Рост цен на дизель может ускориться к концу лета, но не превысит инфляции

/ /
Рост цен на дизельное топливо к концу лета: что ожидать?
28.07.2024
17
Comment
Рост цен на дизельное топливо (ДТ) на АЗС в этом году (2,4%) пока более, чем в два раза отстает от средней инфляции (4,91%). При этом все марки бензина уже вплотную приблизились к ее уровню. Но традиционно бензин дорожает с конца весны и летом, что и произошло, а стоимость ДТ быстро растет в конце лета и осенью, и едва ли исключением будет этот год.

В рознице подорожание топлива разных марок ограничено инфляцией, и едва ли какая-то компания захочет привлечь к себе внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Но в опте есть вероятность, что сезонное подорожание ДТ будет происходить по "бензиновому" сценарию, где основной рост цен пришелся на марку бензина АИ-95. Также может случится с зимним дизелем. Впрочем, у правительства есть инструменты для сдерживания роста цен.

Подорожание бензинов уже привело к возобновлению запрета на их экспорт с 1 августа. В отношении ДТ, по словам вице-премьера Александра Новака, такая мера пока не рассматривается.

Для дизеля запрет на экспорт будет крайней мерой, поскольку его в России производится в два раза больше, чем потребляется на внутреннем рынке. Половина уходит на экспорт. Для сравнения, почти 90% производимого в стране бензина реализуется в России, и только около 10% отправляется за границу. Из нефтепродуктов ДТ - наш основной экспортный товар. Поэтому запрет на экспорт ДТ возможен только в экстренном случае и на недолгий срок. Иначе произойдет затоваривание рынка, как результат спад объемов нефтепереработки. Не случайно прошлой осенью полный запрет на экспорт ДТ проработал всего две недели.

В беседе с "РГ" зампредседателя Комитета ГД по энергетике Юрий Станкевич высказал мнение, что сейчас для роста оптовых цен на ДТ в связи с началом активной стадии сельхозработ нет объективных экономических предпосылок: во-первых, мировые цены на нефть в течении последнего месяца снизились более, чем на пять процентов, тенденций к обратной динамике не прослеживается, во-вторых, основные параметры налогообложения нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения остались прежними.

Но рост спроса на ДТ в опте, как правило начинается в десятых числах августа, а через некоторое время ретранслируется в розницу. По Росстату, в прошлом году к 31 июля ДТ подорожало на АЗС с начала года на 0,6%, отставая по темпам от бензина в 8 раз, а уже ко 2 октября дизель перегнал бензин, подорожав - на 11,1%

Как отмечает заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, цены на дизель в сезон, то есть в конце лета - начале осени, растут быстро. Потом в октябре на смену летнему дизелю приходит зимний, который априори дороже. Но этот процесс очень неравномерный по регионам. На юге зимний используется меньше, на севере - больше. На АЗС разница между зимним и летними сортами ДТ составляет, как правило, два-три рублей за литр. Но разлет цен зависит от многих факторов, к примеру, от цены керосина, который часто используется для производства дизеля, незамерзающего при низких температурах.

По словам генерального директора маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, рубеж августа и сентября традиционно является периодом роста цен на ДТ, не станет исключением и нынешней год. Основной прирост будет наблюдаться не на бирже, а в мелкооптовом сегменте, где во время прошлогодней уборочной кампании цены доходили до 100 тыс. рублей за тонну. Цены на бирже тогда лишь ненадолго превысили отметку в 75 тыс. рублей за тонну, уточняет эксперт.

На АЗС разница между зимними и летними сортами дизеля составляет, как правило, два-три рубля за литр
Есть у зимнего ДТ еще одно сходство с бензином АИ-95. Биржевая цена зимнего ДТ также не учитывается в условиях для выплат по демпферу. Они компенсируют часть разницы между индикативной ценой топлива, установленной государством, и его экспортной ценой. Выплачивается он из бюджета нефтяникам за оптовые поставки топлива на внутренний рынок с отклонением от индикативной цены (установленной государством) не более 10% для бензина и не более 20% - по ДТ. И для бензина в расчет берется только цена АИ-92, для ДТ - летний сорт.

