Нефтяное половодье РЖД. Владельцы наливных грузов получили поддержку Кабмина в борьбе за приоритетный доступ к железной дороге

/ /
Нефтяное половодье: РЖД и Кабмин поддержали владельцев наливных грузов в борьбе за приоритет
20.08.2024
14
Comment
Нефтяники празднуют локальную победу над другими грузовладельцами в битве за VIP-пропуска к инфраструктуре. «Жидкое золото» поддержали на самом верху: правительство РФ перенесло на последний день 2024 года (вместо 1 сентября, как предлагалось ранее — прим. ред.) вступление в силу Правил недискриминационного доступа, тех самых ПНД. Благодаря этому переносу нефтепродукты сохранили логистическую приоритетность.

Решение направлено «на обеспечение устойчивости экономики и поддержку бизнеса». Мера позволит «оперативно реагировать» на складывающуюся ситуацию и даст возможность «нивелировать экономические последствия» для железнодорожных компаний. Что стоит за этими чиновничьими формулировками и как отрасль отреагирует на эти новости — Vgudok узнал у игроков рынка ЖД-перевозок.

На решение о пролонгации действующих Правил недискриминационного доступа (ПНД) до конца 2024 г. мог повлиять запрет на экспорт бензина, который был введён с августа 2024 г., а затем продлён на сентябрь и октябрь. Запрет снизит маржинальность производства бензина, поскольку на внешнем рынке нефтяники могут свободно устанавливать цены, не опасаясь ограничений со стороны регуляторов.

Одновременный отказ нефтяникам в приоритетной перевозке нефтепродуктов мог бы привести к дополнительному росту издержек. Поэтому реализацию этой меры отложили на следующий год, когда запрет на экспорт уже не будет действовать, рассказал Vgudok основатель и генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKETСергей Терешкин.

«Сказывается и то, что нефтяники в последние месяцы несли серьёзные издержки из-за вынужденного простоя ряда нефтеперерабатывающих установок. Косвенно на это указывает динамика экспорта нефтепродуктов. По данным S&P Global Platts, морские поставки нефтепродуктов из РФ снизились с 2,69 млн баррелей в сутки (б/с) в январе 2024 г. до 2,13 млн б/с в июне 2024 г. Экспорт начал восстанавливаться только в прошлом месяце.

В июле 2024 г. объём морских поставок на внешние рынки увеличился на 140 тыс. б/с, до 2,27 млн б/с.

В целом, регулирование отрасли — это всегда определённый баланс между «кнутом» и «пряником». Неслучайно последний запрет на экспорт практически совпал по времени с законопроектом Минфина о «разделении» топливного демпфера.

Если сейчас нефтяники могут лишиться выплат по демпферу в том случае, если биржевые цены на бензин АИ-92 или дизельное топливо превысят порог, установленный в Налоговом кодексе, то в случае принятия законопроекта обнуление демпфера будет происходить лишь по тому виду топлива, цены на который превысили законодательно установленный максимум.

Эта мера поддержит маржинальность производства и сбыта нефтепродуктов, тогда как изменение ПНД, намеченное на 2025 г., приведёт к её снижению».

Редакцию ПНД утверждали в конце мая этого года. Изначально планировалось, что документ заработает после двухлетней временной отмены с 1 сентября. Решение о приостановке действия этого механизма объяснялось необходимостью вывезти продукцию предприятий, которые лишились привычных европейских рынков сбыта.

Думаю, что здесь не будет большой конкуренции нефти с углём. Он в основном составляет проблемы для перевозки всех остальных грузов по Восточному полигону, рассказал vgudok.com эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Приоритет перевозки по железной дороге нефти и нефтепродуктов важен в европейской части России, в основном на юге. По крайней мере, в прошлом году возникали дефициты поставок дизельного топлива и даже бензина не из-за того, что его мало производили в России, а из-за того, что его не могли вовремя привезти регионам для потребления.

