Растущие цены на ГСМ спровоцировали новый кризис. Так, этот раз пострадали не только обычные автолюбители, а и авиаперевозчики, которые в разгар курортного сезона балансируют на грани рентабельности. Резко возросшая стоимость авиационного керосина съедает практически всю прибыль компаний.
Невольно возникают вопросы: что ждет рынок и грозит ли ему дефицит нефти?
Разобраться в той проблеме поможет основатель OILResurs – Сергей Терешкин, который непосредственно связан с данной отраслью.
Прогнозы ОПЕК
Прежде чем переходить к анализу рынка, стоит изучить информацию, предоставленную ОПЕК. По мнению международной межправительственной организации экспортеров нефти, спрос на сырье будет расти вплоть до 2040 года и составит 111 миллионов баррелей в сутки.
Это обусловлено ростом численности населения в развивающихся странах, увеличением количества людей, относящихся к так называемому «среднему классу» и активно пользующихся горюче-смазочными материалами.
При этом страны-члены ОПЕК убеждены, что возросший спрос не станет причиной образования дефицита нефтепродуктов и нефти в целом. Предложение еще несколько десятилетий будет незначительно превышать спрос на топливо.
Мнение Международного энергетического агентства
Мнение Международного энергетического агентства разнится с информацией ОПЕК. По предположению представителя МЭА, спрос на нефть на мировом рынке с каждым годом будет уменьшаться.
Это обусловлено развитием «зеленой энергетики». За последние годы существенно повысилась ее эффективность. Кроме этого, в пассажирском транспорте используются другие виды топлива, к примеру, газ.
Это приведет к снижению спроса до 105 миллионов баррелей в день. Основными потребителями останутся химическая промышленность, логистическая отрасль, а также авиационный транспорт, который пока не может перейти на альтернативную энергетику и виды топлива.
Экспертная оценка
Сергей Терешкин менее категоричен в своих высказываниях. По его мнению, ситуация может развиваться различными способами. Это зависит от многочисленных внешних факторов, которые оказывают непосредственное влияние на спрос. К примеру, сланцевая нефть, которую намерены добывать в США в больших объемах.
Однако исходя из многочисленных прогнозов и современной тенденции, спрос на нефть постепенно будет расти. При этом опасаться значительного дефицита – не стоит. Не исключено, что его не будет вовсе. Восполнить недостаток вполне может альтернативная энергетика.
Дефицит возможен, только если спрос на топливо будет увеличиваться на 1,5 миллиона баррелей в день, как это происходит сейчас. Дополнительным фактором должно выступить снижение объемов добычи нефти по тем или иным причинам. На данный момент предложение на рынке ограничено из-за проблем, которые возникли в Венесуэле, а также сделки ОПЕК+. Доолнительно не последнюю роль сыграли военные действия в Сирии и перебои с поставками из Ирана, Ливии, Нигерии.
Одновременно с этим во многих нефтедобывающих странах сократились инвестиции в данную сферу. Это касается:
- геологоразведовательных работ;
- бурения;
- развития новых месторождений;
- формирования запасов.
Снижение затрат вызвано обвалом цен на нефть. Крупные компании не готовы работать на грани рентабельности и временно ограничили инвестиционные проекты до момента, когда цена повысится. Искусственные ограничения приводят к дефициту и, как следствие, увеличению стоимости нефти.
При повышении объемов инвестирования дефицит будет полностью покрыт. Однако образование избыточного количества предложений на рынке отразится на цене, в сторону ее уменьшения.
В данном случае грань очень тонкая и любой необдуманный шаг может привести к огромным убыткам. Поэтому нефтедобывающие компании в большинстве своем заняли выжидательную позицию.
Как обстоят дела на нефтяном рынке на данный момент
Согласно отчету ОПЕК, на данный момент на нефтяном рынке не наблюдается дефицита топлива. Однако наметилась тенденция к его образованию.
По официальным данным стран-экспортеров, только в этом году спрос превысит 100 миллионов баррелей в сутки. При этом предложение едва доходит до 98 миллионов баррелей.
Доля ОПЭК составляет 31 миллион баррелей. В рамках следки ОПЕК+ страны начиная с 2017 года ограничили добычу. Таким образом уже к концу 2018 года на рынке может возникнуть дефицит топлива.
Чтобы этого не допустить, страны-экспортеры планируют договориться о постепенном повышение объемов добычи топлива. Встреча будет проведена еще в 2018 году. При принятии положительного решения удастся избежать дефицита нефти на рынке. Это позитивно скажется на компаниях, которые были вынуждены заморозить добычу, тем самым снизив свою прибыльность.
Необходимость повышения добычи связана со снижением резервных мощностей ОПЕК. Последние тенденции нефтяного рынка существенно увеличили риски неконтролируемой волатильности, а также еще большего увеличения стоимости нефти.
Эксперты учитывают перебои в поставках, которые могут быть вызваны различными факторами:
- промышленными авариями;
- военными действиями;
- стихийными бедствиями;
- саботажем;
- техническими и эксплуатационными проблемами.
Если кратковременные сбои практически не оказывают влияния на рынок, то разрушительные – имеют гораздо более серьезные последствия. В данном случае все зависит от продолжительности проблем, а также объемов снижения добычи.
На сегодняшний день нивелируют перебои собственные стратегические запасы ОПЕК и МЭА, однако они стремительно снижаются. За полтора года с момента введения ограничений спрос съел большую часть избыточных предложений, объемы излишков стремительно приближаются к минимуму.
При увеличении объемов добычи ситуацию удастся спасти. Однако ожидать этого быстро – не стоит. Падение резервных мощностей будет продолжаться вплоть до конца 2019 года.