Аэрофлот: отчет за 1 квартал 2025 – 56,6 млрд ₽ прибыли при росте выручки на 12%

/ /
Аэрофлот: отчёт за 1 квартал 2025 — 56,6 млрд прибыли при росте выручки на 12%
119

Аэрофлот: отчет за 1 квартал 2025 – 56,6 млрд ₽ прибыли при росте выручки на 12%

Краткий обзор. ПАО «Аэрофлот» (тикер: AFLT) опубликовал финансовую отчетность по РСБУ за 1-й квартал 2025 года, продемонстрировав резкий переход к прибыли. Чистая прибыль составила 56,6 млрд ₽ против убытка годом ранее​. Выручка увеличилась на 12% (до 163,1 млрд ₽)​ на фоне восстановления спроса и роста доходов от перевозок. Скорректированная от разовых факторов прибыль оказалась значительно скромнее – порядка 2 млрд ₽, что всё же выше уровня прошлого года​. Рассмотрим детально фундаментальные показатели отчета, ключевые мультипликаторы акций Аэрофлота и оценим перспективы компании. Тональность – осторожно оптимистичная: результаты обнадеживают, но содержат разовые эффекты, требующие внимательного анализа.

Рост выручки и возвращение к прибыли

Выручка. В первом квартале 2025 года выручка Аэрофлота выросла на 12,4% год к году и достигла 163,1 млрд ₽​. Рост обусловлен увеличением доходов от перевозок самой авиакомпании «Аэрофлот» и ее дочерних структур, а также ростом выручки от грузовых и почтовых перевозок. Этот показатель свидетельствует о восстановлении операционной активности и устойчивом спросе на авиаперевозки, несмотря на сохраняющиеся ограничения и перенастройку маршрутной сети.

Чистая прибыль. Ключевое событие – возвращение компании к прибыли. По РСБУ Аэрофлот получил 56,6 млрд ₽ чистой прибыли за квартал против убытка 6,9 млрд ₽ в первом квартале 2024 года​. Это знаменует первый прибыльный первый квартал за последние годы, что особенно примечательно, учитывая сезонно слабый зимний период для авиаперевозчиков. Высокий финансовый результат обеспечен в основном неблагодаря операционной марже, а за счет прочих доходов (разовых факторов), о которых сказано ниже. Тем не менее, сам факт резкого улучшения нижней строки отчетности позитивно воспринят инвесторами.

Основные показатели квартала (РСБУ)
Для наглядности приведем некоторые основные финансовые показатели Аэрофлота за 1 кв. 2025 г. в сравнении с аналогичным периодом годом ранее:


Показатель 1 кв. 2025 1 кв. 2024 Изменение
Выручка 163,1 млрд ₽ ≈145 млрд ₽ +12,4% г/г
Чистая прибыль / (убыток) 56,6 млрд ₽ прибыли 6,9 млрд ₽ убытка – (возврат к прибыли)
Скорректированная прибыль 2,0 млрд ₽ 1,0 млрд ₽ +96% г/г
Маржа чистой прибыли 34,7% (≈1,2% скорр.) отрицательная


Примечание: Скорректированная чистая прибыль рассчитана компанией без учета разовых эффектов (курсовых разниц и дивидендов). Маржа чистой прибыли рассчитана как отношение чистой прибыли к выручке; в скобках указана маржа на скорректированной основе (~1,2%).

Скорректированная прибыль и разовые эффекты

Рекордная прибыль Аэрофлота в отчетном квартале во многом стала результатом разовых доходов, не связанных напрямую с основной деятельностью. В частности, на финансовый результат существенно повлияла курсовая переоценка валютных обязательств компании. Благодаря значительному укреплению рубля в первом квартале, Аэрофлот отразил положительный курсовой эффект +59,5 млрд ₽ (в прошлогоднем первом квартале был отрицательный эффект –9,9 млрд ₽)​. Это означает, что переоценка долга и лизинговых обязательств в иностранной валюте принесла огромную бухгалтерскую прибыль. Кроме того, компания получила крупный единовременный доход в виде дивидендов от дочерней авиакомпании «Победа» в размере 10 млрд ₽​. Оба этих фактора не являются результатом текущей операционной деятельности перевозчика, но существенно улучшили отчетность.

