/ /
Литий – новая нефть: перспективы и вызовы
18.10.2024
20
Comment
Мировой рынок лития становится профицитным: по итогам 2024 года глобальное предложение превысит спрос более чем на 10%, согласно последнему квартальному прогнозу австралийского Департамента промышленности, науки и природных ресурсов. Мировая добыча лития в нынешнем году достигнет 1,28 млн т, тогда как потребление – "лишь" 1,16 млн т (в эквиваленте литиевого карбоната, одного из продуктов переработки лития). Для сравнения: в 2022 году глобальный спрос на литий превысил предложение на 9% (802 тыс. тонн VS 737 тыс. тонн в эквиваленте литиевого карбоната). На преодоление дефицита указывает и падение цен: в сентябре 2024 года биржевая цена на карбонат лития в Китае – одном из крупнейших литиевых рынков – опустились до 71 500 юаней за тонну, хотя еще в конце 2022 года она находилась вблизи отметки в 500 000 юаней за тонну.

Рынок уходит в "плюс"

Изменение баланса рынка связано с резким приростом предложения. По данным Energy Institute, глобальная добыча литиевого сырья увеличилась более чем на 80% в период с 2021 по 2023 гг. (со 107,9 тыс. до 198 тыс. тонн). Основной прирост пришелся на три страны – Австралию, Чили и Китай, которые увеличили добычу литиевого сырья в общей сложности на 78 тыс. тонн в год.

Вместе с предложением увеличивается и оценка запасов. Если в 2020 году Геологическая служба США (USGS) оценивала мировые запасы литиевого сырья в 17 млн т, то в 2024-м – уже в 28 млн тонн. Помимо Австралии, Чили и Китая, существенный прирост запасов сырья был характерен для Аргентины (с 1,7 млн до 3,6 млн тонн), США (с 630 тыс. до 1,1 млн тонн) и Канады (с 370 тыс. до 930 тыс. тонн). Речь в данном случае идет об экономически извлекаемых запасах литиевого сырья, тогда как как геологическая оценка запасов сырья в период с 2020 по 2024 годы увеличилась с 80 млн до 105 млн тонн – сюда входят, в том числе, запасы в Боливии, оценка которых была повышена с 21 млн до 23 млн тонн соответственно.

В отрасли постепенно расширяется география добычи. Если в 2023 году свыше 40% глобального предложения литиевого сырья обеспечивала Австралия, то ее доля в общемировом приросте добычи в период до 2030-го составит лишь 8%, согласно оценке "Инфомайн". Свыше 90% мощности новых проектов по добыче литиевого сырья приходится на страны Южной (42%) и Северной Америки (24%), а также Африки (12%) и Европы (14%).

Важный вклад в дальнейший прирост предложения в ближайшие годы внесут нефтегазовые компании, которые осуществляют добычу литиевого сырья из пластовых рассолов. По оценке "Инфомайн", на долю рассолов к сегодняшнему дню приходится 46% глобальной мощности новых проектов по добыче литиевого сырья. Классический способ добычи – из твердых горных пород – обеспечит "лишь" 39% мирового прироста предложения, а остальные 15% будут приходиться на редкие способы добычи, в том числе извлечение лития из глины и подземных вод.

Эффект новизны исчерпан

Диверсификация способов добычи будет одним из факторов дальнейшего роста предложения: согласно прогнозу Департамента промышленности, науки и природных ресурсов Австралии, глобальная добыча лития к 2026 году увеличится на 40% (до 1,79 млн тонн в эквиваленте литиевого карбоната), при этом предложение превысит спрос на 11%. Другим фактором профицита станет вхождение рынка электромобилей в стадию зрелости, то есть период, когда потребительский выбор определяется уже не эффектом новизны, а конкуренцией издержек.

Здесь можно провести параллель с концепцией диффузии инноваций, выдвинутой в 1960-х годах социологом Эвереттом Роджерсом, который разделил потребителей на пять основных групп: "новаторов", которым интересно попробовать всё новое в какой-либо сфере (2,5% от общего количества потребителей); "ранних последователей" (13,5%), покупающих новинки, но осознающих их ограничения и недостатки; "ранее большинство" (34%), которому нужны зримые доказательства работоспособности технологии; "позднее большинство" (34%), перенимающее новинки, когда они, де-факто, уже перестают быть таковыми; "консерваторов" (16%), которые из-за скепсиса к инновациям перенимают их в самую последнюю очередь.

