Цены на бензин остановились, но начал дорожать дизель. Стоит ли ждать затишья на АЗС к концу года?

/ /
Аналитика цен на бензин и дизель
3
На первой неделе ноября, по данным Росстата, на АЗС почти прекратился рост цен на бензин. В среднем они повысились на 2 копейки, причем основной вклад в это небольшое подорожание внесли малопопулярные премиальные марки АИ-98 и выше.

Но покой нам только снится, литр дизельного топлива (ДТ) за эту же неделю подорожал на 51 копейку, а рост за четыре последние недели составил 1 рубль 47 копеек (1,7%). С начала года ДТ подорожало на 6,1%, что выше потребительской инфляции за тот же период (5,23%). Бензин это сделал еще в июле, к 5 ноября в среднем рост цен на него больше чем в два раза превысил инфляцию (12,1%).

По итогам этого года бензин может побить рекорд по подорожанию с 2019 года. То есть с момента, когда был введен демпфер (субсидии нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок). Тогда же правительство заключило с нефтяными компаниями "джентльменское соглашение" - цены на АЗС не должны расти выше потребительской инфляции за год.

Цены на бензин в среднем превысили годовую потребительскую инфляцию на 1,6% уже в прошлом году и, по-видимому, превысят в этом. Правительство с 2019 года неоднократно корректировало параметры демпфера, причем до этого года всегда в сторону уменьшения выплат нефтяным компаниям. В этом году в момент пика бензинового кризиса было принято решение о временном запрете обнуления демпферных выплат (при превышении предельных цен на бирже), что было шагом навстречу отрасли. Вероятнее всего, именно это решение вкупе с сезонным снижением спроса повлияло на рынок, и биржевые котировки бензинов прекратили рост, вслед за чем остановилось подорожание на АЗС.

Теперь в отношении бензина возникают два главных вопроса, которые, наверное, волнуют всех - надолго ли затишье на рынке и могут ли розничные цены на бензин к концу года опуститься? Что касается дизеля, то здесь интерес вызывают также два вопроса: как долго он будет дорожать и насколько?

Остановке роста цен на бензин в рознице предшествовало падение с исторических максимумов его биржевых котировок. Марка АИ-92 подешевела в опте на 16,5%, АИ-95 - на 8,3%. При этом к пику подорожания рост их котировок с начала года составил 43,7% для АИ-92 и 49,6% для АИ-95. То есть относительно этих значений снижение котировок было незначительным.


Главный фактор, который может повлиять на топливные цены в рознице и опте - это рост его производства на нефтеперерабатывающих заводах

По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, в части волатильности биржевых цен на бензин 2025 год действительно можно назвать уникальным за последние несколько лет. Причиной стал форс-мажор второй половины года (остановки нефтеперерабатывающих заводов из-за прилетов БПЛА). Снижение биржевых цен, в первую очередь, скажется на финансовом положении независимых АЗС (не принадлежащих крупным нефтяным компаниям, около половины АЗС в России). Розничные цены на таких заправках отличались от АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК, которые обеспечивают весь производственный цикл, от добычи и переработки нефти до продажи готового топлива в рознице) на 10-20 рублей. Здесь логично ждать снижения. Этого требует и ФАС России, подчеркивает Станкевич.

Как замечает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, на независимых АЗС возможно некоторое снижение цен на бензин на фоне выхода их маржи в положительную область. При этом на АЗС ВИНК заметного снижения цен не будет. Ситуация на оптовом рынке хотя и смягчилась, но остается тяжелой. Кроме того, с июля маржа АЗС при продаже бензина была в отрицательной зоне, в связи с чем сейчас АЗС могут быть вынуждены поддерживать цены на повышенном уровне для компенсации предшествующих убытков, уточняет эксперт.

По мнению зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, розничные цены на бензин не просядут, они и так находятся на минимально возможном уровне. Пока у нас цены на топливо ориентированы на инфляцию, надеяться на их снижения не стоит, их рост запрограммирован. Ну, или стоит ждать общей дефляции в стране. И тогда это вопрос к Центробанку.

С точки зрения аналитика ресурсных секторов "Ренессанс Капитал" Марка Шумилова, основным драйвером нормализации цен на бензин остается восстановление выпуска топлива на НПЗ после ремонтов. После этого цены на бензин на АЗС могут стабилизироваться на более комфортных уровнях.

С дизелем ситуация немного другая. Как замечает Кауфман, в России традиционно тяжело переживается переход на зимний дизель, в связи с чем рост цен на ДТ имеет ярко выраженную сезонность. Сейчас на сезонный фактор накладывается и снижение объемов нефтепереработки из-за атак на НПЗ. Эксперт допускает, что ценовое давление на дизель может остаться повышенным еще 2-2,5 месяца и по итогам года рост цен на дизель составит около 8,5-9,5%.

Здесь, впрочем, можно возразить, что от атак БПЛА на НПЗ главным образом страдает производство бензина, которого в России выпускалось всегда всего на 12-15% больше, чем спрос на внутреннем рынке. Производство ДТ почти в два раза опережает спрос на него в России, а даже по самым пессимистичным оценкам западных информагенств, от ударов БПЛА пострадало не более 30% мощностей нашей нефтепереработки. Экспорт дизеля непроизводителям (трейдерам) временно запрещен. То есть даже сейчас его выпускается больше, чем нужно внутреннему рынку. Традиционно же рост цен на дизель замедлялся, а потом останавливался в начале декабря.

Осень по традиции является горячим сезоном для рынка дизеля, поясняет гендиректор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин. Основным потребителем ДТ является грузовой транспорт, который в конце года переходит с летнего и межсезонного на зимнее дизельное топливо. Поэтому в октябре и ноябре на рынке формируются ожидания роста цен на дизель, даже несмотря на то, что на российском рынке есть высокий профицит мощностей. С учетом динамики последних недель прирост цен на дизельное топливо по итогам 2025 года может составить 9%. Это выше инфляции, которая по итогам года вряд ли выйдет за рамки 8%, уточняет эксперт.

Источник: RG.RU
0
0
Добавить комментарий:
Сообщение
Перетащите файлы
Ничего не найдено