Биржевая стоимость бензина снова обновила рекорды. 92-й вырос до 71 970 рублей за тонну, 95-й — до 81 337. На ряде заправок в Крыму, как заявил глава республики Сергей Аксенов, «наблюдаются перебои с определенными видами топлива». В первую очередь — с бензином АИ-95. По его словам, проблема вызвана снижением объемов производства и логистикой.
— Сообщения по вопросам, возникающим c топливом, периодически появляются во многих регионах. Работа с регионами состоит в том, что понять цены на заправках, выявить цены, отклоняющиеся от средних, более высокие либо более низкие в каких-то случаях, провести проверку, почему стоят такие цены, запросить составляющие по затратам у компании, которая продает топливо. Ну и, наверное, определить, сколько, какие компании, в какие регионы поставляют топливо. Ничего нового нет, это стандартная практика работы как Минэнерго, так и Федеральной антимонопольной службы, которой по большому счету они занимаются ежедневно и так.
— Агентство РИА упоминает об анализе причин существенных отклонений в ценах на нефтепродукты в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях.
— Просто проверить, с чем связаны проблемы, задержки, может, дать волшебного ускорения логистическим компаниям, железнодорожной компании, чтобы доставка топлива осуществлялась оперативно. Это касается любого региона, если вдруг граждане или бизнес заявляют о том, что, по их мнению, есть какие-то подозрения в том, что им чего-то не хватает с точки зрения топлива, или они считают, что у них проблемы со снабжением, проверка профильными регуляторами автоматически проводится. То есть это не зависит, Донбасс, Луганск, Москва или Магадан.
— Сейчас много российских регионов, где существенные отклонения в ценах топлива?
— Если мы берем по статистике, всегда Дальний Восток из-за логистических особенностей, Крым, Донбасс, Луганск — тоже из-за тех же логистических особенностей, ничего нового не появилось. В конце концов, накладывается ряд действий регуляторов: и включение непосредственного управления рынком, и запрет экспорта. Я думаю, что в любом случае все это успокоится в сентябре. Каждый год последние лет 20 у нас летом все пропало, в сентябре все появилось. Но розничные цены запрограммированы на инфляцию, поэтому, когда Центробанк посчитает, что ожидания бизнеса сработали и будет дефляция, тогда будет снижение цены топлива на заправках.
Российские власти до конца года составят прогноз динамики розничных цен на топливо. Сработают ли в регионах административные меры, рассуждает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open Oil Market Сергей Терешкин:
Сергей Терешкин
генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open Oil Market
«В новых регионах используется топливо, которое производится в других субъектах Российской Федерации. Компании, занимающиеся розничной реализацией бензина и дизеля, закладывают транспортные издержки в конечную стоимость нефтепродуктов. Как следствие, в рознице усиливается риск роста цен. ФАС может принуждать сети заправок к снижению цен на топливо, однако административные меры не работают на длинной дистанции. Если ограничить компанию А, то появляется компания Б, которая будет продавать и заламывать руки потребителям. Возможно, регуляторам стоит подумать над субсидированием поставок топлива, такой механизм де-факто используется в электроэнергетике. Что-то подобное можно предложить для топливного рынка. К концу года топливный рынок вернется к формату инфляция минус, однако следующий год будет для нефтяников непростым. ЦБ рассчитывает вернуть инфляцию к таргету в 4%, поэтому топливным сетям придется затянуть пояса».
Ситуацию обсуждали на совещании у профильного вице-премьера Александра Новака. Он поручил ведомствам до 10 сентября представить расчеты для изменения топливного демпфера задним числом — с 1 августа. Правительство при этом констатировало, что внутренний рынок полностью обеспечен топливом.
Источник: BFM.RU