Скорректированная прибыль (без учета влияния курсовой разницы и дивидендов) по расчетам самой компании составила всего ≈2,0 млрд ₽​. Для сравнения, годом ранее сопоставимая скорректированная прибыль была около 1,0 млрд ₽​. Таким образом, базовый финансовый результат улучшился почти вдвое, что указывает на некоторый прогресс в эффективности, даже если исключить разовые доходы. Однако очевидно, что львиная доля прибыли в 1 кв. 2025 г. обусловлена внешними факторами, а не основным бизнесом. Инвесторам следует учитывать это при оценке устойчивости прибыли: столь значительный курсовой выигрыш может не повториться в последующих периодах (курс рубля может поменять направление, что способно привести к обратному эффекту). Тем не менее, сам факт того, что даже без единовременной помощи компания оставалась прибыльной (пусть и умеренно) – позитивный знак, указывающий на устойчивость бизнеса Аэрофлота в сложных условиях.

Расходы и маржинальность: сдерживающие факторы

Несмотря на рост выручки, операционные затраты компании росли еще более опережающими темпами. Себестоимость продаж увеличилась на 19% год к году, до 170,5 млрд ₽​, превысив объем выручки. Основными факторами удорожания стали расширение производственной программы (рост перевозок, увеличение налета парка) и высокая инфляция издержек – рост цен на топливо, обслуживание воздушных судов, аэропортовые услуги и др. По данным компании, предельный пассажирооборот («кресло-километры») вырос на ~6%, что внесло свой вклад в увеличение расходов​.

В результате прибыльность на операционном уровне снизилась. Валовый результат перешел в отрицательную зону: за квартал зафиксирован валовый убыток 7,4 млрд ₽ (годом ранее была валовая прибыль 1,5 млрд ₽)​. Убыток от продаж (операционный убыток по РСБУ) составил 12,5 млрд ₽, увеличившись в 4,5 раза по сравнению с небольшим убытком год назад​. Иными словами, без учета прочих доходов (таких как курсовые и дивиденды) деятельность Аэрофлота в первом квартале была убыточной на уровне операционной прибыли. Маржинальность компании серьезно пострадала: валовая рентабельность стала отрицательной, операционная маржа тоже отрицательная, а чистая рентабельность без учета разовых факторов сохранилась на очень низком уровне (~1%).

С одной стороны, это вызывает осторожность – базовая рентабельность бизнеса остается низкой из-за высоких затрат и относительно слабого первого квартала. С другой стороны, второй–четвертый кварталы традиционно сильнее за счет сезонного роста пассажиропотока, так что есть основания ожидать улучшения операционных показателей в следующих периодах. Кроме того, на уровне группы (консолидированная отчетность МСФО) ситуация с маржинальностью в прошлом году была значительно лучше, что показывает потенциал компании при нормализации условий. Так, в 2024 году выручка группы выросла на 40% до 856,8 млрд ₽, скорректированная EBITDA достигла 237,6 млрд ₽ (маржа EBITDA ~27,7%)​. Однако операционные расходы также резко возросли (+~80% г/г) из-за роста цен на керосин, обслуживание и других статей​. Тем не менее, чистая прибыль группы за 2024 год составила 55 млрд ₽ (против убытка 14 млрд ₽ годом ранее)​ – это значит, что бизнес-модель способна генерировать прибыль в целом, хотя волатильность показателей высока.

