В рознице эффекта ждать рано, там цены могут замедлиться или остановиться минимум через две недели после существенного снижения котировок на бирже. Но на Петербургской бирже пока особых изменений нет. Бензин АИ-92 продолжил медленно дорожать, марка АИ-95 немного подешевела, а котировки ДТ остались на прежнем уровне. Спрос на топливо высокий, к тому же постепенно начинается переход на зимние, более дорогие сорта ДТ, что отражается на розничных ценах на дизель.
По словам зампреда Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, эффект от указа президента (запрет обнуления демпфера) обязательно проявится в течение ближайших недель. Решение сопряжено с мероприятиями по завершению внеплановых ремонтов НПЗ, накоплению запасов топлива в регионах, считает он.
К этому можно добавить, что за август демпфер по бензину нефтяники уже не получили, а за сентябрь, по-видимому, не получат. В эти месяцы цена на бирже оказалась выше предельной для получения субсидий из бюджета, а действие запрета начинается только с 1 октября. Это дополнительные издержки, которые нефтяные компании могут закрыть лишь высокими ценами в опте, которые в первую очередь ориентируются на биржевые котировки. Впрочем, и здесь есть нюанс.
Как замечает зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, основным фактором роста биржевых котировок являются, как ни странно, цены в мелком опте, которые в некоторых регионах оказываются на 10-30 тыс. руб. выше, чем в крупном опте. По сути дела, с учетом регулирования крупного опта, через механизмы демпфера и настройку биржевых торгов, регулирование розницы через ограничения роста цен уровнем инфляции, мелкий опт остался без внимания, и этот сегмент сейчас является рыночным инструментом, который показывает реальный спрос и предложение на рынке. А поскольку здесь цена значительно превышает биржевые котировки, все рвутся покупать в крупном опте по любой цене, понимая, что смогут хорошо заработать, продав топливо в мелкооптовом сегменте. Соответственно, пока внимание регуляторов не будет обращено на мелкооптовый рынок, рост на бирже продолжится. Но в ноябре, крайний срок - декабрь, рост цен остановится просто из-за падения спроса, считает эксперт.
По мнению управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова, цены в опте будут оставаться на максимумах, пока рынок не придет в равновесие. Высокий сезон потребления бензина окончен, но проблемы с производством пока не дают сбалансировать рынок. Эксперт ожидает, что высокие котировки на бирже сохранятся, по крайней мере, еще около месяца.
Ближе к зиме рост цен остановится хотя бы просто из-за падения спроса
Он подчеркивает, что цены на АЗС крупных нефтяных компаний удерживаются искусственно - бензин торгуется ниже рентабельности. Что касается независимого сегмента, то некоторые заправки уже перестали продавать бензин из-за дефицита и нерентабельности продаж. Конкурировать с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), обеспечивающими весь цикл производства от добычи нефти до продажи топлива на заправках, им сейчас невозможно.
Схожий взгляд у аналитика ресурсных секторов "Ренессанс Капитал" Марка Шумилова. Основной причиной роста цен он считает недостаточный выпуск топлива из-за повреждений на НПЗ. По его оценке, заводам потребуется от нескольких недель до двух месяцев для восстановления прежних объемов производства. При отсутствии новых форс-мажоров можно ожидать, что цены на бензин и дизель нормализуются ближе к концу года. Снижению цен также могут поспособствовать небольшие объемы импорта топлива из других стран, уточняет эксперт.
Иной точки зрения придерживается гендиректор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин. Если биржевые цены больше не учитываются при расчете демпфера, то больше нет стимулов к тому, чтобы их сдерживать. Поэтому подорожание будет продолжаться в ближайшие недели и месяцы. Де-факто отказ от обнуления демпфера является мерой поддержки нефтепереработки в условиях, когда в бюджете нет средств на увеличение субсидий для НПЗ. Нефтяникам нужно финансировать внеплановые ремонты на НПЗ и источником покрытия затрат может стать в том числе выручка от продажи топлива на бирже.
Ждать торможения роста цен в декабре не стоит: в рознице прирост цен на бензин может превысить 15% по итогам 2025 года (декабрь к декабрю), уверен Терешкин.
На рынке из-за повышенной нервозности звучат самые разные предложения о том, как ускорить процесс остановки роста биржевых котировок, а вслед за этим - цен на АЗС. Национальный автомобильный союз (НАС) предложил установить на АЗС максимально допустимые цены (потолок цен) на бензин и ДТ, сообщили "Известия".
Но эксперты оценивают данную инициативу весьма скептически. Она не может быть реализована, поскольку приведет к еще большему напряжению на рынке: росту дефицита и закрытию независимых АЗС, поясняет Станкевич. Логика союза понятна, но, следуя ей, нужно идти еще дальше и фиксировать цены не только на топливо, но и на сами автомобили, запчасти от них, все расходные материалы, товары в магазинах при АЗС. При всех возможных вариантах этот - наихудший в нынешних условиях, и правительство на него не пойдет, считает он.
Фролов считает, что предложение НАС - популизм. Единственный исход такой заморозки цен - банкротство независимых АЗС и закрытие части заправок ВИНКов. А Терешкин указывает, что систему будет сложно администрировать, поэтому эта мера столь же неэффективна, как и потолок цен в отношении экспорта российской нефти.
Источники: RG.RU