Эксперты оценили, к чему приведет снятие запрета на экспорт бензина

/ /
Эксперты оценили последствия снятия запрета на экспорт бензина
13.11.2024
64
Comment
В правительство внесено предложение Минэнерго снять запрет на экспорт бензина из России. Это стало возможным, поскольку цены на внутреннем рынке стабильные, заявил глава ведомства Сергей Цивилев.

Ранее о возможности снятия запрета на экспорт бензина марки АИ-92 из России сообщал вице- премьер Александр Новак, но только с условием подтверждения затоваривания этой маркой отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Запрет на экспорт бензина был введен в России с марта этого года больше как мера, предвосхищающая возможный рост цен на топливо, причем не только на бензин, но и на дизельное топливо (ДТ). Основная часть производимого в России бензина предназначается для внутреннего рынка, на экспорт уходило не более 15%. С ДТ ситуация другая, за границу уходит до половины от объемов производства. Весной особого роста цен на бензин не наблюдалось, а вот перед посевной цены на ДТ могли начать расти. То есть мера была во многом профилактическая.

Неудивительно, что в конце мая запрет был снят и возобновлен лишь с августа, после того, как в июне-июле не только оптовые, но и розничные цены, и именно на бензин действительно резко пошли вверх. В первую очередь это было связано с периодом высокого спроса на бензин в сезон отпусков, а также ростом цен на нефть в этот период.

По мнению заместителя председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, с учетом окончания сезона высокого спроса на бензин и возможностями его производства российскими НПЗ, открытие экспорта вполне оправдано. В случае ускорения роста цен у правительства всегда остается право возобновления запрета. Объемы производства бензинов находятся на контроле, их вполне должно хватить и внутреннему рынку и на экспорт.

Гусев отмечает, что единственным условием для снятия запрета экспорта бензина должно быть продолжение контроля над РЖД, поскольку даже при достаточных и превышающих объемах производства, а также стабильной отгрузки топлива с НПЗ возникают вопросы по своевременной доставке грузов, и подгону пустых вагонов-цистерн поставщикам. По сути дела, заводы производят достаточно топлива, а РЖД неритмично, неравномерно доставляет продукцию, считает эксперт.

По словам гендиректора маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, регуляторы не могут не снять запрет на экспорт бензина, поскольку к концу декабря срок действия текущих ограничений составит уже 5 месяцев. Для сравнения: предыдущий запрет, установленный 1 марта 2024 года, действовал два с половиной месяца (с 1 марта по 17 мая).

Весь смысл запрета в том, чтобы создать дополнительный стимул для сдерживания цен, уточняет эксперт. В случае их стабилизации регулятор снимает запрет. Частичную стабилизацию можно было наблюдать на рубеже лета и осени, если за 10 недель, прошедших с 21 мая по 29 июля 2024 года, цены на бензин выросли в общей сложности на 3,8%, то в последующие 14 недель - на 2,6%.

Если регулятор промедлит с отменой запрета, то у нефтяников пропадут стимулы к сдерживанию цен. Какой смысл недополучать в доходах, если экспорт все равно будет запрещен? Поэтому Минэнерго и ФАС неизбежно пойдут навстречу нефтяникам, считает Терешкин.

Сейчас основные риски связывают с подорожанием ДТ, хотя сезон высокого спроса на него также подошел к концу. Основным драйвером роста цен на ДТ сейчас служит высокий спрос на его зимние сорта, которых традиционно производится меньше, чем летних. В октябре рост цен на ДТ ускорился, но пока не критично, чтобы говорить о профилактическом запрете экспорта бензина или прямом запрете поставок за границу непосредственно ДТ.

Как отмечает Терешкин, в случае с ДТ у нефтяников есть "общепринятое" окно для повышения цен - это октябрь-ноябрь, когда происходит переход с летнего и межсезонного на зимнее дизельное топливо. Если рост цен на ДТ "притормозит" в декабре, то запрета на экспорт ждать не стоит.

