Как Россия утроит производство СПГ в условиях санкций

/ /
Как Россия утроит производство СПГ в условиях санкций: стратегии и перспективы
15.10.2024
24
Comment
Планы России по утроению производства СПГ и захвату четверти мирового рынка СПГ могут быть реализованы даже в условиях сохранения действия жестких санкций. Единственное, что вряд ли это удастся сделать так быстро, как планировалось раньше. Когда Россия сможет нарастить производство и экспорт СПГ и какие сложности предстоит решить для этого?
Россия, несмотря на санкционное давление на отрасль сжиженного природного газа (СПГ), все еще может занять 20–25% мирового рынка, но после 2035 года. Такой вывод сделали аналитики компании Kept.

У России были планы нарастить долю на мировом рынке с 8% в 2023 году до 20% на пять лет раньше – к 2030 году. Для этого ставилась задача нарастить производство СПГ с 33 млн тонн в 2023 году до 100 млн тонн к 2030 году за счет уже запланированных проектов. Это помогло бы частично компенсировать снижение поставок трубопроводного газа на европейский рынок. Об этом в конце прошлого года говорил вице-премьер РФ Александр Новак.

И первым должен был выстрелить «Арктик СПГ-2», первая очередь которого должна была заработать в 2024 году. Производство и экспорт должны были вырасти на 6,6 млн тонн – такова мощность каждой очереди. Всего запланировано три очереди общей мощностью 19,8 млн тонн. Первая очередь в начале года действительно заработала, вот только поставки на экспорт оказались невозможны из-за наложения на проект санкций США. Санкции распространились на все новые российские СПГ-проекты, то есть любой СПГ с новых проектов оказался под санкциями. Ранее Запад уже запретил поставки технологий и оборудования по сжижению газа в Россию. Теперь и продажи самого газа попали под запрет. Понятно, что реализация озвученных ранее планов Новаком оказалась под большим вопросом.

Однако аналитики Kept считают, что не все потеряно, и Россия может добиться поставленной цены, несмотря на санкции, но только на пять лет позже – не к 2030 году, а скорее к 2035 году.

Российские эксперты не исключают, что это возможно, но считают даже этот вариант оптимистичным. Даже к 2035 году увеличить в три раза объемы производства с 33 до 100 млн тонн будет довольно сложно. Российская СПГ-отрасль стоит на распутье. У нее есть два основных пути: либо к тому времени будут отменены антироссийские санкции, тормозящие запуск новых СПГ-заводов в России, либо мы сами научимся делать крупнотоннажные СПГ-заводы и строить газовозы, считает Игорь Юшков.

Какие сложности придется преодолеть России, если санкции не отменят?

«Наверное, мы можем самостоятельно создать технологии по строительству крупнотоннажных СПГ-заводов. У нас появляется для этого все больше возможностей, так как разрабатываем турбины большой мощности, необходимые для производства СПГ. Постепенно все больше оборудования для СПГ-заводов делается у нас, благо что у нас есть определенный задел по малотоннажному и среднетоннажному СПГ. Здесь мы все делаем сами. Экспериментальный малотоннажный СПГ-завод был создан еще в советское время в поселке Развилка в Москве, где проводили испытания различного оборудования. Сейчас малотоннажные СПГ-заводы строятся по всей стране, чтобы обеспечивать автономную газификацию и заправку газомоторной техники. Постепенно мы можем дойти до создания собственных технологий и по крупнотоннажному СПГ», – говорит Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ).

«В России есть собственные технологии для средне- и малотоннажного производства СПГ, которые были внедрены на двух очередях завода «Криогаз-Высоцк» общей мощностью 660 тыс. тонн в год, четвертой очереди «Ямал СПГ» (950 тыс. тонн в год), а также на проекте «КСПГ Магнитогорск» мощностью 40 тыс. тонн в год. Мало- и среднетоннажные проекты не требуют привлечения иностранных технологий, поэтому в этом сегменте будет происходить основной ввод мощностей», – отмечает Сергей Терешкин, основатель и генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET.

Однако далее возникает вторая проблема – это строительство газовозов для отправки нашего СПГ на экспорт.

