
Отчетность ПАО «Транснефть» по РСБУ за I квартал 2025 – фундаментальный анализ и перспективы акций TRNFP
Ключевые итоги: ПАО «Транснефть» опубликовало отчетность за 1-й квартал 2025 года по РСБУ. Выручка компании почти не изменилась и составила 322,7 млрд руб. (–0,3% г/г), а чистая прибыль снизилась до 34,6 млрд руб. против 42,7 млрд руб. годом ранее. Таким образом, прибыль упала на ~19% в годовом сравнении, главным образом из-за возросшей налоговой нагрузки и роста прочих затрат. Далее разберем фундаментальные показатели – динамику выручки, операционной прибыли, рентабельность, структуру затрат, денежные потоки – и оценим потенциальные дивидендные перспективы. В заключение приведем краткий технический анализ привилегированных акций TRNFP (единственных торгуемых акций «Транснефти»), их динамику на бирже и уровень интереса инвесторов. Также сравним основные параметры отчетности по РСБУ с данными по МСФО за сопоставимый период, чтобы понять полную картину финансов компании.
Выручка и операционная прибыль: стабильные тарифы при снижении затрат
Выручка «Транснефти» по РСБУ в 1 квартале 2025 г. составила 322,7 млрд руб., почти на уровне прошлого года (322,7 млрд vs 323,7 млрд руб. в 1 кв. 2024). Практически нулевая динамика выручки объясняется сочетанием индексации тарифов и небольшого снижения объемов перекачки. Напомним, что «Транснефть» – монополия магистрального трубопроводного транспорта, и ее доходы зависят от утвержденных тарифов на прокачку нефти и нефтепродуктов, а не напрямую от цен на нефть. В 2024 году объемы транспортировки нефти снизились на ~3%, нефтепродуктов – на ~2%, и возможно, в начале 2025 года эти тенденции сохранились. Однако индексация тарифов поддержала выручку: в среднем тарифы были повышены с 1 января 2025 г. почти на 9,9%. Это компенсирует уменьшение объемов, обеспечивая стабильную выручку и демонстрируя устойчивость бизнеса. В целом, бизнес-модель «Транснефти» мало зависит от конъюнктуры цен на нефть, что выгодно отличает ее от добывающих компаний: монополия получает доходы за счет оказания услуг транспортировки, а не продажи сырья, поэтому даже при падении цен на нефть ее поступления остаются предсказуемыми.
Себестоимость услуг за отчетный квартал даже несколько сократилась – 278,2 млрд руб. против 280,7 млрд руб. годом ранее. Снижение себестоимости (~–0,9% г/г) свидетельствует о контроле над операционными расходами. Вероятно, этому способствовало уменьшение затрат на электроэнергию, материалы или оптимизация ремонтных работ, а также чуть меньшие объемы прокачки. В результате валовая прибыль (разница выручки и себестоимости) в 1 кв. 2025 г. составила около 44,5 млрд руб., что немного выше уровня прошлого года.
Операционные расходы, помимо прямой себестоимости, включают управленческие и коммерческие расходы. Детали в отчете РСБУ не раскрыты полностью, но можно предположить, что прибыль от продаж осталась близкой к прошлогодней или слегка повысилась благодаря росту валовой прибыли. Таким образом, операционная прибыль по РСБУ в целом сохранилась на стабильном уровне. Высокая доля постоянных расходов в трубопроводном бизнесе обеспечивает относительную предсказуемость операционной прибыли: при стабильной выручке небольшие изменения затрат сразу отражаются на марже.
Рентабельность и структура затрат
Несмотря на стабильную операционную выручку, чистая рентабельность «Транснефти» по РСБУ заметно снизилась. Чистая прибыль 34,6 млрд руб. соответствует чистой рентабельности порядка 10,7%, тогда как годом ранее этот показатель превышал 13% (42,7 млрд от ~323 млрд руб.). Причины снижения связаны с неглавными статьями отчета о прибылях и убытках. В частности, компания зафиксировала резкий рост прочих расходов: по данным отчетности, прочие затраты увеличились в 4,6 раза, до 7,3 млрд руб. Для сравнения, в первом квартале 2024 года прочие расходы составляли порядка 1,6 млрд руб., то есть скачок очень существенный. Вероятно, сюда вошли разовые убытки или резервы, либо возросшие процентные расходы по долгам на фоне роста ставок, либо неблагоприятные курсовые разницы. Например, не исключено, что «Транснефть» создала резерв под аварийные расходы или отметила убытки от переоценки каких-либо вложений. Кроме того, прочие доходы могли снизиться. По итогам предыдущих периодов известно, что «Транснефть» по РСБУ получала значительные прочие доходы – например, проценты по крупным депозитам или дивиденды от дочерних обществ. Если в отчетном квартале такие доходы сократились (например, на фоне волатильности курса или отсутствия разовых поступлений), это также уменьшило прибыль. В совокупности, рост прочих расходов и снижение прочих доходов негативно сказались на конечной прибыли.
