Доходность продаж бензина АИ-95 на АЗС продержалась в минусе шесть недель

/ /
Продажи бензина АИ-95 на АЗС: аналитика и прогнозы
12.09.2024
16
Comment
АЗС терпят убытки от продажи бензина АИ-95 в течение шести недель: в сентябре их маржинальность составила минус 1,57 руб. за литр, оценили аналитики. Но в отличие от прошлой осени на других марках они продолжают зарабатывать.

Маржинальность продаж бензина АИ-95 в рознице находится в отрицательной зоне шесть недель подряд — с начала августа, свидетельствуют данные аналитической компании «ОМТ Консалт». За период с 2 по 9 сентября в среднем по России (за исключением ДФО) она составила минус 1,57 руб. за литр.

Пока это минимальный уровень в этом году, однако он выше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из данных аналитиков. Для сравнения: осенью 2023 года показатель на пике опускался до минус 3 руб. за литр.

Средняя маржинальность продаж АИ-92 по итогам отчетного периода, наоборот, находится в положительной зоне — на уровне 3,79 руб. за литр, хотя и снизилась за последнюю отчетную неделю на 64 коп. А маржинальность реализации дизельного топлива еще выше — 5,69 руб. за литр. В 2023 году минимальная маржинальность по АИ-92 достигала минус 1,8 руб. за литр, а по дизтопливу — минус 0,5 руб. за литр.

«Осенью 2023 года мы наблюдали затяжное снижение маржинальности не только по АИ-95, но и по АИ-92 и дизельному топливу. Этот период длился около 2–3 месяцев», — указывают эксперты компании. Отличием этого года является тот факт, что проблемы наблюдаются только по АИ-95, что связано с колебаниями цен на оптовом рынке и ростом потребления. В краткосрочной перспективе, на горизонте двух-трех недель, выход показателя в положительную зону не ожидается, считают в «ОМТ Консалт».

Тем не менее по сравнению с прошлым годом ситуация на розничном рынке топлива «выглядит более позитивной», уверены аналитики. «АИ-92 и дизельное топливо остаются в положительной зоне, и тенденций к снижению маржинальности ниже нуля не наблюдается. Рынок адаптируется к изменениям, и в долгосрочной перспективе можно ожидать стабилизацию и по АИ-95», — отмечают они.

Что касается АИ-98 и АИ-100, маржинальность продаж этих марок также демонстрирует уверенный рост, говорят эксперты. По их оценкам, с начала года цены на этот бензин выросли на 9,7%, но благодаря низкому объему потребления (около 2% от общего рынка) такой рост не оказывает существенного влияния на общий рынок. «По нашим оценкам, маржинальность по АИ-98 и АИ-100 остается в положительной зоне на уровне 4 руб. за литр, а за последний месяц цены в оптовом сегменте снизились на 2–3%, что способствует дальнейшей стабилизации», — заключают эксперты.

«Маржинальность розничных продаж бензина АИ-95 будет близка к нулю до конца нынешнего года», — полагает гендиректор маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market Сергей Терешкин. В отличие от АИ-92 бензин АИ-95 не учитывается в расчете выплат по демпферу (механизм выплат со стороны бюджета в адрес НПЗ для стабилизации цен на топливо), поэтому биржевые цены на него существенно выше и по итогам торгов на СПбМТСБ 10 сентября почти на 15% превышают стоимость АИ-92. «Осенью и в начале зимы разница в ценах может достигать 30%: нефтяникам нужно компенсировать рост издержек, связанный с вынужденными ремонтами на НПЗ, и при этом сохранять право на субсидии по демпферу. Поэтому биржевые цены АИ-95 будут оставаться в зоне риска», — считает эксперт.

По мнению Терешкина, выйти из текущей ситуации возможно только за счет наращивания производства топлива и повышения нормативов биржевых продаж, которые позволят снизить цены на бирже и сделать бензин более доступным для независимых АЗС. «Однако эти меры сработают только в случае снятия санкций на поставку оборудования для НПЗ. В противном случае риски роста цен и дефицита топлива будут оставаться хроническими», — рассуждает он.

Между тем топливо на бирже дешевеет четвертую торговую сессию подряд. Согласно данным территориального индекса по европейской части России Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), цена АИ-92 снизилась 11 сентября на 1,6%, до 59,48 тыс. руб. за тонну, а АИ-95 — на 2,15%, до 67 808 руб. за тонну (минимум с начала июля, когда еще действовало временное разрешение на экспорт бензина). В августе бензин АИ-95 максимально дорожал до отметки 74 818 руб. за тонну. Исторический рекорд, достигнутый осенью прошлого года, составляет 76 876 руб. за тонну для бензина АИ-95.

Биржевые индикаторы отражают цены на топливо в крупном опте, динамика которых не сказывается на разнице одномоментно, а только с временным лагом, который может достигать до двух месяцев. По данным Росстата, стоимость бензина в рознице с начала августа растет быстрее инфляции. Так, за период с 3 по 9 сентября потребительские цены на бензин в России выросли на 0,4%, а по отношению к началу года на 9 сентября цены на бензин поднялись на 7,2% (при общем повышении потребительских цен на 5,35%).

