В условиях высокой конкуренции на рынке и общей нестабильности российской экономики для успешной деятельности нефтегазовых компаний уже недостаточно применять только эффективные маркетинговые ходы. Необходимо использование современных методов управления производственными потоками, которые будут способствовать повышению эффективности предприятий и сокращению издержек на добычу и переработку нефти. Поэтому оптимизация логистических ресурсов сегодня является одной из важнейших задач для любой компании, независимо от её размера, уровня и месторасположения. Как можно увеличить эффективность функционирования материалопроводящих систем расскажет Сергей Терёшкин, генеральный директор нефтяной компании «Ойл Ресурс Групп».
Основные задачи логистики
Более 90% от всего производственного цикла расходуется на транспортировку и прохождение продукции по различным технологическим операциям. Поэтому основная задача логистики снизить временные затраты на каждом этапе производственного цикла путём обеспечения оперативного взаимодействия всех участников процесса как в материальном, так и информационном плане. Кроме того, передвижение продукции от начальной (освоение и добыча углеводородов) до конечной (реализация готовых нефтепродуктов) точки нужно строго контролировать, чтобы снизить неизбежные потери и издержки.
Существуют три основных направления этой сферы:
- производственная логистика контролирует материальные потоки, используемые непосредственно для деятельности предприятия:
- логистика снабжения учитывает потребности конкретного производства в сторонних услугах и материалах и обеспечивает организацию процессов закупки;
- сервисная логистика направлена на обеспечение поставок готовой продукции потребителю в нужном объёме и в оговоренные сроки с минимальными потерями.
Сегодня в нефтегазовой отрасли прослеживается тенденция разделения этих направлений и отсутствие взаимодействия между участниками процесса. Оптимизация логистики поможет объединить этапы закупки, производства и сбыта в единый процесс.
Передача логистики на аутсорсинг
Большинство предприятий решает проблему оптимизации логистики передачей её на аутсорсинг сторонним организациям. Оператор может взять на себя такие функции, как:
- поддержание уровня запасов сырья и готовых нефтепродуктов на складах заказчика, организация их хранения;
- в случае если для хранения продукции используются склады оператора – организация и выполнение погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки груза до места назначения;
- обработка заказов и сопровождение поставок;
- доставка продукции потребителям (экспедирование);
- обработка претензий и организация возвратной логистики.
Однако такой подход нередко создаёт предприятию немало проблем. К наиболее распространенным относятся:
- Отсутствие в регионе компаний, предоставляющих необходимые услуги на должном уровне или по удовлетворительным тарифам.
- Невозможность определения четких границ ответственности компании и оператора.
- Недостаточно развитая ИТ-инфраструктура компании-заказчика, что не позволяет обеспечить качественный и оперативный обмен данными с операторами.
- Сложности с определением точных критериев оценки качества оказываемых оператором услуг для договоров.
Решить эти проблемы может только совместная разработка стратегии взаимодействия с учётом специфики отрасли и понимания рынка. К сожалению, многие логистические компании до сих пор не понимают выгоды от такого партнёрства, предпочитая по-своему интерпретировать условия контракта. Поэтому многие компании, особенно крупные, пошли по другому пути оптимизации логистики, выделив её в отдельно действующую структуру.
Создание собственной структуры логистики
Крупные компании, занимающиеся всем циклом производства нефтепродуктов от добычи до реализации, выделяют логистическую составляющую в отдельную структуру. Например, «Газпромнефть» создал дочернюю компанию, отвечающую только за логистику. Такое решение позволило снизить затраты на хранение и транспортировку продукции и увеличить эффективность и прибыльность производства. Значительный плюс такого способа – дочерняя компания хорошо знакома со спецификой деятельности нефтегазовой отрасли, что позволяет ей выстраивать наиболее эффективные логистические сети.
В «Лукойле» были предприняты другие шаги по оптимизации логистики. Ими была разработана логистическая система (ЛС), имеющая развитые связи с внешним рынком и состоящая из нескольких подсистем, выполняющих каждая свои функции. К последним относятся:
- Закупка, обеспечивающая предприятие материалопотоком в виде сырья, комплектующих, материалов и т. п. непосредственно от первоисточника.
- Склады, включающие в себя не только здания и площадки, но и необходимую технику для приёма, перемещения, обработки и отгрузки поступающего материального потока.
- Запасы, обеспечивающие высокую адаптивность системы к любым изменениям на рынке и являющиеся наиболее дорогим активом компании.
- Транспорт, связывающий отдельные элементы логистической системы (закупку, склады, запасы и т.д.) и обеспечивающий бесперебойность и своевременность её функционирования.
- Производство, отвечающее за переработку поступающего материального потока в качественную продукцию, которая будет востребована рынком.
- Распределение обеспечивает поступление материалопотоков от производства к местам реализации продукции с учетом возможных запросов потребителей.
- Сбыт предназначен для реализации готовой продукции, интегрирован с маркетингом.
- Информационная подсистема используется для обмена данными между всеми элементами логистической системы, контроля и управления.
- Кадры обеспечивают работу ЛС и задействованы в выполнении практически всех логистических операций.
Между всеми подсистемами налажена связь – взаимодействие осуществляется на информационном, экономическом, финансовом и технологическом уровне, что позволяет ускорить обслуживание производственного процесса.