Нестабильность нефтяного рынка сегодня ставит перед предприятиями этой отрасли различные задачи, отличающиеся как по размерам, так и результатам. Однако все компании объединяет один момент – работа в условиях жёсткой конкуренции, заставляющей руководителей предпринимать определённые меры для удержания хороших позиций на рынке. Большинство предприятий концентрируются на получении максимальной прибыли за счет уменьшения издержек при производстве, распределении и сбыты нефтепродуктов, что в краткосрочной перспективе это даёт неплохие результаты. Однако на долговременном интервале такой подход приводит к снижению эффективности и ухудшению качественных показателей деятельности компании.
Поэтому сегодня всё больше нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий задумываются о разработке комплексной долгосрочной стратегии, которая позволит не только снизить издержки, но и повысить эффективность производственных процессов, обеспечить привлечение дополнительных средств (как акционерных, так и заёмных) и адаптировать деятельность компании под постоянно изменяющиеся условия на нефтяном рынке.
Разработка долгосрочной стратегии
Процесс выработки стратегии не предполагает осуществление незамедлительных действий. Основная задача – определить главные цели и средства для их достижения. Для этого необходимо выявить рыночные возможности в тех сферах, где предприятие будет иметь явное преимущество. При разработке основываются на данных анализа, осуществляемого в три этапа:
- выявляются возможности, которыми может воспользоваться компания на данном этапе своей деятельности (интенсивный рост);
- оценивается целесообразность объединения с сопутствующими производствами, входящими в технологическую цепочку выпуска нефтепродуктов (интеграционный рост);
- определяются новые области для экспансии за пределами нефтяной отрасли (диверсификационный рост).
В зависимости от уровня компании, её размеров, прибылей и объёмов продаж выбирается стратегия, позволяющая максимально эффективно решить поставленные задачи.
Интенсивный рост
Эта стратегия оправдана в случае, если у компании есть возможности для расширения непосредственно на нефтяном рынке. Сделать это можно с помощью:
- Агрессивного маркетинга, направленного на целевую аудиторию и позволяющего продвинуть товары на рынке за очень короткий период.
- Внедрения своей продукции на новые рынки сбыта. Например, для небольших компаний – это выход на новые регионы, для крупных ВНИК – на международные рынки. Причём способы внедрения необязательно могут быть традиционными. Отличные результаты показывает привлечение новых каналов сбыта с помощью современных технологий. Как это, например, сделал Сергей Терёшкин, руководитель нефтяной компании «Ойл Ресурс Групп». Предприниматель создал блокчейн-платформу oilresurs.com, позволяющую приобретать нефтепродукты оптом без лишних созвонов и переговоров.
- Усовершенствования продукции, позволяющей предложить потребителю товар с лучшим качеством или новыми свойствами на уже существующем рынке.
Интеграционный рост
Компании, имеющие прочные позиции на уже завоёванном рынке могут получить дополнительную прибыль за счёт усиления контроля за другими звеньями в цепочки производства и сбыта нефтепродукции. Добиться расширения и роста компании можно путём:
- усиления контроля или объединения с поставщиками сырья или структурами, отвечающими за распределения и продажу нефтепродуктов;
- поглощения или слияния с предприятиями-конкурентами.
Такой метод позволяет усилить конкурентоспособность компании благодаря созданию стратегических преимуществ, возникающих при интеграции нескольких организаций в рамках одной структуры.
Диверсификационный рост
В случае если на традиционном рынке для компании уже не осталось возможностей для её дальнейшего развития, применяют стратегию диверсификационного роста, предполагающую расширение номенклатуры предлагаемой продукции новыми позициями. Это могут быть:
- продукты, по своим техническим или маркетинговым свойствам похожие на существующие (например, другие виды топлива);
- сопутствующие товары, которые могут заинтересовать потребителя;
- продукция или услуги, не имеющие никакого отношения к существующему рынку.
Диверсификация не должна проводиться бездумно – необходимо выбрать направление, которое будет способствовать устранению имеющихся недостатков компании.
Другие средства повышения эффективности
Помимо разработки стратегии для повышения эффективности нефтяных предприятий целесообразно провести пересмотр основных показателей их деятельности. Постоянно меняющиеся в последнее время условия на рынке предъявляют к компаниям новые требования. От них требуется гибкая организационная структура, позволяющая быстро отреагировать и приспособится к изменениям во внешней среде. Для этого необходима разработка эффективной экономической, финансовой и кадровой политики, включающей в себя:
- Применение нефтесервиса, подразумевающего отдачу непрофильных или низкорентабельных видов деятельности на аутсорсинг операторам. Последние в свою очередь могут получать от своей деятельности достаточно высокие доходы за счёт масштабности работы. Наиболее перспективное направление для аутсорсинга – обслуживание отрасли, начиная от разведки углеводородов до их продажи конечному потребителю.
- Модернизация имеющихся информационных систем (учётных, управленческих, бухгалтерских, логистических, транзакционных и т.д.), задействованных в работе компании. Внедрение современных информационных технологий позволит обеспечить более эффективное планирование, повысить результативность сбытовых подразделений, оперативно управлять и перераспределять ресурсы, оптимизировать логистические функции (транспортировку, добычу и продажу нефти потребителям) и многое другое.
- Снижение расходов и повышение производительности путём вложений в обновление оборудования, работающего на месторождениях, и производственных мощностей нефтеперерабатывающих заводов.
- Повышение эффективности деятельности всех отделов и каждого сотрудника компании, так как неквалифицированная работа персонала может привести к снижению рентабельности предприятия.
При грамотной реализации этих стратегий компания в будущем сможет успешно конкурировать с аналогичными предприятиями на своем рынке за счет собственных оригинальных идей и управленческих подходов.