Это и август, и сентябрь и октябрь. В августе и на СВО много дизеля оттягивалось, и на обычные гражданские автомобили. Люди и на юг, и с юга ехали. Плюс посевная. Сентябрь и октябрь. Всё это приводило к тому, что не успевали доставить в южные регионы, Краснодарский край, Ростовскую область и другие.

Сейчас, в общем-то, если какие-то НПЗ остаются на ремонте, то надо везти от соседнего НПЗ. А везут эти нефтепродукты по железной дороге.

Эта взаимозаменяемость НПЗ возможна только при нормальной работе РЖД при перевозке нефтепродуктов.

И сейчас это одна из приоритетных целей правительства. Надо стабилизировать рынок топлива и не допустить повторения прошлогоднего топливного кризиса. В этом плане сохранён приоритет перевозки. Они даже могу подвинуть уголь.

Но при угольных отправках это экспортное отправление. А приоритетом обозначено обеспечение внутреннего рынка. Если надо будет, то и уголь подвинут», — считает эксперт.

Последняя серия приказов РЖД, посвящённых приоритетной погрузке нефтяных грузов, показала, что нефтяников мало волнует, какая на сети существует очерёдность. Они могут лоббировать проезд и по Восточному полигону, и по Северо-Кавказской дороге. Однако не думаю, что вступление в силу новых ПНД тормозят именно нефтяники, рассказал Vgudok заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семёнкин.

«Скорее всего, новые правила не вступили в силу потому, что они были очень быстро разработаны, очень быстро совещались с участниками рынка, государство это дело запустило, не услышало все отзывы и решило пока повременить.

Нет решимости у государства брать на себя ответственность за состояние перевозочного процесса. Видимо, оно желает, чтобы полностью за этот процесс отвечали «Российские железные дороги». Видимо, там есть понимание, что те, кто сейчас причастен к коллапсу, сложившемуся на сети, должен полностью испить эту чашу.

И государство не желает ассоциироваться с теми, кто к этому привёл.

Не было со стороны властей попытки позволить пренебрегать правилами недискриминационного доступа. Сейчас все будут смотреть, как РЖД в рамках своих правил будут выкручиваться из ситуации, обеспечивать погрузку, пропуск грузов, ловить все негативные отзывы. А государство вроде как ни при чём», — резюмирует наш собеседник.