Операционная рентабельность (маржа прибыли от продаж) при этом, вероятно, осталась высокой. Из 322,7 млрд руб. выручки ~86% уходит на себестоимость, давая валовую маржу около 14%. Если административные расходы составляют всего несколько процентов выручки, рентабельность по прибыли от продаж может оценочно быть ~12–13%. Это весьма прилично для отрасли транспортировки нефти, показывая эффективность контроля затрат. Для инвесторов важна рентабельность капитала: хотя данных по РСБУ за квартал недостаточно для расчета ROE, можно отметить, что по МСФО за 2024 г. чистая маржа компании составила около 20% (при чистой прибыли ~288 млрд руб. на выручку 1,4 трлн руб.). Однако в 2025 году маржинальность снижена налоговыми изъятиями (см. ниже). В целом, «Транснефть» остается высокорентабельным бизнесом в своем сегменте, что подтверждается стабильностью ее фундаментальных показателей даже в условиях роста фискальной нагрузки.
Структура затрат характеризуется преобладанием операционных расходов, связанных с транспортировкой: это затраты на поддержание инфраструктуры трубопроводов, перекачку (энергоресурсы для насосных станций), амортизация огромной сети труб и резервуаров, фонд оплаты труда. В 2025 г. расходы на обслуживание инфраструктуры, вероятно, не выросли пропорционально индексации тарифов, что и привело к небольшой экономии. Интересно, что в 1 кв. 2025 г. себестоимость снизилась даже при общем росте цен в экономике – возможно, сказалось окончание дорогостоящих ремонтных программ или разница в графике закупок. Также, как отмечалось, отсутствие зависимости от цен нефти упрощает контроль затрат: компании не приходится тратиться на добычу или закупки сырья, основной фокус – эксплуатация и поддержание трубопроводной системы.
Финансовые потоки, налоги и влияние на капитал
Денежные потоки «Транснефти» традиционно сильны благодаря устойчивой прибыли и высокой амортизации, но в 2025 году им предстоит серьезное испытание – повышение налоговой нагрузки. С января 2025 ставка налога на прибыль для компании увеличена вдвое – с 20% до 40%. Это правительственная мера по изъятию дополнительных доходов с госмонополий для пополнения бюджета. Уже в отчетном квартале этот фактор сыграл ключевую роль: если бы налоговая ставка оставалась прежней, чистая прибыль была бы существенно выше. По оценкам, при прочих равных, налогооблагаемая прибыль «Транснефти» за 1 кв. 2025 г. сопоставима с уровнем прошлого года, однако выплата 40% налога вместо 20% «съела» значительную часть дохода акционеров. Эффективная налоговая нагрузка удвоилась, что напрямую уменьшило чистую рентабельность.
Для оценки влияния: при чистой прибыли 34,6 млрд руб. налог на прибыль за квартал составил около 23 млрд руб. (что соответствует 40% от прибыли до налогообложения ~57,5 млрд руб.). Годом ранее налог был около 10,7 млрд руб. (20% от ~53,4 млрд руб. прибыли до налогообложения). Таким образом, налоговые выплаты выросли примерно на 12 млрд руб. – величина, сопоставимая со всем снижением чистой прибыли. Это подтверждает, что именно налоговый фактор стал определяющим в падении прибыли.
Операционный денежный поток при этом, вероятно, остался высоким – налог уплачивался частично авансом, но в целом EBITDA компании остается стабильной. По итогам 2024 г. EBITDA составила ~545 млрд руб. (–1,4% г/г), а в первом квартале 2025 можно ожидать около 130–140 млрд руб. EBITDA (с учетом амортизации ~80 млрд в квартал по МСФО). Эти деньги идут на финансирование обширной инвестиционной программы «Транснефти» – модернизацию трубопроводов, строительство обходных маршрутов, увеличение пропускной способности. Однако теперь существенная доля операционного кэша будет отвлекаться на уплату налога. Свободный денежный поток (FCF) может снизиться, если компания не сократит капитальные вложения.