«Построить корпус газовоза мы еще сможем, по крайней мере, дальневосточная верфь «Звезда» строит нефтяные танкеры даже в ледовом исполнении. Основная проблема в мембранных технологиях, которые позволяют удерживать СПГ в танкере. Большой вопрос – как быстро мы сможем освоить эту технологию. В мире буквально пара компаний, в том числе французская компания GTT, которые обладают такими технологиями»,

– говорит Юшков.

Также потребуется, вероятно, создание теневого газового флота наподобие нефтяного теневого флота. Речь идет об обычных газовозах, но России еще необходимы газовозы ледового класса, чтобы вывозить СПГ из арктических зон в теплые воды и далее уже перегружать на обычные газовозы.

Третья сложность заключается в том, что российский СПГ с новых проектов оказывается под санкциями. «Если санкции не отменят, то встанет вопрос: кому мы продадим этот СПГ и будет ли это рентабельно? Чтобы продать подсанкционный товар, нужно сделать на него существенную скидку и приманить покупателя. Это будет проблемой в 2035 году, потому что рынок будет более насыщенным», – говорит Юшков.

Дело в том, что в 2027-2028 годах планируется новая волна ввода в эксплуатацию СПГ-заводов в США, Катаре и Австралии. «Чем был хорош проект «Арктик СПГ-2»? Тем, что последняя третья очередь должна была заработать уже в 2026 году, и проект успевал выйти на рынок до появления на рынке новых объемов СПГ от конкурентов. А теперь предполагается, что наши СПГ-заводы начнут выходить на рынок с 2030-х годов на уже довольно насыщенный рынок, что будет давить на цены или сдерживать их рост. А нам еще нужно скидку давать. И здесь большой вопрос – будут ли цены на российский СПГ покрывать издержки от строительства заводов, танкеров и производства СПГ? Может оказаться, что экономически это все бессмысленно. Нет смысла делать СПГ ради самого СПГ, нужно все-таки зарабатывать на реализации, в том числе бюджету за счет экспортных пошлин и НДПИ», – рассуждает Юшков.

Потенциальными покупателями российского СПГ могут стать морские перевозчики, которые переходят с мазута на газомоторное топливо из-за ужесточения экологических требований, говорит Терешкин. В мире насчитывается 383 танкера, работающих на СПГ, при этом еще 534 танкера находятся на стадии строительства, добавляет эксперт. Кроме того, российский СПГ будет интересен развивающимся странам Азии, которые хотят снизить потребление угля.

«Для России важно не то, какую долю мирового рынка мы займем, а то, сможем ли мы увеличить производство до 100 млн тонн. Если мы сможем это сделать, то это будет означать, что мы решили все вопросы, связанные с технологиями крупнотоннажного сжижения, с их воплощением в металле, с производством оборудования для крупнотоннажного сжижения, с перевозкой СПГ и т. д.

Но я сомневаюсь, что к 2035 году мы достигнем 100 млн тонн. Это слишком оптимистичный сценарий», – считает Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики, главный редактор отраслевого медиа «ИнфоТЭК».

Если санкции против российского СПГ отменят, то, конечно, добиться поставленной задачи по росту производства СПГ в три раза с 33 до 100 млн тонн и нарастить долю на мировом рынке будет намного проще.

«Если санкции отменят, то Россия сможет довольно быстро строить заводы и вводить их в эксплуатацию. Но пока ни в одном направлении прорывов не видно», – заключает Юшков.

Источник: https://vz.ru/economy/2024/10/15/1292433.html
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Терешкин: электрификация транспорта будет сдерживать спрос на нефть в КНР. Колонка для "Известий".
Эксперт Сергей Терешкин в интервью для «Известий» отметил, что в долгосрочной перспективе на спрос нефти в Китае окажет влияние электрификация транспорта. В частности, рост доли электромобилей и газификация грузового транспорта могут существенно снизить потребность в нефти. Он также подчеркнул, что экономия на нефти благодаря электрокарам может быть сопоставима с объемом текущих морских поставок нефти из России. Более того, возможное смягчение санкций повлияет на структуру поставок нефти в Китай.
Морозная зима может возродить транзит газа по «Северному потоку». Аналитика OPEN OIL MARKET Терешкина для газеты "Взгляд".
В статье рассматривается, при каких условиях может заработать оставшаяся нитка газопровода «Северный поток – 2», с учётом текущей ситуации на газовом рынке Европы. Обсуждаются факторы, влияющие на рост цен на газ, включая неопределённости в транзите через Украину, климатические условия и конкуренцию с Азией за поставки СПГ. Эксперт Игорь Юшков отмечает, что в случае зимних морозов и дефицита газа в Европе, запуск уцелевшего газопровода может стать решением для стабилизации ситуации.



