Несмотря на то, что сегодня существует большое количество вузов самой разной направленности, а высшее образование получает чуть ли не каждый выпускник, в России не хватает узкопрофильных специалистов, как среднего, так и даже начального звена. Как сложилась такая ситуация, расскажет руководитель компании «Ойл Ресурс Групп» Сергей Терёшкин, опираясь на собственный опыт обучения в трёх разноплановых вузах, расположенных в разных регионах страны.
Самые проблемные зоны в сфере образования
В последнее время уровень качества образования в российских вузах значительно снизился, а наши дипломы теперь не оцениваются также высоко, как и прежде. Причин такой ситуации достаточно много и первая из них – несовершенство современной образовательной системы, направленной в первую очередь на получение теоретических знаний. Наших студентов сегодня учат только учиться, но не работать.
В большинстве вузов отсутствует реальная практика, хотя по закону учащийся обязан её проходить. Как правило, студенты находят самый простой выход – в знакомой фирме просто ставят подпись и печать на бумаге, которую и предъявляют преподавателю. Результатом становится полная неспособность будущего специалиста применять полученные знания в работе, а уж тем более использовать сложные концепции и идеи. Справедливости ради надо сказать, что такая ситуация не во всех вузах страны. Руководители учреждений, искренне заинтересованные в образовании своих студентов, всё же изыскивают способы обеспечить их практическим опытом. Находят реальные предприятия и налаживают связи с руководителями, которые редко отказываются от бесплатной рабочей силы.
Проблемы финансирования
Сегодня на образование в РФ выделяется около 3,6% ВВП. Однако неграмотного распределение средств, планируемое из расчета на количество учащихся, порождает массу проблем, бьющих по качеству образования:
- Низкая заработная плата профессорско-преподавательского состава приводит к грандиозной утечке кадров, как педагогов старой закалки, так и молодых перспективных специалистов. Прожить на зарплату, сопоставимую с окладом продавца, практически невозможно, поэтому преподаватели (особенно молодежь) уходят на более доходную коммерческую работу. А те, которые держаться на чистом энтузиазме, ищут дополнительные заработки на стороне, что значительно отражается на качестве образования.
- Вторая проблема – это сомнительная квалификация некоторых оставшихся преподавателей, которых просто вынуждены держать вузы. Преподавательский состав стремительно стареет, молодые педагоги не задерживаются надолго в вузе. В итоге образовательному учреждению остаётся довольствоваться либо профессорами в возрасте, чей материал нередко оказывается неактуальным, либо нанимать неквалифицированных педагогов, которые пришли в аспирантуру от безысходности.
- Сказывается недостаток финансирования и на материальной базе вузов, где в большинстве случаев давно устарело не то что оборудование для лабораторных работ, а даже учебно-методическая литература. Обновлять всё это просто не на что. Как результат, студенты получают знания, которые вряд ли будут применимы на практике.
В подобной ситуации становится сложно говорить о каких-то изысканиях и научной работе, как со стороны студентов, так и преподавателей. Даже при наличии огромного желания, погрузиться в научно-исследовательскую работу ни у тех, ни у других просто нет возможности. Как следствие, в последнее время наблюдается снижение количества новых научных материалов.
Проблемы реформирования системы образования
Недостаток финансирования не единственная проблема вузов, вся сегодняшняя система, перестроенная по западному образцу, работает нестабильно. Большинство новшеств, внедряемых за последнее время, приводят не к тем результатам, которые ожидались:
- Введение подушевого финансирования образовательных учреждений мало решило проблему недостатка средств. Однако привело к тому, что большинство вузов вместо отчисления нерадивых студентов, «тянут» двоечников до последнего, чтобы сохранить выделенные на них средства.
- Болонское соглашение, разделившее специалитет на бакалавриат и магистратуру, спровоцировало ситуацию, что часть специалистов, окончивших вуз, по своему уровню советуют выпускникам техникумов. При этом внедрении болонской системы не только не повысило качество образования, но и снизило – все предметы подаются в скомканном виде, так как на полноценное обучение не хватает часов.
- Также у нас часто меняют государственные образовательные стандарты (ФГОСов), что приводит к путанице в бюрократических бумагах, которые в обязательном порядке предписано оформлять преподавателям, В итоге вместо работы со студентами и написания научных статей педагоги тратят время на заполнение и постоянную переделку самых разных отчётов. А на фоне всё сокращающегося обслуживающего персонала на кафедрах такая ситуация и вовсе приводит к плачевному результату – на плечи преподавателей ложится даже мелкая канцелярская работа.
Однако не совсем удачные попытки преобразования системы образования ещё не повод отказываться от дальнейших реформ.
Новые изменения в системе образования
Пока непонятно, как скажется на качестве высшего образования разделение Минобрнауки на Министерство просвещения, которое будет заниматься общеобразовательной деятельностью, и Министерство науки и высшего образования, получившего полномочия упразднённого ФАНО (Федерального агентства научных организаций). Этот указ был подписан буквально на днях Президентом РФ В.В. Путиным.
Одни аналитики называют реформу революционной и обещают, что разделение улучшит школьное образование и откроет новые перспективы для развития научного потенциала. Менее оптимистичные эксперты считают, что нынешняя реорганизация не более чем очередной передел власти и соответствующих денежных потоков. Что из этих двух версий окажется правдой, покажет только время.