Руководство уже предупредило о рисках: из-за роста налога «Транснефть» может столкнуться с нехваткой денег к 2026 году и будет вынуждена пересмотреть планы инвестиций. Это очень важный момент для инвесторов, так как возможное сокращение капексов может и снизить будущий рост (новые проекты отложат), и одновременно сохранить больше ликвидности для выплаты дивидендов в ближайшие годы. Баланс интересов бюджета, компании и акционеров будет определять финансовые потоки вперед. Пока что долговая нагрузка «Транснефти» умеренная – значимых новых заимствований не сообщалось, а исторически компания финансировала проекты частично за счет собственного денежного потока, частично выпуская облигации. При сокращении FCF, вероятно, долг компании может возрасти, если понадобится поддерживать инвестиции и дивиденды.
Дивидендные перспективы для акционеров (ТРНФП)
Дивиденды – один из главных вопросов для инвесторов в привилегированные акции TRNFP. Эти «префы» дают право на получение дивидендов, и государство (основной акционер через обыкновенные акции) установило политику: выплата не менее 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО. За 2024 год «Транснефть» заработала по МСФО 287,7 млрд руб. чистой прибыли. Согласно этой политике, дивиденды акционерам составят около 50% от этой суммы, то есть порядка 144 млрд руб. Совокупный размер выплат, по оценкам аналитиков, может составить 160–200 руб. на акцию (после недавнего дробления акций, см. ниже). Это соответствует двузначной дивидендной доходности – приблизительно 12–15% годовых по текущей цене акций. Например, по итогам 2024 г. ожидается выплата порядка 180–190 руб. на одну привилегированную акцию, что дает около 14% доходности при цене ~1300 руб. за акцию. Такие высокие выплаты делают TRNFP одной из самых привлекательных дивидендных бумаг российского рынка.
Важно отметить, что расчет дивиденда идет от скорректированной прибыли. В 2023 году компания сильно уменьшила чистую прибыль по РСБУ из-за переоценки акций НМТП (что не учитывалось при расчете дивидендов). В 2024 году основной корректировкой стал отложенный налог, снизивший прибыль по МСФО на ~5%. Возможно, для целей дивидендов часть этого эффекта будет нивелирована (отложенные налоги не требуют немедленного оттока средств). Тем не менее, даже с учетом налогов дивиденды за 2025 год могут остаться на уровне предыдущего года или незначительно вырасти, если тарифная выручка увеличится благодаря индексации почти на 10%. По прогнозам некоторых инвестдомов, в 2025 г. выплата на акцию составит около 180–200 руб., то есть доходность сохранится двузначной. При текущих обстоятельствах менеджмент вряд ли откажется от политики 50% – более того, федеральный бюджет прямо рассчитывает на 50% прибыли «Транснефти» в качестве дивидендов, учитывая что государство владеет контрольным пакетом. Для миноритариев (владельцев TRNFP) это позитивный фактор, обеспечивающий предсказуемость доходов на вложенный капитал.
Стоит добавить, что структура капитала «Транснефти» такова, что обыкновенные акции (100% голосующих) находятся у государства, а в свободном обращении только привилегированные акции (около 1,1 млн штук после дробления, ~37% free-float). Привилегированные акции получают дивиденды не меньше, чем на одну обыкновенную, и фактически именно по ним весь рынок и оценивает компанию. Таким образом, инвестиции в TRNFP – это по сути ставка на стабильные дивиденды от государственной трубопроводной монополии. Инвестиционный профиль TRNFP сочетает низкий риск бизнеса (монополия с госгарантией спроса) и высокую дивдоходность, что привлекает как институциональных, так и частных инвесторов, особенно в условиях ограниченных альтернатив на внутреннем рынке.
Отчетность РСБУ vs МСФО: в чем разница?
Важным моментом анализа является сравнение финансовых результатов по РСБУ (стандартам отдельной компании) и по МСФО (консолидированной отчетности группы «Транснефть»). Отличия существенные: МСФО учитывает все дочерние общества (например, операторы нефтепродуктопроводов, портовые терминалы, торговые «дочки») и совместные предприятия. Поэтому по МСФО показатели обычно крупнее, чем по РСБУ, и отражают весь масштаб бизнеса. Например, в 1 квартале 2024 года по МСФО выручка составила 369,1 млрд руб. (+17,5% г/г), а чистая прибыль – 95,8 млрд руб. (+4,7% г/г). Это более чем вдвое превышало чистую прибыль по РСБУ за тот же период (42,7 млрд руб.). Консолидация добавляет доходы от экспортных операций. Известно, что «Транснефть» выполняет функции трейдера нефти для поставок в Китай (по трубе ВСТО), что раздувает выручку МСФО, но приносит низкую маржу. Также в группу входит крупный порт НМТП, дающий дополнительную прибыль. В результате по МСФО маржа ниже по валовой прибыли (из-за низкомаржинальных торговых операций), но абсолютная прибыль выше за счет включения всех сегментов.