Источник: https://rg.ru/2024/11/13/ekspert-toplivnogo-rynka-gusev-otkrytie-eksporta-benzina-iz-rf-vpolne-oprav...
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Правительство успело лишь анонсировать возможное снятие запрета на экспорт бензина из России, как за десять дней биржевые котировки АИ-92 выросли почти на 5%, а АИ-95 - на 7%. Естественно, возникли опасения, что возобновление экспорта бензина ускорит его подорожание, в том числе в рознице, где и так в этом году, вопреки традициям, в конце года, уже после периода высокого спроса, цены продолжают расти. Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
Сергей Терешкин: темпы роста цен на бензин в РФ до конца года будут ниже, чем летом (агентство "Прайм").
Эксперт спрогнозировал динамику цен на бензин в России до конца 2024 года. На сайте Sergeytereshkin.ru опубликована статья, в которой анализируются основные факторы, влияющие на стоимость топлива. Среди них — ситуация на мировом рынке нефти, внутренняя политика регулирования цен и сезонные колебания спроса. Специалист отметил, что ожидать резких скачков цен не стоит, однако определённые тенденции роста возможны.
Вице-премьер Александр Новак допустил частичную отмену эмбарго на экспорт бензина в случае подтверждения признаков затоваривания. Речь идет только о марке АИ-92. Запрет на экспорт любого бензина сейчас действует до конца года. Комментарий Сергея Терешкина для РБК.
Эксперт Терешкин: Индия будет оставаться крупнейшим морским импортером нефти РФ ("Известия").
Поставки российской нефти в Индию: эксперт оценил текущую ситуацию и перспективы. Почему Индия стала крупнейшим покупателем российской нефти, и какие вызовы ждут экспортеров в будущем? Читайте подробнее в нашем материале!
Генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин комментирует последние решения Минэнерго по экспорту бензина и объясняет, почему снятие запрета стало актуальным шагом. В статье рассматривается, как стабилизация цен на внутреннем рынке влияет на экспортную политику, и анализируются потенциальные последствия для цен на топливо. Терешкин также объясняет, почему нефтяные компании заинтересованы в отмене ограничений, и делится своим мнением о дальнейшем развитии ситуации на рынке ДТ, учитывая сезонные колебания спроса на зимние сорта топлива.
Прокомментировали для РБК тему доходности и ценообразования на заправках России.
Доходность продаж бензина АИ-95 на российских АЗС оставалась в минусе шесть недель подряд, начиная с августа 2024 года. В сентябре маржинальность составила минус 1,57 руб. за литр. Однако на других марках топлива, таких как АИ-92 и дизельное топливо, показатели остаются положительными. Эксперты прогнозируют стабилизацию ситуации в ближайшие недели, при этом маржинальность по АИ-95 до конца года останется низкой. В долгосрочной перспективе ожидается восстановление рынка с учетом изменений в производственных процессах и возможных мерах поддержки
Комментарий для "Российской газеты" о динамике цен на бензин.
Статья по ссылке обсуждает ситуацию с ценами на бензин в России. На автозаправках стоимость бензина продолжает расти, однако на биржах наблюдается снижение цен. Это может свидетельствовать о возможном скором изменении тенденции на розничном рынке. Анализируются причины таких колебаний, включая сезонный спрос, логистику и влияние налоговой политики.
Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
В статье Сергей Терешкин анализирует, почему запрет на экспорт бензина, введенный в России в августе 2024 года, не привел к снижению цен на топливо на автозаправках. Несмотря на ограничение экспорта, цены продолжали расти из-за множества факторов, включая плановые ремонты НПЗ, повышение ключевой ставки и изменения курса рубля. Влияние международных цен на нефть и сезонные факторы также играют роль в изменении цен. Эксперты прогнозируют, что рост цен на бензин будет выше уровня инфляции в 2024 году, особенно для премиальных марок топлива.
Терешкин: снижение ставок РЖД для нефтяников стабилизировало бы цены на топливо (РИА Новости).
Эксперт Сергей Терешкин предложил ряд мер для стабилизации цен на топливо в России. Он отметил, что для этого необходимо снизить издержки нефтяников, в том числе уменьшить тарифы РЖД на перевозку нефтепродуктов. Терешкин также предложил частичное сокращение акцизов, что позволит сэкономить около 250 миллиардов рублей в год. Эти шаги могут помочь снизить давление на розничные цены, особенно на высокооктановое топливо, которое продолжает дорожать из-за инфраструктурных проблем. Подробнее о решениях читайте в материале.
Комментарий Сергея Терешкина по резонансной теме запрета на экспорт бензина для РБК.
Правительство России продлило временный запрет на экспорт бензина до 31 декабря 2024 года. Первоначально введенный в марте сроком на полгода, запрет был приостановлен в мае—июле, однако теперь вновь продлен для обеспечения стабильности на топливном рынке в период повышенного сезонного спроса и плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. Ограничение не распространяется на поставки в рамках международных межправительственных соглашений и топливо, вывозимое для личного пользования или оказания гуманитарной помощи.