Подробнее на сайте: https://sergeytereshkin.ru/smi/pri-kakom-uslovii-mozhet-zarabotat-utselevshaya-nitka-severnogo-potoka
Сокращение экспорта из Ирана не даст Brent опуститься ниже $70, считает Сергей Терешкин (агентство "Прайм").
На фоне нестабильности мирового нефтяного рынка Иран присоединился к инициативам Саудовской Аравии, направленным на поддержание цен. В статье разбираются ключевые шаги Ирана, реакция других стран ОПЕК+ и возможные последствия для рынка. Как эти действия повлияют на баланс спроса и предложения, а также на цены на нефть? Читайте подробности в нашем обзоре.
Оцениваем косвенные факторы и разбираем положение дел на рынке производства нефтепродуктов в РФ. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Эксперт Терешкин: рост экспорта газа позволит минимизировать потери для бюджета (Известия).
Эксперт оценил влияние увеличения экспорта газа на бюджет РФ: ключевые аспекты и прогнозы. Узнайте, какие изменения ждут российскую экономику и чем обусловлен рост экспорта газа. Подробности в новой статье на сайте sergeytereshkin.ru
Терешкин: газификация и увеличение поставок в ЕС привели к росту добычи газа в РФ (Известия).
Эксперт объяснил, что это связано с увеличением поставок в ЕС. Узнайте, как изменились объемы добычи, что влияет на рынок энергоресурсов, и как это может сказаться на экономике. Подробности читайте в статье на сайте!"
Терешкин: нефтяники не сдерживают цены на авиакеросин из-за выплат по демпферу (агентство "Прайм").
В августе 2024 года стоимость авиакеросина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигла рекордных 84 879 рублей за тонну. Генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов «Опен Ойл Маркет» Сергей Терешкин объяснил этот рост отсутствием стимулов для нефтяных компаний сдерживать цены на авиакеросин из-за особенностей демпфирующего механизма. В отличие от автомобильного топлива, где государство компенсирует разницу между экспортной и внутренней ценой производителям, в авиаотрасли субсидии направляются непосредственно авиакомпаниям, что не мотивирует производителей удерживать цены. Дополнительно на рост цен могли повлиять ограничения на поставку зарубежного оборудования для нефтеперерабатывающих заводов, что задерживает восстановление установок вторичной переработки.
Колонка Сергей Терешкина для ИНФОТЭК.
В статье «Бюджет в плюсе: что обеспечило прирост нефтегазовых доходов» Сергей Терёшкин анализирует факторы, способствовавшие увеличению нефтегазовых доходов России. Он отмечает, что рост цен на нефть и ослабление рубля привели к значительному увеличению поступлений в федеральный бюджет. Терёшкин также рассматривает влияние международных санкций и адаптацию российской экономики к новым условиям, подчеркивая важность диверсификации и развития внутренних ресурсов для обеспечения устойчивого экономического роста.
Эксперт Терешкин: экспорт нефти из РФ до конца года увеличится более чем на 10% (Известия).
Эксперт прогнозирует, что экспорт нефти из России до конца года увеличится более чем на 10%. Снижение экспорта бензина, действующее с августа по декабрь 2024 года, может привести к перенаправлению нефти на внешний рынок. Кроме того, смягчение квот ОПЕК+ позволит России увеличить добычу нефти, что также способствует росту экспорта.
Комментарий Сергея Терешкина по резонансной теме запрета на экспорт бензина для РБК.
Правительство России продлило временный запрет на экспорт бензина до 31 декабря 2024 года. Первоначально введенный в марте сроком на полгода, запрет был приостановлен в мае—июле, однако теперь вновь продлен для обеспечения стабильности на топливном рынке в период повышенного сезонного спроса и плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. Ограничение не распространяется на поставки в рамках международных межправительственных соглашений и топливо, вывозимое для личного пользования или оказания гуманитарной помощи.