По итогам 2024 года МСФО картина была следующая: выручка ~1,4 трлн руб. (+7% г/г), EBITDA ~545 млрд (–1,4%), чистая прибыль 287,7 млрд руб. (–5% г/г). Снижение чистой прибыли на 5% было обусловлено главным образом новым налогом (эффект отложенного налога. То есть базовый операционный результат остался устойчивым. РСБУ за 2024 отразила чистую прибыль всего 108,4 млрд руб. (–42% г/г), так как там учитывалась также огромная разовая потеря от переоценки пакета акций НМТП. Эти примеры показывают: МСФО лучше отражает реальную экономику бизнеса, тогда как РСБУ может значительно колебаться из-за учетных нюансов (переоценок, дивидендов дочек, пр.). Поэтому для фундаментального анализа и прогнозов дивидендов инвесторы ориентируются прежде всего на показатели МСФО. РСБУ-отчетность полезна для понимания отдельных статей (например, движение по налогам, выплата процентов и пр.), но в целом имеет вспомогательное значение.
В сопоставимом периоде 1 кв. 2025 по МСФО данных пока нет (обычно публикуются в конце мая), но ожидается, что тенденции будут аналогичными: выручка может вырасти двузначно за счет индексации тарифов и торговых операций, а чистая прибыль вероятно чуть снизится из-за налогов. Таким образом, финансовое состояние «Транснефти» по МСФО остается крепким, и половина этой прибыли трансформируется в дивиденды, подкрепляя инвестиционную привлекательность акций TRNFP.
Технический анализ акций TRNFP и интерес инвесторов
Привилегированные акции ПАО «Транснефть» (тикер TRNFP на Мосбирже) в 2025 году показывают устойчивый рост и пользуются повышенным спросом инвесторов. В феврале 2025 компания провела дробление акций 1:100, что снизило номинальную цену одной акции и сделало бумаги более доступными широкому кругу частных инвесторов. Если ранее котировки измерялись сотнями тысяч рублей, то теперь TRNFP торгуется в диапазоне ~1200–1300 руб. за акцию, благодаря чему заметно выросла ликвидность – дневные обороты достигают сотен миллионов рублей. Например, 30 апреля 2025 г. цена закрытия составила около ₽1280 при объеме ~328 тыс. акций, что соответствует ~₽420 млн оборота за день. Free-float оценивается порядка 37%, и уровень ликвидности акций высокий (котируются в Первом котировальном списке), что привлекает институциональных участников. Сочетание этих факторов – господдержка, высокий дивидендный поток и улучшившаяся доступность акций – привело к заметному росту интереса к TRNFP на рынке.
С начала года акции демонстрировали восходящий тренд. Только за апрель 2025 привилегированные акции «Транснефти» прибавили около +7,6% за месяц, опережая широкий рынок. На фоне публикации годовой отчетности по МСФО в конце марта котировки преодолели отметку 1300 руб. Однако в последней декаде апреля рост приостановился – бумаги вошли в фазу консолидации. Текущие уровни можно охарактеризовать как боковой коридор ~₽1260–1290. Технические индикаторы подают смешанные сигналы: MACD начал указывать на ослабление восходящего импульса (локальный медвежий сигнал), тогда как RSI опустился в область ближе к перепроданности. Это означает, что краткосрочно возможна как небольшая коррекция вниз, так и технический отскок от поддержки. Ближайший уровень поддержки отмечается около ₽1260, а зона сопротивления – примерно ₽1290–1300. Пробой этих границ может задать направление движения: уверенное закрепление выше 1300 руб. откроет дорогу дальнейшему росту, тогда как спад ниже 1260 руб. сигнализировал бы о более глубокой коррекции.
В целом, технический анализ TRNFP указывает на фазу передышки после ралли: акции консолидируются, переваривая накопленный рост. Объемы торгов остаются на среднем уровне, что говорит об отсутствии панических продаж – инвесторы сохраняют позиции, получая дивиденды и ожидая новых драйверов. Рыночные настроения вокруг «Транснефти» позитивны, учитывая фундаментальные факторы: компания устойчива, генерирует прибыль и выплачивает щедрые дивиденды. Многие участники рассматривают TRNFP как «защитную» дивидендную фишку и альтернативу облигациям – с доходностью выше и потенциалом курсового роста.
