Мало огня: почему правительство запретило экспортировать бензин

/ /
Мало огня: почему правительство запретило экспортировать бензин
24
Россия ввела полный запрет на экспорт бензина на август после серьезного подъема биржевых цен. К этому привел сезонный рост стоимости топлива, увеличение работающих на бензине, а не на дизеле фермерских устройств и серый экспорт. Как правительство в ручном режиме пытается управлять ценой бензина, разбирался Forbes

Правительство запретило экспорт бензина с 1 по 31 августа, распространив его и на крупных производителей, хотя до сих пор это касалось трейдеров и мелких нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). «Решение принято для сохранения стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке в период высокого сезонного спроса и сельскохозяйственных полевых работ», — говорится в постановлении правительства.

Цены выросли на 36% 

Стоимость бензина АИ-92 на Петербургской бирже 28 июля составила 65 589 рублей за тонну, несколько опустившись с пика в 66 601 рубля за тонну, зарегистрированного 23 июля. С начала месяца цена выросла на 2,4%, а с начала года — на 24%. Биржевая цена премиального бензина АИ-95 28 июля составила 74 953 рубля за тонну, откатившись с пика в 76 330 рублей за тонну. С начала месяца цена выросла на 8,6%, с начала года — на 36%.

По последним опубликованным данным Росстата, на 21 июля бензин АИ-92 на АЗС стоил в среднем 57,66 рубля за литр, поднявшись с начала месяца на 1,1%, а с конца прошлого года — на 4,5%. Бензин АИ-95 с начала месяца по 21 июля подорожал на 1%, с начала года — на 4,5% до 62,90 рубля за литр.

Решение о запрете было принято, хотя еще недавно Минэнерго выступало против него, считая, что в подобных действиях нет необходимости, поскольку потребности рынка в нефтепродуктах полностью закрыты.

Зачем запретили экспорт 

Введение временного запрета на экспорт бензина из России в августе 2025 года связано с совокупностью факторов, которые ежегодно повторяются и неизменно приводят к росту цен на топливо внутри страны: плановые ремонты на НПЗ, сезонное увеличение спроса со стороны автомобилистов и аграрного сектора, а также всплеск биржевых котировок, в том числе из-за серого экспорта, объяснил Forbes владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов. «Раньше вместо этого механизма использовали словесные интервенции: представители властей, обращаясь к производителям, заявляли, что нужно повлиять на цены на бензин. Но потом эти меры перестали действовать», — добавляет он.


При сером экспорте трейдеры закупают бензин на внутреннем рынке и отправляют его за рубеж, где цены выше. Чтобы исключить эту схему, экспорт был до недавнего времени разрешен только самим производителям, то есть НПЗ. Тем не менее эта мера справиться с серым экспортом бензина не помогла. 

«Я думаю, что решение вызвано желанием снизить цены, как это и было заявлено, — сказал Forbes cтарший эксперт Института энергетики и финансов (ИЭФ) Александр Титов. — В мае-июне были новости о высоком экспорте бензина, и цены на внутреннем рынке пошли вверх. Поэтому правительство решило немного вернуться к ручному управлению и запрету на экспорт, тем более что спрос сейчас действительно сезонно высокий». Согласно источникам Reuters, в январе-мае нынешнего года Россия увеличила экспорт бензина примерно на 25% в годовом исчислении, до 2,51 млн т.

Запрет связан с ускорением роста цен на автомобильный бензин, согласен генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open Oil Market Сергей Терешкин. «Летом происходит ускорение роста цен на бензин, и регуляторам приходится с этим что-то делать, — сказал он Forbes. — Запрет на экспорт должен остудить цены на бирже и в рознице. Скорее всего, на короткой дистанции эта мера окажет необходимый эффект, в противном случае регуляторы продлят запрет на более длительный срок».

Иванов из «Альянс Тракс» также отмечает, что летом резко возрастает спрос на бензин и со стороны сельского хозяйства. «Несмотря на то что в аграрной технике по-прежнему преобладает дизель, использование бензиновых агрегатов значительно возросло за последние годы, — отмечает он. — Фермеры применяют бензин не только для легковых автомобилей и мотоблоков, но и для заправки бензогенераторов, насосных станций и другой техники, необходимой в их хозяйственной деятельности. Бензин стал полноценным топливом и для этой отрасли. Сезонные работы требуют ритмичного снабжения горючим, и государство должно гарантировать аграриям приоритетный доступ к топливу на внутреннем рынке».

По мнению Титова из ИЭФ, запрет всего на месяц может быть связан, в частности, с ремонтом на принадлежащем «Сургутнефтегазу» НПЗ «Киришинефтеоргсинтез» (КИНЕФ), вторым крупнейшим предприятием в России мощностью переработки нефти в 21 млн т в год. Завод всегда был крупным экспортером и производителем бензина. По сведениям Титова, на предприятии в июле начался плановый ремонт. «Пока завод на ремонте, он не понесет убытков от запрета на экспорт, а с другой стороны, надо как-то добавить бензина на внутренний рынок, опять же из-за ремонта «Киришей» [КИНЕФа]. Вот и ввели запрет на месяц», — говорит Титов. КИНЕФ является основным поставщиком нефтепродуктов для Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей.

Ручное управление

В прошлом году правительство России тоже боролось с ростом цен. С 1 марта ввели запрет на вывоз бензина, затем он был отменен на период с 20 мая по 30 июня «с учетом насыщения внутреннего рынка автомобильного топлива», а потом разрешение на экспорт бензина было продлено еще на месяц — до конца июля.

Но в августе эмбарго восстановили до конца декабря «для поддержания стабильной ситуации на топливном рынке в период сохраняющегося сезонного спроса и плановых ремонтов, проводимых на НПЗ». В ноябре правительство сняло запрет на экспорт бензина для производителей нефтепродуктов, а для остальных поставщиков мера была продлена до конца января 2025 года. В марте прошлого года прекратил свое действие запрет на экспорт дизельного топлива, введенный в сентябре 2023 года. 

В феврале правительство снова ввело запрет на экспорт автомобильного бензина с 1 марта по 31 августа для всех, кроме производителей нефтепродуктов. Решение было принято для сохранения стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке, поддержания экономики нефтепереработки и противодействия серому экспорту автомобильного бензина, сообщало правительство.

Источник: Forbes


0
0
Добавить комментарий:
Сообщение
Перетащите файлы
Ничего не найдено