Как отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, нефтяники ищут лазейки, которые бы позволяли повышать маржинальность производства и сбыта нефтепродуктов без угрозы потери субсидий и запретов на экспорт. Такими лазейками являются топливная розница, а также биржевые цены на бензин АИ-95 и зимнее дизельное топливо. Именно в этих сегментах будут сохраняться риски опережающего роста топливных цен.

Причем, по мнению Терешкина, сезонный рост цен на дизельное топливо можно было бы наблюдать даже в том случае, если бы зимний ДТ был включен в параметры демпфера. Демпфер учитывает только биржевые торги, на которых реализуется лишь 16% выпускаемого дизеля; остальные 84% - это мелкий опт, где нефтяники могут "разгонять" рост цен, не опасаясь потери субсидий.

Но с точки зрения Гусева, демпфер справляется со своими задачами - нормализовывать общую ситуацию на топливном рынке. Просто некоторые параметры демпфера и правила работы топливного рынка необходимо иногда корректировать, в соответствии с меняющейся конъюнктурой. Возможно, стоит разделить демпферные выплаты по маркам бензина и сортам ДТ, разделить нормативы продаж ДТ на бирже по сортам, а также по сезонам. Мы же знаем на какие сорта и когда спрос растет, а когда падает, поясняет он.

Кроме того, стоит обратить внимание на стоимость авиакеросина, растворителей и присадок, используемых для производства зимнего дизеля. И возможно, стимулировать больший объем их производства в сезон спроса на зимний ДТ, считает Гусев.

По словам Родионова, из-за низкой конкуренции у нефтяников нет серьезных стимулов для снижения цен. Действует только "окрик" регулятора (в виде запрета на экспорт) и страх перед потерей субсидий. Решить эту проблему можно за счет повышения нормативов биржевых продаж - с нынешних 15% для бензина и 16% для ДТ до 33%.

Здесь, правда, можно возразить, что маржа нефтепереработки и топливной розницы периодически становиться нулевой, подчас даже отрицательной. Связывают это как ростом цен на нефть и нефтепродукты в мире, так и с очень высокой налоговой нагрузкой на нефтяную отрасль. А при нулевой или отрицательной марже никакая конкуренция к снижению цен не приведет.

По мнению Станкевича, правительству во взаимодействии с ключевыми компаниями нефтяной отрасли необходимо обеспечить безукоризненную работу цепочек поставок топлива внутри страны. Прежде всего, по железной дороге, чтобы не допустить возникновения локальных дефицитов в регионах.

"Для этих целей уже создан оперативный штаб под руководством Александра Новака. В работе штаба участвуют, наряду с иными должностными лицами, уполномоченные представители Минсельхоза и органов исполнительной власти разных регионов. И именно их задача вовремя сигнализировать о ситуации на местах в период уборочной кампании. Надеюсь, ошибки прошлого года будут учтены", - подчеркивает Станкевич.

