По мнению Сергея Терёшкина, руководителя преуспевающей компании «Ойл Ресурс Групп», главная проблема российского образования в излишней ориентированности на Запад. Переняв схему подготовки учащихся у европейцев, мы утратили большую часть своих важных национальных общеобразовательных традиций, позволявших нам выпускать востребованных специалистов. На смену академизму, гуманитаризации и добротным методикам пришла узкая профессионализация, ограничивающая кругозор обучающегося и его возможности для саморазвития.
Все реформы за последние два десятилетия привели к разрушению эффективного советского образования, но, к сожалению, не привели к созданию новой стабильной системы, интегрированной в мировую цивилизацию. И первым шагом на этом пути стало введение в школах Единого государственного экзамена (ЕГЭ), представляющего собой тестовую систему оценки знаний по программам среднеобщего образования.
Результаты внедрения ЕГЭ
Коррупция в российской системе образования — это уже историческое явление, включающее в себя и родительские собрания в школах с вечными сборами средств на ремонт, и взятки за зачёт или годовые оценки, и продажу поддельных дипломов. Для решения этой проблемы уже было принято немало законов, однако добиться эффективных результатов так и не удалось.
В свое время именно введение единого государственного экзамена было направлено в первую очередь на искоренение коррупции в сфере образования. Также планировалось, что ЕГЭ позволит:
- в 10–11 классах ученики направят своё внимание на изучение именно тех предметов, которые потребуются ему в дальнейшем;
- результаты экзамена будут учитываться при поступлении в высшее учебное заведение, что увеличит количество абитуриентов и повысит доступность образования в ведущих ВУЗах России для выпускников из регионов.
Однако реформа дала не совсем те результаты, которые ожидались. Введение ЕГЭ привело не к повышению к глубокому овладению знаниями, а «натаскиванию» учеников на материал, который по окончанию экзамена тут же «выветривается» из памяти. Основной упор стали делать на заучивание информации и чужих мыслей, а не на развитие мышления в целом. При этом получаемые теоретические знания сильно оторваны от практической деятельности, и такая тенденция прослеживается в системах как начального, так и высшего образования. Как следствие, выпускники школы не адаптированы к реальной жизни, а значимая часть студентов, закончивших вузы, не могут работать по специальности, так как не обладают достаточными навыками.
Своё влияние на эту ситуацию оказала и низкая преемственность между всеми этапами образовательного процесса. Знаний, полученных в школе, оказывается недостаточно для уровня, необходимого в вузе и, чтобы восполнить пробел будущим студентам приходится дополнительно нанимать репетитора или самостоятельно изучать материал.
Что дало Болонское соглашение
Ещё одной попыткой улучшить качество нашего образования стало подписание Россией Болонского соглашения, которое должно было открыть двери европейских вузов перед российскими студентами. Суть этой программы заключается в введении системы двухэтапного образования и создании единого пространства высшего образования, подразумевающего использовании степеней, понятных и сопоставимых для любой страны.
В связи с этим в России появились новые уровни профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистрат и подготовка кадров высшей квалификации), позволяющие студентам продолжить обучение за границей. Учиться именно в высшем учебном заведении стало престижно, что привело к снижению числа профессиональных училищ, а значит и выпускников рабочих специальностей, а параллельно к увеличению негосударственных вузов, выдающих сомнительные дипломы. Как итог, в последнее десятилетие страна получила огромное количество выпускников, подготовленных бессистемно, по «модным» отраслям и направлениям, которые просто не нужны государству в таком количестве.
Кроме того, Болонское соглашение предусматривает определённые трансформации российской системы образования в конкретные сроки и жёсткую отчетность по результатам. При этом не учитывается тот факт, что внедрение новшеств происходило на неподготовленную почву и без учёта особенностей российского менталитета:
- Европейцы подходят очень прагматично к вопросу образования – для них главное максимально быстро подготовить выпускников по узкой специальности.
- В России же традиционно уделяется внимание не только получению знаний, но и просвещению человека. В нашей стране образование – это не материальное благо, а культурная ценность.
Обучение, дающее только определённый объём знаний, но не позволяющее повысить уровень развития личности, её духовное просвещение и воспитание, может сделать человека максимум средним специалистом, но не творцом и учёным.
Поэтому сегодня всё больше аналитиков считают, что необходимо восстанавливать традиции российского образования. И реформа 2018 года учитывает это мнение – претерпела изменения ежегодная программа ЕГЭ (экзамен по русскому языку дополнен устной частью). В расписание введены новые дисциплины, в том числе и астрономия – незаслуженно забытая наука, позволяющая узнать больше об окружающем мире. Преподавательский состав будет проверен на профпригодность, планируется ввести новые должности и виды учительского состава, пересмотреть систему образования и заработную плату учителей. А также увеличить финансирование отраслевых вузов, что позволит повысить качество образования.