Исходя из этой "оптики", рынок электромобилей входит в стадию "раннего большинства". В 2023 году доля электрокаров и подключаемых гибридов в структуре продаж новых легковых авто в мире в целом составила 18%, а в Китае, стране-лидере отрасли, – 38%, согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА). При этом на объем продаж – и, как следствие, уровень литиевого спроса – уже влияет отмена субсидий на покупку электрокаров в Китае и Европе.

Поддержку спросу может оказать сегмент хранения энергии, который стал бурно развиваться на фоне масштабного ввода ВИЭ и необходимости балансировать электроснабжение в условиях пасмурной и безветренной погоды. По данным Energy Institute, установленная мощность накопителей в электроэнергетических системах мира увеличилась в девять с лишним раз в период с 2020 по 2023 годы – с 6,1 до 55,7 ГВт соответственно. Однако свыше 80% этого прироста приходилось всего на две страны – США и Китай. Вдобавок, в отрасли появляются технологические альтернативы литий-ионным накопителям, в том числе ванадиевые и цинк-бромные аккумуляторы, позволяющие снижать использование критически важных минералов.

Ниша России

Все эти факторы – диверсификация технологий добычи, вхождение рынка электромобилей в стадию зрелости, наличие альтернатив литий-ионным батареям в электроэнергетике – играют на торможение "литиевой гонки", в которой России принадлежит далеко не первая роль.

В России пока что не осуществляется добыча литиевого сырья; страна импортирует сырье для производств "первого передела", то есть выпуска гидроксида лития (ПАО "ХМЗ"; "ТД "Халмек") и металлического лития (топливная компания "Росатома" "ТВЭЛ").

Производств "второго передела" – элементов для накопителей, то есть анодов, катодов и электролита – в России также нет; к действующим и запланированным площадкам "третьего передела" относится серийное производство аккумуляторных батарей, открытое компанией "Рэнера" на площадке Московского завода полиметаллов, а также гигафабрики "Росатома" в Новой Москве и Калининградской области.

По оценке VYGON Consulting, в результате ввода гигафабрик "Росатома" спрос на литий в РФ к 2030 году увеличится до 20,5 тыс. т в год (в эквиваленте литиевого карбоната). Для сравнения: проектная мощность Колмозерского месторождения (Мурманская область), которое сейчас находится на стадии разработки, составляет 45 тыс. тонн карбоната лития в год. При этом в РФ заявлено еще несколько проектов, в частности, добыча лития на Полмостундровском (Мурманская область) и Завитинском (Забайкальский край) месторождениях мощность 20 тыс. и 75 тыс. тонн карбоната лития в год соответственно, а также добыча из рассолов на Ковыктинском и Ярактинском месторождениях в Иркутской области.

Профицит – это надолго

В результате российский рынок может стать профицитным уже к 2030 году, когда Колмозерское месторождение должно будет выйти на проектную мощность. Потому большинство российских проектов, в случае успешной реализации, будут ориентированы на внешний рынок, где также будет сохраняться профицит, в том числе из-за освоения крупных месторождений в Африке. Сюда относятся проекты Manono (ДР Конго), Bikita (Зимбабве), Goulamina (Мали) и Ewoyaa (Гана), геологические запасы которых в общей сложности насчитывают свыше 10 млн тонн карбоната лития.

Освоение этих ресурсов будет нивелировать риски роста цен. Как следствие, литиевая лихорадка будет всё дальше уходить в прошлое, а сам металл, вопреки распространенному штампу начала 2020-х годов, не станет новой нефтью.