Оценка компании и ключевые мультипликаторы

На фоне выхода Аэрофлота на прибыль инвесторов интересует, насколько акции Аэрофлота (AFLT) сейчас привлекательны по фундаментальным мультипликаторам. Рассмотрим основные показатели оценки:

  • P/E (Price/Earnings) – коэффициент цена/прибыль. С учетом чистой прибыли группы ~55 млрд ₽ за 2024 г. и текущей рыночной капитализации порядка 280 млрд ₽​, текущий P/E составляет около 5. Это означает, что акции торгуются примерно за 5 годовых прибылей – достаточно низкий уровень оценки​. Такой низкий P/E может указывать на недооцененность бумаги рынком​, хотя необходимо помнить о нестабильности прибыли (в т.ч. влиянии курсовых разниц). Если рассчитывать P/E на основе скорректированной прибыли (без разовых доходов), коэффициент будет значительно выше, поэтому важно ожидать стабилизации заработков.

  • EV/EBITDA – коэффициент стоимость предприятия / операционная прибыль до амортизации. EV Аэрофлота (рыночная капитализация + чистый долг) оценивается примерно в ~880 млрд ₽. Это складывается из капитализации ~280 млрд и чистого долга порядка 600 млрд ₽ (на конец 2024 г.)​. При EBITDA группы около 237,6 млрд ₽ за 2024 г.​, мультипликатор EV/EBITDA ≈3,7. Такой уровень также считается низким для мировой авиаотрасли – обычно EV/EBITDA авиакомпаний колеблется в диапазоне 5–7 в стабильные времена. Низкий EV/EBITDA в данном случае отражает осторожность инвесторов и наличие рисков, а также, возможно, эффект вышеобычных прибылей 2024 года.

  • Рентабельность (маржинальность). По итогам 2024 г. чистая маржа группы составила около 6,4% (55 млрд ₽ чистой прибыли на 856,8 млрд ₽ выручки)​. Рентабельность по EBITDA ~27,7%​, что вполне здорово для авиаперевозчика, хотя и ниже, чем годом ранее. В 1 кв. 2025 по РСБУ, как отмечено, скорректированная чистая маржа была около 1,2%, что отражает слабый квартал. Инвесторам важно понимать, что показатели маржи у Аэрофлота волатильны: они сильно зависят от внешних факторов (цены на топливо, курсы валют, госрегулирование тарифов). Однако долговая нагрузка остается высокой, поэтому значительная часть операционной прибыли уходит на покрытие процентных и лизинговых платежей, сдерживая чистую рентабельность.

В целом мультипликаторы Аэрофлота сейчас указывают на низкую оценку рынка. Низкие P/E и EV/EBITDA могут привлекать инвесторов, рассчитывающих на дальнейшее восстановление отрасли. Однако такие показатели частично объясняются цикличностью и разовыми прибылями – рынок закладывает дисконт за риски (геополитика, ограничения на флот и запчасти, отсутствие международных направлений в прежнем объеме и пр.). Фундаментальный анализ показывает, что без учета валютных эффектов прибыльность компании пока скромная. Поэтому потенциальная недооценка акций реализуется только при условии, что Аэрофлот сохранит стабильную прибыль в дальнейшем. Руководство, к слову, нацелено сохранить прибыль в 2025 году на уровне 2024 года и перевезти не менее 55 млн пассажиров​. Если эти ориентиры будут достигнуты, то текущие низкие мультипликаторы действительно делают акции AFLT привлекательными для долгосрочных инвесторов.

Технический анализ акции AFLT (график и динамика)

На фондовом рынке акции Аэрофлота в 2023–2024 гг. продемонстрировали уверенный рост, отыгрывая восстановление финансовых показателей. За прошлый год капитализация компании выросла на ~68%​, и в начале 2025 г. позитивный тренд продолжился. На новостях об улучшении результатов и ожиданиях потенциальной отмены санкций бумаги обновляли максимумы: в апреле котировки поднимались до ≈69–70 ₽ за акцию​. К текущему моменту (конец апреля 2025 г.) акции торгуются около 70 ₽, что близко к локальным пикам.

