Почему растет цена на бензин и дизельное топливо осенью 2024 года
Завершение осени по объективным причинам является периодом перехода с летнего и межсезонного на зимнее дизельное топливо, что подстегивает рост цен. Сейчас, по данным СПбМТСБ, цена зимнего ДТ на 23% выше, чем летнего.
При этом не менее важную роль играет и отставание темпов прироста цен на дизель от общих темпов инфляции. К 11 ноября 2024 г. накопленная инфляция составила 7%, тогда как прирост розничных цен на ДТ составил 4,9%, а на бензин — 8,7%.
Нефтяникам необходимо компенсировать потери от вынужденных простоев, которые привели к сокращению выпуска нефтепродуктов: по данным Росстата, общее производство нефтепродуктов по итогам перовых девяти месяцев 2024 г. сократилось на 2,4% (год к году). Повышение цен на дизель дает им такую возможность. И при этом позволяет избежать негативной реакции со стороны регулятора, поскольку прирост цен на ДТ все равно находится в границах инфляции.
Рост цен на бензин многие связывают с возможной отменой запрета на экспорт. Однако по данным аналитиков OPEN OIL MARKET, это не совсем так. Текущие колебания пока что укладываются в формулу «10-20», согласно которой нефтяники теряют право на получение субсидий в том случае, если среднемесячные цены на бензин превышают условную внутреннюю цену на 10%, а цены на дизель — на 20%. Предельный порог для биржевой цены на бензин составляет 64 515 руб. за тонну. Сейчас торги по бензину проходят на уровне 60 500 руб./т. А большую часть месяца котировки находились даже ниже этой отметки. То есть текущий рост цен не носит аномальный характер.
Прирост цен на АИ-98 в рознице является опережающим. Если цены на бензин АИ-92 с начала года выросли в среднем на 7,2%, а на бензин АИ-95 — на 7,6%, то в случае бензина АИ-98 прирост составил 17,5%. Однако Росстат вряд ли перестанет учитывать АИ-98 при подсчете сводного ценового индикатора.
В нынешнем году периодические скачки цен на топливо имеют иную природу, чем годом ранее. Например, топливный кризис июля-сентября 2023 г. был связан с планируемыми сокращениями выплат по демпферу. Из-за этого нефтяники выбирали путь компенсации потерь за счет резкого повышения биржевых цен. В нынешнем году демпферные механизмы не пересматривались, но при этом нефтяники понесли потери из-за простоев и ущерба инфраструктуре НПЗ: по данным Росстата, общее производство нефтепродуктов по итогам перовых девяти месяцев 2024 г. сократилось на 2,4% (год к году).
Поэтому в текущем году нефтяникам гораздо сложнее держать цены в приемлемых для регулятора границах. Как следствие, риски роста цен на бензин сохраняются вне зависимости от времени года.
Источник: https://companies.rbc.ru/news/sgmyJceBG3/pochemu-rastet-tsena-na-benzin-i-dizelnoe-toplivo-osenyu-20...
Вам может быть интересно