Источник: https://vgudok.com/lenta/neftyanoe-polovode-rzhd-vladelcy-nalivnyh-gruzov-poluchili-podderzhku-kabmi...
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Терешкин: электрификация транспорта будет сдерживать спрос на нефть в КНР. Колонка для "Известий".
Эксперт Сергей Терешкин в интервью для «Известий» отметил, что в долгосрочной перспективе на спрос нефти в Китае окажет влияние электрификация транспорта. В частности, рост доли электромобилей и газификация грузового транспорта могут существенно снизить потребность в нефти. Он также подчеркнул, что экономия на нефти благодаря электрокарам может быть сопоставима с объемом текущих морских поставок нефти из России. Более того, возможное смягчение санкций повлияет на структуру поставок нефти в Китай.
Эксперт Терешкин: цены на дизельное топливо в России стабилизируются к декабрю (агентство экономической информации "Прайм").
В статье «Россиянам рассказали, когда стабилизируются цены на дизель в России» генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов «Опен Ойл Маркет» Сергей Терешкин прогнозирует стабилизацию цен на дизельное топливо к декабрю 2024 года. Он объясняет текущий рост цен сезонными факторами, такими как переход на зимнее дизельное топливо и увеличение автомобильных грузоперевозок. По данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта за девять месяцев увеличился на 7,7%, что также влияет на спрос и стоимость дизельного топлива. Терешкин отмечает, что после завершения переходного периода цены на дизель стабилизируются.
Комментарий с прогнозом бюджетных поступлений от нефтегазовой торговли для "Ведомостей".
В статье «Что будет с нефтегазовыми доходами бюджета до конца года» Сергей Терешкин, основатель и генеральный директор OPEN OIL MARKET, анализирует динамику нефтегазовых доходов федерального бюджета России за октябрь 2024 года. Он отмечает, что поступления составили 1,2 трлн руб., что на 55% больше, чем в сентябре, но на 25% меньше по сравнению с октябрем прошлого года. Основной причиной роста доходов стало увеличение сборов по налогу на дополнительный доход (НДД), которые в октябре достигли 491,6 млрд руб. Терешкин также указывает на сокращение субсидий для нефтеперерабатывающих заводов, что способствовало увеличению бюджетных поступлений. По его прогнозам, доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете за 2024 год останется около 31,7%, однако в следующем году может снизиться до менее чем 30% из-за повышения базовой ставки налога на прибыль и возможного снижения цен на нефть на фоне роста добычи в странах ОПЕК+.
Комментарий для "Ведомостей" о потенциальном снижении цен на нефть.
Эксперты прогнозируют снижение цен на нефть в 2025 году, ожидая, что средняя стоимость нефти марки Brent опустится ниже $70 за баррель. Основной причиной этого является увеличение добычи в странах, не входящих в ОПЕК+, таких как США, Бразилия, Гайана, Канада и Аргентина. Сергей Терешкин, генеральный директор OPEN OIL MARKET, отмечает, что рост добычи в этих регионах оказывает давление на цены, несмотря на попытки ОПЕК+ регулировать рынок. Он также указывает на возможные планы Саудовской Аравии по увеличению нефтедобычи, что может усилить тенденцию к снижению цен.
Как временное ослабление санкций скажется на российской энергетике, банковской отрасли и развитии бизнеса. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании".
В статье анализируется решение США временно ослабить санкции на операции с российскими банками, касающиеся энергетики. Это включает снятие ограничений с крупных финансовых учреждений, таких как Сбербанк и ВТБ, что позволяет продолжать сделки в секторе нефти и газа. Такой шаг может помочь избежать перебоев в мировой энергетике и поддержать стабильность валютных потоков России. В статье рассматриваются возможные последствия для экономики и энергетического сектора, а также значение этого решения для международных торговых отношений.
Колонка Сергея Терешкина для портала ИНФОТЭК.
Литий — не новая нефть»: почему литий не заменит углеводороды? В статье я разбираю, в чем разница между рынком лития и нефти, почему литий становится ключевым ресурсом для аккумуляторных технологий, но не может повторить путь нефти в глобальной экономике. Какие перспективы есть у лития, и почему его называют «металлом будущего» — читайте в моем обзоре.
Оцениваем косвенные факторы и разбираем положение дел на рынке производства нефтепродуктов в РФ. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Эксперт Терешкин: рост экспорта газа позволит минимизировать потери для бюджета (Известия).
Эксперт оценил влияние увеличения экспорта газа на бюджет РФ: ключевые аспекты и прогнозы. Узнайте, какие изменения ждут российскую экономику и чем обусловлен рост экспорта газа. Подробности в новой статье на сайте sergeytereshkin.ru
Комментарий для "Российской газеты" о спросе на дизельное топливо в России и мире.
В статье рассматривается снижение мирового спроса на дизельное топливо и его влияние на Россию. Основное внимание уделено причинам этого явления, включая переход на экологически чистую энергетику, ужесточение экологических норм и изменение структуры спроса. Также обсуждаются возможные последствия для российской экономики, учитывая её зависимость от экспорта углеводородов, и потенциальные стратегии адаптации.
Прокомментировали для РБК тему доходности и ценообразования на заправках России.
Доходность продаж бензина АИ-95 на российских АЗС оставалась в минусе шесть недель подряд, начиная с августа 2024 года. В сентябре маржинальность составила минус 1,57 руб. за литр. Однако на других марках топлива, таких как АИ-92 и дизельное топливо, показатели остаются положительными. Эксперты прогнозируют стабилизацию ситуации в ближайшие недели, при этом маржинальность по АИ-95 до конца года останется низкой. В долгосрочной перспективе ожидается восстановление рынка с учетом изменений в производственных процессах и возможных мерах поддержки