Естественно, сейчас всех волнует, продолжится ли подорожание и насколько могут подняться цены. До конца сезона высокого спроса (периода отпусков) осталось два месяца - достаточный срок, чтобы бензин увеличил отрыв от инфляции. Особенно если учитывать тот факт, что, несмотря на подорожание топлива, уже две недели подряд в России фиксируется дефляция, то есть снижение цен в среднем по стране. Впрочем, опрошенные "Российской газетой" эксперты считают, что решение правительства полностью запретить экспорт бензина (для трейдеров он был уже запрещен, но теперь этого права лишились и производители топлива) остановит или хотя бы замедлит рост цен в рознице.
В условиях запрета на экспорт нефтяники постараются затормозить рост розничных цен
По словам зампреда Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, рваный темп в динамике розничных цен продиктован тем, что в течение года они нагоняют возрастающие расходы компаний, продиктованные общеэкономическими причинами и дополнительной налоговой нагрузкой. К сентябрю фактор "сокращения гандикапа" (неравные возможности или условия) ослабнет.
Но от прошлогодней истории с бензином в этот раз есть большое отличие. Тогда основной рост цен на бензин пришелся на премиальные марки бензина АИ-98 и выше, они подорожали на 20,2%. Обычные марки АИ-92 и АИ-95 превысили средний уровень роста цен по стране незначительно - на 9,7 и 9,8% соответственно. В этом году основной вклад в подорожание, наоборот, внес АИ-92 - 4,8% и АИ-95 - 4,5%, а премиальные марки выросли в цене совсем немного - на 2,1%.
Правительство полностью запретило экспорт бензина, в первую очередь, чтобы остановить рост его котировок на бирже, которые с начала года прибавили 27,2% - АИ-92 и 40,8% - АИ-95. Но некоторое снижение котировок сначала на ожиданиях запрета, а потом после решения правительства продолжалось всего несколько дней, уже 30 июля биржевые цены опять пошли вверх.
Как замечает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, в условиях запрета на экспорт у нефтяников нет иного выбора, кроме как притормозить рост розничных цен. Но в оптовом и биржевом сегментах вряд ли что-то всерьез изменится, в том числе из-за падения рентабельности. Согласно последним доступным данным Росстата, сальдированная прибыль российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) снизилась на 61,5% по итогам первых пяти месяцев 2025 года (до 521,5 млрд руб.).
Столь резкое проседание не в последнюю очередь связано с уменьшением субсидий нефтяникам. Если за первую половину 2024 года выплаты по демпферу (компенсации из бюджета нефтяным компаниям за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных) составили 985,9 млрд руб., то за аналогичный период 2025 года - 544,7 млрд (сокращение на 45%). В этих условиях компании будут поддерживать высокие цены в биржевом и мелкооптовом сегментах, поясняет Терешкин.
Зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев считает, что переживать из-за недельных показателей роста цен большого смысла не имеет. Есть цель - по итогам года уложить подорожание в пределы средней инфляции. И, как правило, ее удается выполнить. Эксперт уверен, что этот год не будет исключением. При этом Гусев подчеркивает, что "ручное регулирование" топливного рынка, которое проводится с 2018 года, имеет свои пределы. Нужно принимать системные меры.
Станкевич отмечает, что введение полного запрета на экспорт бензина в очередной раз демонстрирует, что рыночное регулирование топливной розницы де-факто отсутствует. Такая мера сродни психотерапии. Ценовое охлаждение на биржевых торгах будет ситуативным и недолгим. Нет никакой мотивации к снижению или прекращению роста цен на топливо. Задача сводится к управляемому повышению в задаваемых ежегодно диапазонах. Розничные цены к концу года догонят либо незначительно превзойдут уровень инфляции (10-12%), считает он.
По мнению эксперта по энергетике Кирилла Родионова, полный запрет на экспорт стабилизирует розничные цены на бензин в ближайший месяц, и они вернутся в границы инфляции. Родионов согласен, что отрасли нужны новые механизмы для стабилизации цен. Самое простое решение - увеличить обязательные объемы биржевых продаж топлива с сегодняшних 15% для бензина и 16% для дизеля до 33% и 50% соответственно, по крайней мере для тех НПЗ, которые расположены в европейской части России. Необходимо включить механизм конкуренции на рынке, настаивает Родионов.
Источник: RG.RU