Почему бензин АИ-95 дорожает сильнее остальных

/ /
Почему бензин АИ-95 дорожает сильнее остальных
23.07.2024
18
Comment
В России спрос бензин марки АИ-95 растет быстрее, чем его производство, а доля продаж этой марки на бирже не соответствует потреблению. В результате, биржевые котировки АИ-95 идут вверх опережающими темпами (74 997 руб. за тонну) и сейчас они почти достигли максимального уровня осеннего кризиса прошлого года (76 797 руб. за тонну). Об этом говорится в письме Российского топливного союза (РТС) вице-премьеру Александру Новаку (копия письма есть у "РГ").

В письме РТС сказано, что несмотря на рост выпуска бензинов АИ-95 (и выше), которые в общей корзине производства бензинов 5 класса формируют уже 45%, потребление этих марок также растет и составляет в среднем по стране 57%. Соотношение биржевых продаж АИ-92 и АИ-95 также не в пользу последней марки, в мае - 58,8% и 41,2%, в июне - 59,2% и 40,8%, в июле - 57,6% и 42,4%.

Сейчас разница котировок АИ-95 с АИ-92 составляет 18 тыс. рублей. В начале года спред между марками составлял чуть менее 3 тыс. рублей за тонну. Основные надежды сбить темпы роста биржевых цен АИ-95 возлагаются на возобновление действия запрета на экспорт бензина с августа. Но запреты на экспорт - всегда крайняя мера. Причем кратковременная и не решающая проблем отрасли.

Проблема здесь вырисовывается только одна - недостаток производства АИ-95. А вот причин, почему производство растет не так быстро, как нужно, может быть несколько, и все они оказывают влияние на рынок.

Во-первых, производство высокооктановых бензинов происходит с применением присадок. Чаще всего используется метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), как добавка к бензину для увеличения его октанового числа и улучшения качества сгорания.

Как отмечает заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, ключ проблемы во вторичных процессах переработки и в стоимости повышающих присадок, особенно МТБЭ. Скорее всего, этой присадки не хватает для увеличения производства высокооктановых бензинов. Наверное, стоит пересмотреть какие-то там требования, разрешить или вести новые присадки, а продажи МТБЭ вывести на биржу, сделав их полностью прозрачными.

Основной производитель МТБЭ в России - "СИБУР". В компании, комментируя "РГ" ситуацию, опровергли дефицит МТБЭ на рынке. "Дефицита октаноповышающих компонентов нет. Существующих мощностей компании хватает для обеспечения рынка достаточным количеством МТБЭ. В периоды низкого спроса на автомобильные бензин может возникать устойчивый профицит МТБЭ в РФ", - сообщили в "СИБУРе".

Там также подчеркнули, что объемы производства МТБЭ ежегодно увеличиваются. В этом году компания нарастила производство по сравнению с прошлым на 30 тыс. тонн, до 400 тыс. тонн в год. Другие производители также активно наращивают объемы выпуска. Что касается стоимости МТБЭ, то она определяется макроэкономическими показателями рынка топлива в России. Спотовая цена МТБЭ в 2023 году снижалась по сравнению с 2022 годом почти на 10%, в 2024 году наблюдается небольшой рост цены по сравнению с прошлым годом, пояснили в компании.

Неоднократно поднимался вопрос о расширении списка разрешенных присадок. К примеру, было обсуждение о разрешении использовать монометиланилин (ММА). Он применялся в российской нефтепереработке до 2016 года, но был запрещен Минэнерго из-за негативного влияния на качество бензина, состояние агрегатов автомобиля и экологию, поясняет руководитель Информационно-аналитического центра RUPEC Дмитрий Семягин.

По его мнению, разрешение использовать ММА проблему с АИ-95 не решит. В случае с присадками, повышающими октановое число бензинов, проблемы дефицита в России фактически нет. Речь идет о частичной замене одного имеющегося продукта другим. При этом возврат ММА повысит вероятность появления контрафактного бензина, который снова смогут производить мини-НПЗ с сомнительным уровнем применяемых технологий.

Вторая причина сильного роста биржевых котировок АИ-95, может быть связана с правилами выплат по топливному демпферу. Демпфер компенсирует часть разницы между индикативной ценой топлива, установленной государством, и его экспортной ценой. Выплачивается он из бюджета нефтяникам за оптовые поставки топлива на внутренний рынок с отклонением от индикативной цены (в среднем за месяц) не более 10% для бензина и не более 20% - по ДТ. И для бензина в расчет берется только цена АИ-92.

Как отмечает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, то, что биржевая цена АИ-95 не учитывается в расчетах по демпферу, дает нефтяникам возможность увеличения маржи переработки без угрозы потери субсидий. Это объясняет более чем двадцатипроцентную разницу в биржевой стоимости АИ-92 и АИ-95, возникшую сейчас.

По мнению Гусева, стоило бы разделить демпферные выплаты и по маркам бензина - АИ-92 и АИ-95. Основные проблемы у нас с АИ-95 - их больше, чем вообще со всеми моторными топливами.

С этим согласен Терешкин. С формальной точки зрения, для приостановки роста цен можно включить АИ-95 в расчет выплат по демпферу, считает он. Но проблема в том, что нефтяникам нужно как-то компенсировать рост издержек, с которыми отрасль столкнулась в нынешнем году. По данным Росстата, сальдо прибылей и убытков российских производителей нефтепродуктов по итогам первых четырех месяцев 2024 года сократилась на 14,7% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года (до 1 217 млрд руб.), отмечает эксперт.

