Отмена запрета экспорта бензина не станет причиной роста цен на заправках

/ /
Отмена запрета на экспорт бензина не вызовет роста цен на АЗС
18.11.2024
12
Comment
Правительство успело лишь анонсировать возможное снятие запрета на экспорт бензина из России, как за десять дней биржевые котировки АИ-92 выросли почти на 5%, а АИ-95 - на 7%. Естественно, возникли опасения, что возобновление экспорта бензина ускорит его подорожание, в том числе в рознице, где и так в этом году, вопреки традициям, в конце года, уже после периода высокого спроса, цены продолжают расти.

По данным Московской топливной ассоциации (МТА), в последние две недели цены на АИ-92 и АИ-95 на заправках ускорили рост. За неделю с 11 по 17 ноября они подорожали на 17 и 18 коп. соответственно. Свежие данные Росстата появятся 20 ноября, но и он пока не фиксировал снижения средних по стране цен на топливо во второй половине этого года.

С другой стороны, связь между объявлением о снятии запрета на экспорт бензина и ростом розничных цен весьма сомнительна - слишком мало времени прошло. К тому же разрешение на экспорт, наоборот, должно улучшить экономику нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), поставляющих бензин за границу. А им прекрасно известно, что задирать цены на внутреннем рынке себе дороже, за этим следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), выписывая штрафы за нарушения, не обращая внимания на регалии, размеры и заслуги предприятий.

Уже в начале этой недели биржевые котировки бензинов просели почти в половину последнего прироста. К тому же сейчас они далеки от максимумов этого года, которые были достигнуты в начале осени. Но всем известна особенность нашего топливного рынка: если цены на АЗС выросли, то снижаться они начнут только после очень масштабного и длительного падения биржевых котировок. А они с начала ноября, наоборот, выросли.

Рост цен на бензин не стоит связывать с новостями о возможной отмене запрета, считает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин. Текущие колебания пока что укладываются в формулу "10-20", согласно которой нефтяники теряют право на получение субсидий из бюджета по демпферу (компенсации нефтяникам части упущенной выгоды за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных) в том случае, если среднемесячные цены на бензин превышают условную внутреннюю цену на 10%, а цены на дизель - на 20%. Предельный порог для биржевой цены на бензин составляет 64 515 руб. за тонну (измеряется по котировкам АИ-92). Торги по бензину этой марки 18 ноября 2024 года закончились на отметке 60 490 руб. за тонну. При этом большую часть месяца котировки бензина находились ниже этой отметки.

Сильнее всего с начала года подорожалибензины премиальных марок.

По мнению зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, в росте топливных цен на бирже оказалась виновата привычка, которая "хуже неволи". В этом году все трейдеры и топливные базы ждали традиционного снижения цен на бензин после сезона высокого спроса, то есть с середины осени. Запасы топлива вперед не делались, удовлетворялись срочные потребности, все ждали выгодной конъюнктуры. И тут появляется информация об отмене запрета на экспорт бензина, и спрос может резко вырасти. Естественно, все ломанулись делать запасы, сами организовав повышенный спрос. Соответственно, цены на бирже пошли вверх.

Гусев также считает, что рост котировок на прошлой неделе не повлияет на решение правительства об отмене запрета на экспорт бензина. Бензина из России за границу поставляется не больше 15% от объемов производства, сезон высокого спроса на него в стране закончился, а у крупных нефтяных компаний есть запрос на открытие экспорта, уточняет эксперт.

По поводу последнего Терешкин добавляет, что нефтяникам еще нужно компенсировать потери от вынужденных простоев НПЗ, которые привели к сокращению выпуска нефтепродуктов. По данным Росстата, общее производство нефтепродуктов по итогам первых девяти месяцев 2024 года сократилось на 2,4% (год к году). Поэтому сейчас нефтяникам гораздо сложнее держать цены в приемлемых для регулятора границах. Как следствие, риски роста цен на бензин сохраняются вне зависимости от времени года.

Сейчас по итогам десяти с половиной месяцев рост розничных цен на бензин (8,7%) опережает среднюю инфляцию по стране (7,02%). Но основной вклад в подорожание внесли премиальные марки бензина АИ-98 и выше (17,5%). Рост стоимости АИ-92 и АИ-95 близок к уровню инфляции: 7,2 и 7,6% соответственно.

Как отмечает Гусев, бензины премиальных марок стоит перестать учитывать в инфляции Росстата. Это товар для небедных людей. Эти марки можно вывести на биржу, причем в полном объеме, и пусть формируется рыночная цена. Спрос на них есть и устойчивый.

