Сегодня практически невозможно обеспечить оперативную доставку товара потребителям без использования информационных систем. Вся индустрия логистики завязана на постоянном обмене информации между всеми участниками транспортного процесса. Для обработки и передачи данных используются различные автоматизированные системы, позволяющие не только управлять информационными потоками, но и отслеживать перемещение грузов, получать информацию о местонахождении товара в режиме реального времени, вести учёт затрат и расходов и многое другое.
Использование информационных технологий в логистике позволяет:
- ускорить процесс обработки заказов;
- своевременно реагировать на изменения в запросах клиентов;
- сократить срок выполнения заявок;
- оперативно доставлять грузы;
- контролировать качество доставки;
- значительно снизить издержки на транспортировку.
Кроме того, ИТ предоставляет огромные возможности по анализу эффективности проводимых операций, что позволяет выявлять основные ошибки и слабо работающие логистические схемы. Помимо организации транспортировки груза ИТ в логистике используются и для решения других задач. О доминирующих направлениях применения информационных технологий в логистике расскажет руководитель компании «Ойл Ресурс Групп» Сергей Терёшкин.
Использование ИТ в разных сферах бизнеса
Практически любая компания использует различные логистические операции в интересах своей деятельности – одни в комплексе, другие частично. При этом использование тех или иных информационных технологий в логистике во многом зависит от направления, уровня и сферы бизнеса. Так, небольшие компании предпочитают передавать значимую часть логистических услуг на аутсорсинг, крупные – развивают собственные структуры, отвечающие за закупку сырья и материалов, производство, хранение и сбыт продукции.
Сфера В2В
Наиболее актуально применение информационных систем на предприятиях, где логистические издержки формируют значительную часть себестоимости продукции, а временные затраты на выполнение операций занимают почти треть длительности производственного цикла. Для минимизации всех расходов сегодня на многих производствах внедряются различные автоматизированные системы управления, обеспечивающие взаимодействие между всеми отделами предприятия и позволяющие оптимизировать технологические процессы и оперативно обрабатывать поступающую информацию.
К таким ИТ-сервисам выдвигаются определённые требования, они должны:
- выполнять все задачи, необходимые для эффективного документооборота: подготовку, регистрацию и хранение документации, контроль за исполнением проведённых приказов, а также предоставлять возможность оперативно найти или получить справку о конкретном акте в любой момент времени;
- быть построены по единой методологии, удовлетворяющей требования российских стандартов и законодательства;
- обеспечивать полноценное многократное использование данных без дублирования информации;
- обеспечивать надёжную защиту документации от несанкционированного доступа;
- уметь адаптироваться к возможным изменениям – увеличению количества документов, пользователей или отдельных компонентов логистической системы, документации, корректировкам в маршрутах движения информации, меняющимся запросам пользователей и т.д.
Современные системы автоматизации вполне отвечают этим требованиям, кроме того, сегодня появляется всё больше программ, разрабатываемых под конкретные предприятия и максимально адаптированных под его специфику.
Сфера В2С
Возможности и особенности применения информационных технологий в сфере В2С проще всего рассмотреть на примере интернет-магазинов. Такие сервисы завоевали в последнее время большую популярность, а в силу специфики своей деятельности представляют собой яркий образец использования логистических операций в розничной торговле. Заинтересованность покупателей в удалённых покупках объясняется значительной экономией времени на походах по реальным торговым точкам. Найти, купить и получить нужный товар можно при помощи интернет-инструментов – электронных денег и почты. Кроме того, стоимость продукции, заказываемой онлайн, часто оказывается гораздо дешевле. В первую очередь за счёт меньших издержек со стороны владельцев сервиса, которым нет необходимости держать большие товарные запасы на складе и нанимать лишний персонал. Однако таким предпринимателям приходится уделять огромное внимание процессу доставки продукции своим клиентам, от оперативности которой во многом зависит лояльность покупателей к интернет-магазину.
В связи с тем, что персональная доставка небольшого заказа в другой город значительно увеличивает стоимость покупки, сегодня большинство интернет-магазинов предпочитает пользоваться услугами курьерской или почтовой службы, по сути, передавая сбытовую логистику на аутсорсинг. Только очень крупные игроки на рынке могут позволить себе иметь собственную службу доставки. Однако в любом случае возможности ИТ используются для оперативной работы с сопутствующей информацией – отслеживания груза, определения его местоположения в текущий момент и т.д.
Кроме того, информационные технологии незаменимы для организации закупок, поддержания товарных запасов (для крупных сервисов) и учёта товаров. В этих моментах интернет-магазины практически не отличаются от производственных предприятий и используют аналогичные инструменты и программы.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что развитие современной логистики невозможно без применения информационных технологий. ИТ-сервисы необходимы для любой компании, независимо от её уровня, размера и направления деятельности.