В письме РТС также предлагается разделить требования к объемам обязательных продаж на бирже по маркам бензинов (сейчас есть требования в целом по бензину). Но по словам Гусева, тогда может возникнуть ситуация, когда АИ-95 будет торговаться на бирже в объемах строго по нормативу, а АИ-92 - значительно в больших объемах. Перекос сохранится.

Кроме этого, одной из причин, что производство АИ-95 не успевает за растущим спросом, а биржевые цены на него рекордно растут, называется также последствия незапланированных ремонтов на наших нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) из-за проблем с заменой иностранного оборудования и прилетов БПЛА. К примеру, Нижегородский НПЗ специализировался на производстве именно высокооктановых бензинов.

Источник: https://rg.ru/2024/07/23/pochemu-benzin-ai-95-dorozhaet-silnee-ostalnyh.html
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Сергей Терешкин: темпы роста цен на бензин в РФ до конца года будут ниже, чем летом (агентство "Прайм").
Эксперт спрогнозировал динамику цен на бензин в России до конца 2024 года. На сайте Sergeytereshkin.ru опубликована статья, в которой анализируются основные факторы, влияющие на стоимость топлива. Среди них — ситуация на мировом рынке нефти, внутренняя политика регулирования цен и сезонные колебания спроса. Специалист отметил, что ожидать резких скачков цен не стоит, однако определённые тенденции роста возможны.
С начала года стоимость АИ-98 выросла на 17%, значительно сильнее других видов топлива. С чем это связано и что будет дальше по прогнозу OPEN OIL MARKET? Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
За последние 10 лет акцизы на топливо выросли в 3 раза, а в 2025 году рост составит еще порядка 15%. Что будет с ценами и как избежать роста. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Прокомментировал для "Ведомостей" снижение цен на дизельное топливо в России.
В октябре 2024 года оптовые цены на бензин в России начали снижаться. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость бензина АИ-92 в европейской части страны опустилась до 59 356 рублей за тонну, что является минимальным показателем за месяц. Снижение цен связано с сезонным уменьшением спроса, завершением ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах и действующим запретом на экспорт бензина. Эксперты прогнозируют продолжение этой тенденции в ближайшие месяцы
Маркетплейс нефтепродуктов "Опен Ойл Маркет" планирует выйти на IPO в 2027 году (агентство экономической информации "Прайм").
Российский маркетплейс нефтепродуктов Open Oil Market объявил о планах выхода на IPO. Компания уже завершила этап pre-IPO и активно готовится к публичному размещению. Open Oil Market обещает изменить подход к закупке топлива, делая рынок более прозрачным и доступным для B2B-клиентов. Как это повлияет на отрасль и какие перспективы жд
Комментарий для "Российской газеты" о динамике цен на бензин.
Статья по ссылке обсуждает ситуацию с ценами на бензин в России. На автозаправках стоимость бензина продолжает расти, однако на биржах наблюдается снижение цен. Это может свидетельствовать о возможном скором изменении тенденции на розничном рынке. Анализируются причины таких колебаний, включая сезонный спрос, логистику и влияние налоговой политики.
Эксперт Терешкин: сокращение добычи в Ливии ненадолго подстегнет рост цен на нефть (Известия).
29 августа 2024 года генеральный директор компании Open Oil Market Сергей Терешкин в интервью «Известиям» заявил, что приостановка добычи на крупнейшем ливийском месторождении Шарара может сократить мировое предложение нефти на 300 тыс. баррелей в сутки, что составляет около 0,3% глобального объема. По его мнению, это временно повысит цены на нефть, однако более значительное влияние окажет предстоящее смягчение квот ОПЕК+, которое приведет к увеличению добычи в таких странах, как Саудовская Аравия и Россия.
Поговорили с "Ведомостями" об экономике АЗС в России.
Финансовые показатели автозаправочных станций (АЗС) в России значительно различаются в зависимости от их расположения и бизнес-модели. Выручка одной станции может отличаться в 50 раз, а рентабельность — вдвое. Основной доход АЗС получают от продажи топлива, на которую приходится более 85% валового дохода. Однако развитие нетопливного бизнеса, такого как кафе, магазины и сервисные услуги, становится ключевым фактором для повышения прибыли. Продажа сопутствующих товаров и услуг может составлять от 10 до 25% выручки и более 50% прибыли станции. В условиях растущей фискальной нагрузки и стремления государства ограничить рост цен на топливо, владельцы АЗС активно развивают дополнительные сервисы, превращая заправки в центры придорожного сервиса.
Комментарий Сергея Терешкина по резонансной теме запрета на экспорт бензина для РБК.
Правительство России продлило временный запрет на экспорт бензина до 31 декабря 2024 года. Первоначально введенный в марте сроком на полгода, запрет был приостановлен в мае—июле, однако теперь вновь продлен для обеспечения стабильности на топливном рынке в период повышенного сезонного спроса и плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. Ограничение не распространяется на поставки в рамках международных межправительственных соглашений и топливо, вывозимое для личного пользования или оказания гуманитарной помощи.
Корректировки правил выплат по демпферу, которые сейчас обсуждаются в правительстве, призваны поддержать нефтяников, но могут привести к некоторому росту цен на бирже. Такое мнение в беседе с "РГ" высказал генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин.