Что вы ищите:
Рост цен на АЗС могут перестать ограничивать инфляцией. В чем смысл предложения и как его оценивают эксперты
Сообщить об опечатке
В письме РТС предлагает ограничивать рост розничных цен на топливо по широкому композитному индексу, в котором помимо потребительской инфляции будет учитываться налоговая и кредитная нагрузка отрасли, динамика минимальной и средней зарплаты, увеличение тарифов и рост стоимости обновления основных средств (модернизация, ремонты, кадровая ротация и прочее).
В пресс-службе ФАС "Российской газете" сообщили, что служба готова проработать указанные предложения совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АО "Петербургская Биржа". Остальные службы и ведомства на запрос "РГ" не ответили.
Смысл предложения РТС в том, чтобы позволить бензину и дизельному топливу (ДТ) без особого внимания со стороны ФАС подорожать в рознице больше, чем возможно сейчас. В настоящий момент законодательно рост цен на АЗС в пределах потребительской инфляции не закреплен, но цель такая поставлена регулятором. Там, где подорожание выходит за эти рамки, гарантировано внимание надзорных служб.
В письме РТС указывается, что индекс потребительских цен (ИПЦ) или, проще говоря, потребительская инфляция считается по 800 позициям, подавляющее большинство из которых не формирует себестоимость на предприятиях топливообеспечения. Основными ценообразующими факторами для таких предприятий являются налоговая нагрузка, в том числе рост акцизов на топливо, фонд оплаты труда, тарифы транспорта и ЖКХ, стоимость кредитов, ремонта и модернизации производств.
Розничные цены на бензин уже обогнали потребительскую инфляцию
К примеру, рост в 2025 году акцизов на бензин и ДТ на 13,5% и 16,3% соответственно означает рост розничных цен на них примерно на 1,5 рублей за литр (без НДС). Или рост стоимости эксплуатационных расходов АЗС темпами примерно 15% в год, которые сейчас составляют не менее 8 рублей за литр.
Если суммировать только указанный в письме РТС сверхинфляционный рост ценообразующих факторов для предприятий топливообеспечения, то бензин и ДТ на АЗС в этом году должны были подорожать почти на 15% без учета потребительской инфляции. По последним данным Росстата, с начала года к 1 сентября цены на бензин в рознице поднялись на 6,7%, а на ДТ - на 2,1%.
По словам зампреда Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, доводы РТС вполне разумны. Игнорирование объективных экономических сигналов приводит к разбалансировке ситуации на топливном рынке. В итоге локальные проблемы переходят в фазу перманентного кризиса. Расширение параметров, учитываемых при обосновании роста цен, позволит в моменте улучшить рентабельность топливного ретейла, но кардинально ситуацию не изменит.
Обращение РТС затрагивает лишь вершину айсберга и не решает вопросов фундаментальных, поясняет Станкевич. Первопричина - в отсутствии де-юре на федеральном уровне целеполагания, стратегического видения о необходимой стране сети АЗС. Заправки в системе вертикально интегрированных нефтяных компаний (обеспечивающих всю производственную цепочку от добычи нефти до продажи топлива в рознице) выживают за счет синергии от разных источников дохода. Независимые АЗС, не имея возможности гарантированно хеджировать риски, попадают в ловушку обстоятельств, от роста налогов до логистических проблем, уточняет Станкевич.
Как замечает управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов, есть две системные проблемы. Первая - недостаточный запас прочности по производству бензина, и это приводит к тому, что в сезон высокого спроса, плановых и внеплановых остановок нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на рынке начинается напряженность. Проблема номер два - отсутствие нормального механизма защиты внутреннего рынка. После налогового маневра пошлины на нефтепродукты фактически отменили, а вместо него придумали временный механизм демпфера (компенсация нефтяникам из бюджета за оптовые поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных), который перестает работать, как только начинаются серьезные колебания цен на нефть, нефтепродукты или резко меняется курс нацвалюты. Одновременно с этим происходит ручное удержание цен в рознице. Ни к чему хорошему это в итоге не приводит.
По мнению зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, предложение РТС едва ли будет согласовано. Слишком много ведомств и служб участвует в обсуждении. Кроме того, воплощение в жизнь этой идеи приведет к росту той самой потребительской инфляции, которая сейчас ниже "топливной".
Генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин уверен, что новый индикатор лишь расширит набор инструментов, с помощью которого регуляторы отслеживают состояние топливного рынка. Для изменения ситуации нужно повышать маржинальность нефтепереработки и топливной розницы, в том числе за счет снижения акцизов на бензин и дизель. Чем выше рентабельность, тем меньше у нефтяников потребностей в том, чтобы компенсировать потери за счет роста цен.
Фролов считает, что пока не будет завершена программа модернизации НПЗ и увеличено производство бензина в стране, топливо будет и дальше дорожать в пиковый сезон. Все остальное - костыли, особенно на фоне параллельного роста налоговой нагрузки. Напомним, в начале года резко подняли акцизы, и все понимали, что это неизбежно подтолкнет рост цен выше инфляции.
Станкевич уточнил, что вопрос подготовки самостоятельной стратегии развития розничной сети АЗС будет поднят в Госдуме на ближайшем "правительственном часе" с участием вице-премьера Александра Новака.
Источник: RG.RU
