Почему запрет на экспорт бензина не остановил рост цен на АЗС

/ /
Почему цены на бензин продолжают расти, несмотря на запрет на экспорт
10.09.2024
14
Comment
Розничные цены на бензин второй год подряд к началу осени сильно обгоняют уровень инфляции. По данным Росстата, она ко 2 сентября составила 5,17%, в то время как бензин на АЗС в среднем подорожал на 6,7% с начала года. Более того, отдельно премиальные марки бензина АИ-98 и выше выросли в цене на 10,7%, то есть в два раза превысив инфляцию.

Эксперты уверены, что по итогам года рост цен на АЗС уложится в рамки инфляции или близко к ним. Так произошло в 2023 году. Причем тогда осенью шел разговор о топливном кризисе, а сейчас происходящее никто так не называет. К тому же рост цен на дизельное топливо (ДТ), которое важно для аграриев в период сбора урожая, пока весьма скромен, с начала года - на 3,2%, то есть значительно ниже инфляции.

А вот бензин продолжает дорожать. Процесс не остановил даже запрет на его экспорт, который возобновили с 1 августа и продлили до конца года. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), всего за неделю со 2 по 8 сентября только на заправках столицы бензин марки АИ-92 подорожал на 24 коп., АИ-95 - на 33 коп., а АИ-100 - на 1,34 руб.

На бирже с сентября цена бензина пошла вниз, но в последнюю неделю августа приблизилась к максимальным значениям 2023 года.

Сейчас на понижение биржевых котировок играет резко подешевевшая нефть, обвалившаяся с 80 долл. и выше до 71 долл. за баррель. Цены на нефть не сильно влияют на стоимость топлива в нашей стране, действие их отложено во времени, но определенное давление на биржевые котировки они окажут, если только баррель быстро не вернет утраченное.

Еще один фактор - погода. На редкость теплый сентябрь продлил дачный сезон, поездок за город, пикников и прочего. Дожди и похолодание должны остудить спрос на бензин.

Кроме того, основное подорожание бензина сейчас происходит на независимых АЗС, а не на заправках крупных нефтяных компаний. Так происходило и в прошлом году. У небольших АЗС нет запаса прочности для удержания низких цен, они перестраховываются, и это отражается на общей статистике.

Есть и другие факторы, подстегивающие рост цен на АЗС. Как напоминает заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, ключевая ставка в России выросла. Соответственно, выросла стоимость заемных средств. По сути, банковские кредиты стоят в три-четыре раза выше инфляции. Соответственно, процесс производства и реализации бензина дорожает из-за роста зарплат, оборудования и прочих затрат. Плюс изменения курса рубля не в сторону укрепления также влияют на стоимость поставок оборудования.

В сентябре на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) должны пройти традиционные плановые профилактические работы, из-за чего производство нефтепродуктов может сократиться, добавляет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Для устранения дефицита на этом фоне НПЗ нарастили среднесуточный объем переработки в августе на 20% по сравнению с июлем, но сам факт ожидания снижения производства уже подталкивает оптовые цены на бирже к росту.

По мнению Гусева, говорить о том, что запрет на экспорт бензина не сработал, пока рано. Запрет - мера длительного воздействия. На фоне ремонтов НПЗ и неудовлетворенного спроса за лето сохраняются стабильные закупки на бирже. Более того, проблемы со сроками отгрузки и доставки по железной дороге постоянно влияют на логистику. Чем дольше доставка - тем выше затраты на кредиты. Плюс при условии невозможности планирования поставок покупатели приобретают больше товара в надежде, что хотя бы что-то доедет вовремя. И все это оказывает влияние на цены.

Остается вопрос, почему сильнее всего дорожает бензин премиальных марок. Чернов считает, что это происходит из-за более высоких издержек при их производстве. Они связаны с использованием катализаторов горения или использования различных присадок, которые выросли в цене на фоне дефицита иностранного оборудования.

Более половины бензина, продаваемого через АЗС, - это АИ-95, а его доля в биржевых продажах, как правило, 40% и ниже
Гусев указывает на то, что в совместном приказе ФАС и Минэнерго не прописаны доли каждого бензина для продаж на бирже - а все указано в целом. Необходимо разделить АИ-92 и АИ-95. Сейчас складывается диспаритет - более 50% бензина, продаваемого через АЗС, - это АИ-95, а его доля в биржевых продажах, как правило, 40% и ниже.

С точки зрения гендиректора маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, опережающие темпы роста цен на бензин АИ-98 и выше напрямую связаны с ущербом инфраструктуре НПЗ, который, по всей видимости, затронул установки по производству высокооктановых топлив. Восполнение этого ущерба займет длительное время из-за санкций на поставки оборудования для российской нефтепереработки. В этой связи 12-месячный прирост цен на бензин по итогам 2024 года превысит общие темпы инфляции, даже несмотря на действие сезонных факторов, считает эксперт.

С последним не согласен Гусев, который уверен, что по итогам года розничная цена не превысит инфляцию. Опт же инфляцией не таргетирован. Поэтому беспокоиться не о чем. В отношении же бензинов марки АИ-98 и выше эксперт считает, что оптимальным будет полный его вывод на биржу. Это премиальная марка, для малообеспеченных групп населения она не предназначена. Соответственно, стоит эту номенклатуру вывести на биржу с показателями 100% от производства.

Чернов также считает, что по итогу 2024 года рост внутренних розничных цен на бензин не превысит среднегодовые темпы инфляции в стране. Цены скорректирует ФАС, возможно даже раньше, чем в конце года, так как они оказывают сильное давление на среднегодовые темпы роста потребительских цен в России.