С технической точки зрения, на дневном графике прослеживается восходящий тренд: цена акций AFLT находится выше своих 50- и 200-дневных скользящих средних, что подтверждает среднесрочную позитивную динамику. Объёмы торгов остаются умеренными. Ближайшим уровнем поддержки аналитики называют зону 65 ₽ – здесь ранее проходили значимые торги, и данный уровень совпадает со стоп-ценой в недавней торговой идее по бумаге​. Сопротивление же сформировалось в диапазоне ≈75–80 ₽: преодоление этой области станет сигналом к дальнейшему росту. Некоторые инвестиционные дома настроены оптимистично: например, Финам открыл идею на покупку акций Аэрофлота с целью 80 ₽ за акцию (горизонт 1–2 месяца)​finmarket.ru. Это подразумевает потенциал роста порядка 15% от текущих уровней. Тем не менее, после сильного ралли последних месяцев нельзя исключать краткосрочные коррекции. Индикаторы RSI и MACD (на момент написания) сигнализируют о умеренно перекупленном состоянии бумаги, что требует осторожности при входе.

В целом, техническая картина по AFLT указывает на сохранение восходящего импульса, но дальнейший рост акций Аэрофлота во многом будет зависеть от фундаментальных новостей и рыночных настроений. Публикация сильных операционных результатов за последующие кварталы или позитивные корпоративные события (например, сигналы о возможных дивидендах или расширении парка без привлечения дополнительного капитала) могут дать новый толчок котировкам. Напротив, внешние шоки – рост цен на нефть (керосин) или ослабление рубля – могут временно охладить интерес к акциям авиаперевозчика.

Перспективы и выводы

Осторожно оптимистичный взгляд. Финансовые результаты Аэрофлота за 1-й квартал 2025 года можно назвать обнадеживающими. Компания демонстрирует способность генерировать прибыль даже в сезон слабого спроса, что резко контрастирует с убытками прошлого года. Фундаментальный анализ отчета выявил, что основная операционная деятельность пока работает на очень низкой марже, но положительная скорректированная прибыль говорит о правильном направлении изменений. Руководство предпринимает меры по сдерживанию расходов и повышению эффективности, что должно проявиться в следующих кварталах, особенно на фоне ожидаемого роста пассажиропотока в летний сезон.

Для инвесторов акции Аэрофлота сейчас представляют интерес, учитывая низкие мультипликаторы (P/E около 5, EV/EBITDA ~3–4) и улучшение финансовых трендов​. Однако принимать инвестиционные решения следует с оглядкой на риски: высокая долговая нагрузка, волатильность рубля, отсутствие международных перевозок дальнего зарубежья и государственное регулирование отрасли могут влиять на будущие результаты. Тональность прогнозов – сдержанно оптимистичная: вероятно, 2025 год принесет Аэрофлоту прибыль сопоставимую с прошлым годом​, а рост выручки продолжится, хотя и более умеренными темпами. В таких условиях акции AFLT способны и дальше показывать положительную динамику, особенно если компания укрепит фундаментальную прибыльность без опоры на разовые эффекты. Институциональные и частные инвесторы, ориентированные на долгосрочную стоимость, могут рассматривать текущие уровни для постепенного формирования позиции, сохраняя при этом диверсификацию и умеренную долю авиасектора в портфеле. Аэрофлот, являясь флагманом российской авиаотрасли, прошел через турбулентность последних лет и теперь, судя по отчетности, выходит на более устойчивую траекторию – пусть пока и не без помощи разовых попутных ветров. Впереди – новые испытания и возможности, и успех инвестиций будет зависеть от того, насколько эффективно компания реализует свой потенциал в меняющихся условиях рынка.

OpenOilMarket

0
0
Добавить комментарий:
Сообщение
Перетащите файлы
Ничего не найдено