На прошлой неделе замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Виталий Королев сообщил, что ведомство ожидает скорого снижения оптовых цен на бензин АИ-95 после рекомендованного компаниям увеличения предложения на рынке и роста объемов переработки. ФАС также ожидает рост цен на бензин в рознице не выше инфляции по итогам года.

РБК направил запрос в пресс-службу Минэнерго.

Источник: https://www.rbc.ru/business/12/09/2024/66e042719a79473c9b6da1ec
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Правительство успело лишь анонсировать возможное снятие запрета на экспорт бензина из России, как за десять дней биржевые котировки АИ-92 выросли почти на 5%, а АИ-95 - на 7%. Естественно, возникли опасения, что возобновление экспорта бензина ускорит его подорожание, в том числе в рознице, где и так в этом году, вопреки традициям, в конце года, уже после периода высокого спроса, цены продолжают расти. Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
В правительство внесено предложение Минэнерго снять запрет на экспорт бензина из России. Это стало возможным, поскольку цены на внутреннем рынке стабильные, заявил глава ведомства Сергей Цивилев. Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
Компания планирует за счет этого сократить сроки доставки и расходы на топливо. Комментарий Сергея Терешкина для "Ведомостей".
Wildberries анонсировала запуск собственной сети автозаправочных станций (АЗС) на своих логистических центрах. В настоящее время заправки доступны только для водителей компании, однако в будущем они могут стать доступными для партнерских служб доставки. Данное расширение направлено на снижение расходов на топливо и ускорение процессов доставки. Эксперты отмечают, что такой шаг компании является частью стратегии по увеличению маржинальности в условиях экономической нестабильности. Подробнее об этом читайте на сайте компании.
Как временное ослабление санкций скажется на российской энергетике, банковской отрасли и развитии бизнеса. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании".
В статье анализируется решение США временно ослабить санкции на операции с российскими банками, касающиеся энергетики. Это включает снятие ограничений с крупных финансовых учреждений, таких как Сбербанк и ВТБ, что позволяет продолжать сделки в секторе нефти и газа. Такой шаг может помочь избежать перебоев в мировой энергетике и поддержать стабильность валютных потоков России. В статье рассматриваются возможные последствия для экономики и энергетического сектора, а также значение этого решения для международных торговых отношений.
Оцениваем косвенные факторы и разбираем положение дел на рынке производства нефтепродуктов в РФ. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Эксперт Терешкин: рост экспорта газа позволит минимизировать потери для бюджета (Известия).
Эксперт оценил влияние увеличения экспорта газа на бюджет РФ: ключевые аспекты и прогнозы. Узнайте, какие изменения ждут российскую экономику и чем обусловлен рост экспорта газа. Подробности в новой статье на сайте sergeytereshkin.ru
Комментарий для "Российской газеты" о динамике цен на бензин.
Статья по ссылке обсуждает ситуацию с ценами на бензин в России. На автозаправках стоимость бензина продолжает расти, однако на биржах наблюдается снижение цен. Это может свидетельствовать о возможном скором изменении тенденции на розничном рынке. Анализируются причины таких колебаний, включая сезонный спрос, логистику и влияние налоговой политики.
Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
В статье Сергей Терешкин анализирует, почему запрет на экспорт бензина, введенный в России в августе 2024 года, не привел к снижению цен на топливо на автозаправках. Несмотря на ограничение экспорта, цены продолжали расти из-за множества факторов, включая плановые ремонты НПЗ, повышение ключевой ставки и изменения курса рубля. Влияние международных цен на нефть и сезонные факторы также играют роль в изменении цен. Эксперты прогнозируют, что рост цен на бензин будет выше уровня инфляции в 2024 году, особенно для премиальных марок топлива.
Терешкин: прирост поставок газа в Европу обеспечил увеличение сборов с отрасли (Известия).
Сергей Терешкин, генеральный директор маркетплейса OPEN OIL MARKET, оценил влияние роста поставок газа в Европу на увеличение сборов с российской газовой отрасли. В 2024 году, благодаря увеличению поставок и добычи, поступления от налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин на газ выросли на 9%. Эксперт прогнозирует продолжение роста сборов в ближайшие месяцы, поскольку транзит газа через ключевые станции остается стабильным. Детали анализа доступны на сайте.
Терешкин: снижение ставок РЖД для нефтяников стабилизировало бы цены на топливо (РИА Новости).
Эксперт Сергей Терешкин предложил ряд мер для стабилизации цен на топливо в России. Он отметил, что для этого необходимо снизить издержки нефтяников, в том числе уменьшить тарифы РЖД на перевозку нефтепродуктов. Терешкин также предложил частичное сокращение акцизов, что позволит сэкономить около 250 миллиардов рублей в год. Эти шаги могут помочь снизить давление на розничные цены, особенно на высокооктановое топливо, которое продолжает дорожать из-за инфраструктурных проблем. Подробнее о решениях читайте в материале.