Автор: Сергей Терешкин, основатель и генеральный директор OPEN OIL MARKET

Источник: https://itek.ru/analytics/litij-ne-novaya-neft/
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Терешкин: электрификация транспорта будет сдерживать спрос на нефть в КНР. Колонка для "Известий".
Эксперт Сергей Терешкин в интервью для «Известий» отметил, что в долгосрочной перспективе на спрос нефти в Китае окажет влияние электрификация транспорта. В частности, рост доли электромобилей и газификация грузового транспорта могут существенно снизить потребность в нефти. Он также подчеркнул, что экономия на нефти благодаря электрокарам может быть сопоставима с объемом текущих морских поставок нефти из России. Более того, возможное смягчение санкций повлияет на структуру поставок нефти в Китай.
Эксперт Терешкин: цены на дизельное топливо в России стабилизируются к декабрю (агентство экономической информации "Прайм").
В статье «Россиянам рассказали, когда стабилизируются цены на дизель в России» генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов «Опен Ойл Маркет» Сергей Терешкин прогнозирует стабилизацию цен на дизельное топливо к декабрю 2024 года. Он объясняет текущий рост цен сезонными факторами, такими как переход на зимнее дизельное топливо и увеличение автомобильных грузоперевозок. По данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта за девять месяцев увеличился на 7,7%, что также влияет на спрос и стоимость дизельного топлива. Терешкин отмечает, что после завершения переходного периода цены на дизель стабилизируются.
Как временное ослабление санкций скажется на российской энергетике, банковской отрасли и развитии бизнеса. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании".
В статье анализируется решение США временно ослабить санкции на операции с российскими банками, касающиеся энергетики. Это включает снятие ограничений с крупных финансовых учреждений, таких как Сбербанк и ВТБ, что позволяет продолжать сделки в секторе нефти и газа. Такой шаг может помочь избежать перебоев в мировой энергетике и поддержать стабильность валютных потоков России. В статье рассматриваются возможные последствия для экономики и энергетического сектора, а также значение этого решения для международных торговых отношений.
Эксперт Терешкин: Индия будет оставаться крупнейшим морским импортером нефти РФ ("Известия").
Поставки российской нефти в Индию: эксперт оценил текущую ситуацию и перспективы. Почему Индия стала крупнейшим покупателем российской нефти, и какие вызовы ждут экспортеров в будущем? Читайте подробнее в нашем материале!
Комментарий Сергея Терешкина для издания Vgudok.
В статье «Нефтяное половодье РЖД. Владельцы наливных грузов получили поддержку Кабмина в борьбе за приоритетный доступ к железной дороге» обсуждается решение правительства РФ перенести вступление в силу Правил недискриминационного доступа (ПНД) на 31 декабря 2024 года. Изначально планировалось, что эти правила начнут действовать с 1 сентября 2024 года. Это решение позволяет нефтепродуктам сохранить приоритет в железнодорожных перевозках, что особенно важно в условиях запрета на экспорт бензина, введенного в августе 2024 года и продленного на сентябрь и октябрь. Эксперты отмечают, что такая мера поддерживает маржинальность производства и сбыта нефтепродуктов, позволяя оперативно реагировать на текущую экономическую ситуацию и нивелировать возможные негативные последствия для железнодорожных компаний.
Обсудили с "Ведомостями" перспективы транзита казахской нефти.
В августе 2024 года итальянская компания Eni, через свою дочернюю структуру «Аджип каспиан си» (Agip Caspian Sea), начала поставки казахстанской нефти в Германию по трубопроводу «Дружба». Сергей Терешкин, генеральный директор OPEN OIL MARKET, отметил, что для Казахстана более удобными являются поставки через инфраструктуру КТК, однако использование «Дружбы» связано с необходимостью обхода инфраструктурных ограничений. Он также подчеркнул, что добыча нефти в Казахстане снизилась на 50 тыс. баррелей в сутки с декабря 2023 года по июль 2024 года, что может повлиять на выполнение целей по поставкам через «Дружбу» в текущем году.
Эксперт Терешкин: возвращение Ирана на нефтяной рынок нивелирует скачок цен (Прайм).
Возвращение Ирана на нефтяной рынок может существенно повлиять на мировые цены на нефть. Как именно это изменит баланс спроса и предложения, к чему готовиться инвесторам и какие риски несёт новый игрок на рынке – читайте в моём обзоре.
ORG-Market — товарно-сырьевой маркетплейс, который за несколько лет стал ключевым каналом продаж для «Ойл Ресурс Групп». В статье рассказывается о развитии цифровых B2B-платформ в России, их преимуществах для бизнеса и перспективах на будущее. Узнайте, как маркетплейсы меняют рынок и упрощают закупки сырья. В 2023г компания сменила наименование и сейчас называется Open Oil Market, Принадлежит АО "УК Опен Ойл Маркет"
Товарно-сырьевые маркетплейсы, такие как ORG-Market, становятся важными инструментами для цифровизации бизнеса и оптимизации закупок в России. Узнайте, как эти платформы упрощают торговлю сырьем, сокращают издержки и способствуют развитию B2B-сегмента.