответственно (производители получат выплаты даже в случае более высокой экспортной цены). 

Кроме того, по данным «Коммерсанта», Новак 24 сентября обратился к премьеру Мишустину с предложениями по насыщению внутреннего рынка бензином и дизельным топливом. Среди дополнительных мер — обнуление ввозных таможенных пошлин в размере 5% на импортируемый бензин из Китая, Южной Кореи и Сингапура через некоторые пункты пропуска на Дальнем Востоке. Поставлять топливо смогут только уполномоченные организации — «Роснефть», АО ННК и государственное ВО «Промсырьеимпорт». На импортируемые нефтепродукты должен быть введен демпфер.

Так появится возможность в месяц направлять около 150 000 т бензина, производимого на НПЗ «Сибирь», для поддержания баланса в центральной части страны, говорится в обращении. Предлагается и увеличить импорт бензина из Белоруссии. В сентябре, указывается в обращении, поставки белорусского бензина оцениваются в 45 000 т. Давальческая переработка нефти может позволить нарастить поставки белорусского бензина до 300 000 т в месяц, сказано в документе. 

Источник: Forbes


1
0
Добавить комментарий:
Сообщение
Перетащите файлы
Ничего не найдено