На ближайшие месяцы прогноз по акциям TRNFP сдержанно оптимистичный. Фундаментально бумаги поддержаны ожидаемыми дивидендами летом 2025 г. (закрытие реестра, вероятно, в июле–августе) и возможным скорым объявлением их размера советом директоров. Это может подтолкнуть котировки вверх ближе к дивидендной отсечке. После выплаты возможна просадка на величину дивидендного гэпа, но аналитики отмечают, что такие гэпы «Транснефть» закрывает довольно быстро благодаря уверенному спросу на акцию. Среднесрочно диапазон 1400–1650 руб. не выглядит недостижимым, если геополитическая обстановка и нефтегазовый сектор в целом будут стабильны. Консенсус-прогноз цен на конец 2025 г. находится около ₽1360–1500 за акцию, что предполагает умеренный рост от текущих уровней. Таким образом, с точки зрения технического и фундаментального анализа, привилегированные акции «Транснефти» сохраняют привлекательность для инвестиций в 2025 году, сочетая сильный фундаментал с благоприятной рыночной динамикой.
Выводы
ПАО «Транснефть» показало в 1 квартале 2025 г. ожидаемо мягкие результаты: чистая прибыль снизилась до 34,6 млрд руб. против высокой базы прошлого года. Основной удар по прибыльности нанесло двукратное увеличение налога на прибыль, а также рост прочих расходов. В то же время выручка осталась стабильной (322,7 млрд руб.) благодаря индексации тарифов и устойчивому спросу на услуги транспортировки нефти. Фундаментальный анализ свидетельствует, что операционные показатели компании в порядке: прибыль от основной деятельности, рентабельность по продажам и денежный поток все еще на высоком уровне. Структура затрат оптимизирована, себестоимость даже немного снижена, что говорит о повышении эффективности.
Ключевой вопрос – распределение прибыли между бюджетом и акционерами. Государство изъяло часть доходов через налог, но сохраняется политика выплаты 50% прибыли акционерам. Это обеспечивает отличные дивидендные перспективы: доходность дивидендов TRNFP за 2024–2025 гг. оценивается в районе 12–15%, что привлекает инвесторов. Сравнение с отчетностью по МСФО показывает, что реальный масштаб прибыли больше, чем виден по РСБУ (консолидированная чистая прибыль значительно выше), а значит, и база для дивидендов надежна. Инвестиции в TRNFP выглядят обоснованными для тех, кто ищет сочетание стабильности и высокой доходности.
На бирже акции TRNFP в 2025 г. уже продемонстрировали восходящую динамику, и хотя сейчас консолидируются около 1280 руб., технические индикаторы не сигнализируют о развороте глобального тренда. Скорее, рынок ждет новых триггеров – объявления дивидендов, дальнейших квартальных отчетов или новостей о тарифах. Интерес инвесторов к «Транснефти» поддерживается ее статусом естественной монополии с господдержкой и прогнозируемыми денежными потоками. При сохранении нынешних условий прогноз по акциям умеренно позитивный: вероятен дальнейший рост котировок в пределах 5-15% за год на фоне получения дивидендов и общего улучшения настроений в нефтегазовом секторе. Таким образом, «Транснефть» продолжает оставаться одной из лучших фундаментально устойчивых компаний на рынке, а ее привилегированные акции – привлекательным активом как для институциональных, так и для частных инвесторов, заинтересованных в надежных вложениях и высоких дивидендах (по запросам: Транснефть отчетность 2025, ТРНФП РСБУ 1 квартал, прогноз акций Транснефть прибыль 2025, отчёт РСБУ vs МСФО, инвестиции в TRNFP и др.).
Итог: отчетность за 1 квартал 2025 подтверждает стабильность бизнеса ПАО «Транснефть». Несмотря на снижение чистой прибыли, фундаментальные показатели в порядке, компания генерирует значимый денежный поток и готова делиться им с акционерами. Высокая рентабельность, гарантированные тарифом доходы и щедрая дивидендная политика делают акции TRNFP привлекательными для долгосрочных инвестиций, в то время как техническая картина указывает на возможность продолжения восходящего тренда после текущей паузы. Внимательное отслеживание дальнейших финансовых результатов (особенно отчетов по МСФО) и новостей о регулировании поможет инвесторам актуализировать свой прогноз по акциям «Транснефти», но на данный момент основания для позитивной оценки более чем убедительны.