По мнению Терешкина, в этом году картина будет непривычной: из-за опережающего роста цен на бензин АИ-98 нефтяники будут сдерживать цены на ДТ (традиционно ДТ дорожало осенью), чтобы "сохранить лицо" перед регуляторами. Речь идет о негласном обязательстве удерживать прирост топливных цен в границах инфляции. Это правило будет соблюдено в сегменте дизеля, тогда как в сегменте бензина, скорее всего, нарушено. Как следствие, запрет на экспорт бензина будет продлен на первые месяцы 2025 года.

Гусев считает, что стоит вернуться к рассмотрению госрегулирования цен. Оптовый рынок создает больше проблем, нежели решает вопрос справедливой цены. Поэтому в текущих социально-экономических условиях госрегулирование цен - оптимальное решение, отмечает эксперт.

Здесь, правда, возникает вопрос, каким образом и за счет чего будут работать независимые АЗС, которых в России больше половины от общего количества, при госрегулировании цен. Им нужно будет платить адекватную зарплату сотрудникам, поддерживать оборудование в рабочем состоянии и развивать бизнес. Полностью переложить доходы АЗС на продажу сопутствующих товаров получится совсем не везде, а субсидирование АЗС из бюджета сейчас едва ли возможно.

Источник: https://rg.ru/2024/09/10/s-litrom-razberutsia.html
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Осенью розничная стоимость бензина в России растет самыми высокими темпами за год — разбираем причины. Колонка Сергея Терешкина для РБК.
Осенью 2024 года цены на бензин и дизельное топливо в России растут из-за нескольких факторов. Основные причины включают увеличение стоимости нефти на мировом рынке, сезонные колебания спроса, ремонты на нефтеперерабатывающих заводах и ограничительные меры на экспорт топлива. Также влияют инфляция и изменения в регулировании топливного рынка. Эксперты прогнозируют, что с окончанием сезонных факторов цены могут стабилизироваться.
Правительство успело лишь анонсировать возможное снятие запрета на экспорт бензина из России, как за десять дней биржевые котировки АИ-92 выросли почти на 5%, а АИ-95 - на 7%. Естественно, возникли опасения, что возобновление экспорта бензина ускорит его подорожание, в том числе в рознице, где и так в этом году, вопреки традициям, в конце года, уже после периода высокого спроса, цены продолжают расти. Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
В правительство внесено предложение Минэнерго снять запрет на экспорт бензина из России. Это стало возможным, поскольку цены на внутреннем рынке стабильные, заявил глава ведомства Сергей Цивилев. Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
Сергей Терешкин: темпы роста цен на бензин в РФ до конца года будут ниже, чем летом (агентство "Прайм").
Эксперт спрогнозировал динамику цен на бензин в России до конца 2024 года. На сайте Sergeytereshkin.ru опубликована статья, в которой анализируются основные факторы, влияющие на стоимость топлива. Среди них — ситуация на мировом рынке нефти, внутренняя политика регулирования цен и сезонные колебания спроса. Специалист отметил, что ожидать резких скачков цен не стоит, однако определённые тенденции роста возможны.
Вице-премьер Александр Новак допустил частичную отмену эмбарго на экспорт бензина в случае подтверждения признаков затоваривания. Речь идет только о марке АИ-92. Запрет на экспорт любого бензина сейчас действует до конца года. Комментарий Сергея Терешкина для РБК.
Компания планирует за счет этого сократить сроки доставки и расходы на топливо. Комментарий Сергея Терешкина для "Ведомостей".
Wildberries анонсировала запуск собственной сети автозаправочных станций (АЗС) на своих логистических центрах. В настоящее время заправки доступны только для водителей компании, однако в будущем они могут стать доступными для партнерских служб доставки. Данное расширение направлено на снижение расходов на топливо и ускорение процессов доставки. Эксперты отмечают, что такой шаг компании является частью стратегии по увеличению маржинальности в условиях экономической нестабильности. Подробнее об этом читайте на сайте компании.
За последние 10 лет акцизы на топливо выросли в 3 раза, а в 2025 году рост составит еще порядка 15%. Что будет с ценами и как избежать роста. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин комментирует последние решения Минэнерго по экспорту бензина и объясняет, почему снятие запрета стало актуальным шагом. В статье рассматривается, как стабилизация цен на внутреннем рынке влияет на экспортную политику, и анализируются потенциальные последствия для цен на топливо. Терешкин также объясняет, почему нефтяные компании заинтересованы в отмене ограничений, и делится своим мнением о дальнейшем развитии ситуации на рынке ДТ, учитывая сезонные колебания спроса на зимние сорта топлива.
Терешкин: уровень цен на бензин Аи-95 в опте и рознице сохранится до конца года.
На фоне нестабильной экономической ситуации и роста цен на энергоносители, сохранение текущего уровня стоимости бензина АИ-95 становится одной из ключевых тем для потребителей и бизнеса. Какие факторы влияют на рынок топлива, и что ждать в ближайшие месяцы? Подробнее читайте в нашей статье.
Прокомментировали для РБК тему доходности и ценообразования на заправках России.
Доходность продаж бензина АИ-95 на российских АЗС оставалась в минусе шесть недель подряд, начиная с августа 2024 года. В сентябре маржинальность составила минус 1,57 руб. за литр. Однако на других марках топлива, таких как АИ-92 и дизельное топливо, показатели остаются положительными. Эксперты прогнозируют стабилизацию ситуации в ближайшие недели, при этом маржинальность по АИ-95 до конца года останется низкой. В долгосрочной перспективе ожидается восстановление рынка с учетом изменений в производственных процессах и возможных мерах поддержки