Но с точки зрения Терешкина, Росстат вряд ли перестанет учитывать АИ-98 при подсчете сводного ценового индикатора. В ценовой статистике важно поддерживать стабильность правил подсчета, иначе данные Росстата превратятся в спидометр, на котором скручен километраж.

Источник: https://rg.ru/2024/11/19/nalivaiut-pro-zapas.html
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
В правительство внесено предложение Минэнерго снять запрет на экспорт бензина из России. Это стало возможным, поскольку цены на внутреннем рынке стабильные, заявил глава ведомства Сергей Цивилев. Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
Сергей Терешкин: темпы роста цен на бензин в РФ до конца года будут ниже, чем летом (агентство "Прайм").
Эксперт спрогнозировал динамику цен на бензин в России до конца 2024 года. На сайте Sergeytereshkin.ru опубликована статья, в которой анализируются основные факторы, влияющие на стоимость топлива. Среди них — ситуация на мировом рынке нефти, внутренняя политика регулирования цен и сезонные колебания спроса. Специалист отметил, что ожидать резких скачков цен не стоит, однако определённые тенденции роста возможны.
Вице-премьер Александр Новак допустил частичную отмену эмбарго на экспорт бензина в случае подтверждения признаков затоваривания. Речь идет только о марке АИ-92. Запрет на экспорт любого бензина сейчас действует до конца года. Комментарий Сергея Терешкина для РБК.
Компания планирует за счет этого сократить сроки доставки и расходы на топливо. Комментарий Сергея Терешкина для "Ведомостей".
Wildberries анонсировала запуск собственной сети автозаправочных станций (АЗС) на своих логистических центрах. В настоящее время заправки доступны только для водителей компании, однако в будущем они могут стать доступными для партнерских служб доставки. Данное расширение направлено на снижение расходов на топливо и ускорение процессов доставки. Эксперты отмечают, что такой шаг компании является частью стратегии по увеличению маржинальности в условиях экономической нестабильности. Подробнее об этом читайте на сайте компании.
Как временное ослабление санкций скажется на российской энергетике, банковской отрасли и развитии бизнеса. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании".
В статье анализируется решение США временно ослабить санкции на операции с российскими банками, касающиеся энергетики. Это включает снятие ограничений с крупных финансовых учреждений, таких как Сбербанк и ВТБ, что позволяет продолжать сделки в секторе нефти и газа. Такой шаг может помочь избежать перебоев в мировой энергетике и поддержать стабильность валютных потоков России. В статье рассматриваются возможные последствия для экономики и энергетического сектора, а также значение этого решения для международных торговых отношений.
Прокомментировали для РБК тему доходности и ценообразования на заправках России.
Доходность продаж бензина АИ-95 на российских АЗС оставалась в минусе шесть недель подряд, начиная с августа 2024 года. В сентябре маржинальность составила минус 1,57 руб. за литр. Однако на других марках топлива, таких как АИ-92 и дизельное топливо, показатели остаются положительными. Эксперты прогнозируют стабилизацию ситуации в ближайшие недели, при этом маржинальность по АИ-95 до конца года останется низкой. В долгосрочной перспективе ожидается восстановление рынка с учетом изменений в производственных процессах и возможных мерах поддержки
Комментарий для "Российской газеты" о динамике цен на бензин.
Статья по ссылке обсуждает ситуацию с ценами на бензин в России. На автозаправках стоимость бензина продолжает расти, однако на биржах наблюдается снижение цен. Это может свидетельствовать о возможном скором изменении тенденции на розничном рынке. Анализируются причины таких колебаний, включая сезонный спрос, логистику и влияние налоговой политики.
Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
В статье Сергей Терешкин анализирует, почему запрет на экспорт бензина, введенный в России в августе 2024 года, не привел к снижению цен на топливо на автозаправках. Несмотря на ограничение экспорта, цены продолжали расти из-за множества факторов, включая плановые ремонты НПЗ, повышение ключевой ставки и изменения курса рубля. Влияние международных цен на нефть и сезонные факторы также играют роль в изменении цен. Эксперты прогнозируют, что рост цен на бензин будет выше уровня инфляции в 2024 году, особенно для премиальных марок топлива.
Комментарий для "Российской газеты".
Правительство России планирует изменить механизм компенсационных выплат нефтяным компаниям за поставки топлива на внутренний рынок, разделив их по видам горючего — бензин и дизельное топливо. Это позволит избежать ситуации, когда превышение установленной цены на один вид топлива приводит к обнулению компенсаций для другого. Соответствующий законопроект разработан Министерством финансов.