Источник: https://rg.ru/2024/07/26/rost-cen-na-dizel-mozhet-uskoritsia-k-koncu-leta-no-ne-prevysit-infliacii.h...
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Эксперт Терешкин: цены на дизельное топливо в России стабилизируются к декабрю (агентство экономической информации "Прайм").
В статье «Россиянам рассказали, когда стабилизируются цены на дизель в России» генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов «Опен Ойл Маркет» Сергей Терешкин прогнозирует стабилизацию цен на дизельное топливо к декабрю 2024 года. Он объясняет текущий рост цен сезонными факторами, такими как переход на зимнее дизельное топливо и увеличение автомобильных грузоперевозок. По данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта за девять месяцев увеличился на 7,7%, что также влияет на спрос и стоимость дизельного топлива. Терешкин отмечает, что после завершения переходного периода цены на дизель стабилизируются.
Комментарий для "Ведомостей" о потенциальном снижении цен на нефть.
Эксперты прогнозируют снижение цен на нефть в 2025 году, ожидая, что средняя стоимость нефти марки Brent опустится ниже $70 за баррель. Основной причиной этого является увеличение добычи в странах, не входящих в ОПЕК+, таких как США, Бразилия, Гайана, Канада и Аргентина. Сергей Терешкин, генеральный директор OPEN OIL MARKET, отмечает, что рост добычи в этих регионах оказывает давление на цены, несмотря на попытки ОПЕК+ регулировать рынок. Он также указывает на возможные планы Саудовской Аравии по увеличению нефтедобычи, что может усилить тенденцию к снижению цен.
Прокомментировал "Российской газете" о вопрос использования биотоплива в авиации.
С 2027 года Международная организация гражданской авиации (ИКАО) вводит обязательные меры по ограничению выбросов CO₂ для международных рейсов. Авиакомпании должны будут компенсировать превышение 85% уровня выбросов 2019 года, используя углеродные единицы или устойчивое авиационное топливо (SAF). Это может привести к увеличению стоимости международных перелетов: по оценкам, на 9% к 2030 году и на 21% к 2035 году. Для российских авиакомпаний дополнительные расходы в 2027 году могут составить 20–30 млрд рублей, что добавит 800–1200 рублей к цене билета. В России рынок биотоплива пока не развит, но планируется его развитие для обеспечения энергобезопасности и диверсификации энергоресурсов.
За последние 10 лет акцизы на топливо выросли в 3 раза, а в 2025 году рост составит еще порядка 15%. Что будет с ценами и как избежать роста. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин комментирует последние решения Минэнерго по экспорту бензина и объясняет, почему снятие запрета стало актуальным шагом. В статье рассматривается, как стабилизация цен на внутреннем рынке влияет на экспортную политику, и анализируются потенциальные последствия для цен на топливо. Терешкин также объясняет, почему нефтяные компании заинтересованы в отмене ограничений, и делится своим мнением о дальнейшем развитии ситуации на рынке ДТ, учитывая сезонные колебания спроса на зимние сорта топлива.
Как цифровые сервисы меняют паттерны поведения аудиторий в B2B-сегменте — рассказываем на примере маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET. Интервью Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Маркетплейс нефтепродуктов "Опен Ойл Маркет" планирует выйти на IPO в 2027 году (агентство экономической информации "Прайм").
Российский маркетплейс нефтепродуктов Open Oil Market объявил о планах выхода на IPO. Компания уже завершила этап pre-IPO и активно готовится к публичному размещению. Open Oil Market обещает изменить подход к закупке топлива, делая рынок более прозрачным и доступным для B2B-клиентов. Как это повлияет на отрасль и какие перспективы жд
Терешкин: уровень цен на бензин Аи-95 в опте и рознице сохранится до конца года.
На фоне нестабильной экономической ситуации и роста цен на энергоносители, сохранение текущего уровня стоимости бензина АИ-95 становится одной из ключевых тем для потребителей и бизнеса. Какие факторы влияют на рынок топлива, и что ждать в ближайшие месяцы? Подробнее читайте в нашей статье.
Комментарий для РБК.
С 1 августа 2024 года в России возобновляется запрет на экспорт бензина, который продлится как минимум до сентября. Это решение принято на фоне роста оптовых цен на топливо: с 20 мая по 30 июля стоимость АИ-92 увеличилась на 13%, а АИ-95 — на 29%. Рост цен обусловлен высоким спросом и плановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов.

Эксперты отмечают, что такая модель регулирования, включающая временные запреты на экспорт, может стать постоянной практикой для стабилизации внутреннего рынка топлива. Однако это несет риски для нефтяной отрасли и требует развития более сложных механизмов, таких как срочный рынок и культура хеджирования рисков.

Для более подробного анализа ситуации и ее влияния на рынок топлива вы можете ознакомиться с полной статьей по ссылке выше.
Комментарий для "Ведомостей".
Статья «Крепкие энергосвязи» на сайте Сергея Терёшкина посвящена развитию энергетического сотрудничества между Россией и Китаем. В материале рассматриваются прогнозы роста энергопотребления в Китае, увеличение экспорта российской нефти, газа и угля в эту страну, а также участие российских компаний в строительстве атомных электростанций на территории КНР. Особое внимание уделено совместным проектам, таким как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ – 2», с участием китайских инвесторов и банков. Статья подчеркивает укрепление энергетических связей между двумя странами и перспективы их дальнейшего развития.