Бензин и дизель не реагируют на запрет экспорта. Как остановить цены на АЗС?

/ /
Бензин и дизель не реагируют на запрет экспорта: как остановить рост цен на АЗС
98
Продление до конца года полного запрета на экспорт бензина и введение с 1 октября ограничений на экспорт дизельного топлива (ДТ) для непроизводителей (трейдеров) пока никак не повлияли на топливный рынок. Цены продолжают расти как в опте, так и в рознице. Впрочем, у правительства есть еще несколько тузов в рукаве.
Во-первых, можно ожидать увеличения объемов выпуска топлива за счет ввода в строй модернизированных мощностей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). О такой возможности ранее сообщил вице-премьер Александр Новак. Вырастет предложение на рынке, спадет ажиотажный спрос, цены пойдут вниз. Но пока этого не происходит.

Во-вторых, возможен полный запрет экспорта дизеля, в том числе для производителей. Дизеля у нас производится в два раза больше, чем потребляется, остальное экспортируется. Едва ли можно опасаться дефицита ДТ в России, но его экспорт - одна из доходных статей нефтяников, и его запрет возможен как ультиматум компаниям, чтобы они приняли меры для снятия напряжения на внутреннем рынке.

Кроме того, как говорил Новак, ситуация с бензином в некоторых регионах решается "в ручном режиме". То есть на уровне местных властей могут приниматься различные экстренные меры - от заморозки предельных цен до ограничения объемов продаж. Также остается возможность корректировать обязательные объемы продаж топлива через биржу, что может сильно увеличить предложение на оптовом рынке.

С другой стороны, можно действовать и не жестко, а попытаться договориться с нефтяниками, как это было сделано в 2018 году, перед введением демпфера (компенсация нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по низким ценам, работает с 2019 года). На сегодняшний день по бензину НПЗ не должны получить выплаты по демпферу за август и сентябрь. Но идея подкрутить демпферный механизм, чтобы компании не потеряли компенсацию, высказывалась. Ее одобрил даже Минфин - ведомство, весьма неохотно идущее на дополнительные расходы бюджетных средств.

Впрочем, как объяснил "РГ" зампред Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, в случае принятия ГД внесенного правительством законопроекта, расширяющего диапазон цен для получения демпфера (плюс 20% к предельной цене), нефтяные компании, вероятно, получат выплаты по бензину за сентябрь. Средняя цена за тонну не превысила 72,1 тыс. рублей (цена отсечения).




Увеличить предложение топлива можно за счет его импорта из Китая, Беларуси и Казахстана

Можно возразить, что пока прошло слишком мало времени, всего неделя, чтобы запреты на экспорт заработали. Но отложенное действие они имеют на розницу, на АЗС действительно могли не почувствовать каких-то изменений. Биржа же реагирует моментально и отзывается в том числе на информационный фон, а реакции не последовало. Кроме того, экспорт бензина для всех запрещен аж с августа, но эффекта нет.

На бирже бензин марки АИ-92 впервые в истории преодолел отметку 74 тыс. рублей за тонну, АИ-95 находится совсем близко от уровня 80 тыс. рублей за тонну, а котировки ДТ установили очередной рекорд, поднявшись 7 октября до 72 669 рублей за тонну. В рознице, по данным Росстата, бензин к концу сентября обгоняет потребительскую инфляцию более чем в два раза (9,7% против 4,29%), а ДТ почти догнало ее (3,7%). Причем дизель за последние две недели подорожал на АЗС на 1,1%. Если динамика сохранится, то он догонит инфляцию уже на этой неделе. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), за период с 27 сентября по 6 октября на столичных заправках ДТ в среднем подорожало на 35 копеек (0,48%). Новые данные Росстата появятся вечером 8 октября.

Станкевич считает, что причина роста топливных цен на бирже находится в прямой корреляции с интенсивностью атак БПЛА на российские НПЗ. Индексы сентября это подтверждают. Дефицит предложения на рынке подталкивает цены вверх. Ограничения экспорта в такой ситуации недостаточно. А вот завершение внеплановых ремонтов НПЗ вкупе с поставками топлива из-за границы в рамках межправительственных соглашений сыграют свою роль, поясняет Станкевич.

Что касается ДТ, то, по словам управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова, причиной его подорожания осенью стали также незапланированные остановки НПЗ плюс постепенный переход с летнего на межсезонное и зимнее топливо. Но поскольку по ДТ у России запас прочности гораздо выше, уже принятые регулятором меры должны привести к стабилизации рынка, считает эксперт. По его мнению, запрета экспорта ДТ для производителей не последует. Другое дело, что и в условиях отсутствия такого запрета у регулятора остается возможность в ручном режиме регулировать экспорт, например, путем пересмотра заявок на прокачку по трубе в направлении экспортных терминалов, уточняет Фролов.

При этом ждать падения цен на АЗС не стоит, уверен гендиректор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин. Опережающий рост цен на бензин будет сохраняться как минимум до конца нынешнего года. По данным Росстата, в августе 2025 года производство нефтепродуктов в РФ сократилось на 6,3% в сравнении с августом 2024 года и на 4,2% в сравнении с июлем 2025 года. Речь идет о сводном показателе выпуска, который публикуется Росстатом без абсолютных значений. Статистика за сентябрь 2025 года будет доступна только в конце октября, однако данные Росстата наверняка продемонстрируют ускорение темпов сокращения выпуска. Поэтому успокоить рынок можно только за счет увеличения выпуска топлива - как за счет ремонта и перезапуска простаивающих мощностей, так и увеличения импорта из Беларуси, Казахстана и Китая, поясняет Терешкин.

Но спокойствие рынка не означает снижения цен, отмечает зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев. У нас цены на топливо в принципе никогда не снижались, речь всегда шла о медленном или быстром росте, который ограничивали инфляцией. Но сейчас на рынок стал действовать фактор БПЛА, который сделал нефтепереработку и хранение товарных запасов топлива совсем не выгодными. Фискальная система изначально была создана так, что было рентабельнее отправлять нефть на экспорт, нежели строить НПЗ и перерабатывать ее внутри страны. А сейчас мы хотим заставить нефтяные компании не только перерабатывать эту нефть, но и поставлять на внутренний рынок. "Нужно определиться: мы живем с рынком или с плановой экономикой? Если первое, то нужно дать возможность рынку самому найти баланс, определить равновесную цену бензина и ДТ, а не декларативно принуждать нефтяников снизить цены. Только кнут без пряника работать не будет", - подчеркивает Гусев.

Источник: RG.RU

0
0
Добавить комментарий:
Сообщение
Перетащите файлы
Ничего не найдено