Зачем Турции и России собственный газовый хаб

/ /
Зачем Турции и России собственный газовый хаб?
02.11.2024
28
Comment
Турция обещает в 2025 году вместе с Россией создать в Стамбуле новый центр торговли газом. Впервые эту идею предложила сама Россия еще в 2022 году на фоне попыток Запада изолировать нашу страну. Однако с тех пор ситуация изменилась. Зачем Анкаре и, главное, Москве новый газовый хаб в Турции?

«В течение 2025 года мы создадим мощную инфраструктуру, которая в партнерстве с Botas и Газпромом будет управлять торговой платформой в Стамбульском финансовом центре. Мы направили им меморандум о взаимопонимании», – заявил глава Минэнерго Турции Алпарслан Байрактар местному изданию.

Он отметил, что в центре торговли будет действовать стамбульский газовый индекс. «Теперь, когда Россия будет продавать свой газ, она будет говорить: «Я продаю этот газ по формуле со стамбульским газовым индексом», – добавил глава турецкого Минэнерго.

По его словам, президент России Владимир Путин подтвердил турецкому президенту Реджепу Тайипу Эрдогану, что он даст указания Газпрому по этому вопросу.

Идея создания газового хаба в Турции принадлежит изначально России и была озвучена президентом в 2022 году на фоне западных санкций, а также подрывов «Северных потоков». Однако с тех пор о проекте только говорили, но до дела не доходили.

Россия уже потеряла экономический интерес к этому газовому хабу, тогда как у Турции есть своя выгода, считает Игорь Юшков, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ.

«Никакой мощной инфраструктуры там не надо строить. Нужно просто запустить торговую площадку в рамках действующих турецких бирж. Думаю, что Турция просто торгуется с Россией.

Турция хочет получить от Газпрома новые долгосрочные контракты с турецкой компанией Botas по формуле: рыночная цена минус процент, то есть со скидкой. Это позволит Botas перепродавать российский газ другим клиентам по более высоким ценам и гарантированно зарабатывать на этом», – считает Игорь Юшков.

Однако у России возникает резонный вопрос: если мы даем турецкой стороне возможность стать посредниками и зарабатывать на перепродаже нашего газа, то что в ответ даст нам Анкара? И Турция предлагает газовый хаб. Однако он до сих пор не создан. Юшков считает, что время упущено, и России с экономической точки зрения этот хаб уже не нужен.

«Когда в 2022 году у России появилась идея газового хаба, он нам нужен был для того, чтобы деполитизировать поставки российского газа в Европу. Потому что весной 2022 года пошел вал санкций против России, и многие европейские компании испугались приобретать российский газ, чтобы их не обвинили в финансировании России. Газовый хаб помог бы обезличить происхождение газа. Здесь торговался бы не только российский газ, но также азербайджанский газ и СПГ. И тогда европейские компании могли сказать, что покупают газ не у России, а на турецком хабе, где много поставщиков», – рассказывает эксперт ФНЭБ.

Однако та паника давно прошла, санкции были разъяснены, и европейцы по максимуму закупают российский газ по тем маршрутам, которые остались – через Украину и через «Турецкий поток». В сентябре 2024 года экспорт Газпрома в страны ЕС достиг 101 млн кубометров в сутки, из них 58 млн кубов качали через «Турецкий поток», остальные объемы – через Украину.

«Теперь для России этот газовый хаб стал чисто имиджевой историей. Во-первых, Россия изначально сама предложила этот турецкий газовый хаб, и отказываться от него теперь не очень красиво. Во-вторых, хаб важен с точки зрения международного взаимодействия. Это как с БРИКС: нам угрожали международной изоляцией, а мы полмира собрали, и все приехали к нам в Казань. Европа хотела отказаться от нашего газа, а мы целый газовый хаб открыли. Но с экономической точки зрения выгод нет. Все, что выгодно, уже и так работает. Газпром свои излишки уже и так продает в Турцию, и они идут далее на рынки Болгарии, Румынии и т. д.», – говорит Юшков.

Что касается Украины, то транзит российского газа через ее территории может продолжаться и после окончания в январе действия срока транзитного контракта с Газпромом. Для этого не нужно заключать новый долгосрочный контракт. От Украины требуется всего лишь проводить аукционы на бронирование мощностей, что прописано в европейских правилах, под которым подписался Киев.

«Единственное, что может измениться с 2025 года, это то, что Газпром станет поставлять газ в Молдавию не через Украину, а через Турцию.

Речь о небольших объемах газа, и технически Молдавию можно записать через «Турецкий поток» и далее по бывшему Трансбалканскому газопроводу. Раньше по этой трубе газ шел с севера на юг, в саму Турцию. Но после запуска «Турецкого потока» этот газопровод остановился. Теперь по нему можно качать газ в реверсе до Молдавии», – заключает собеседник.

Создать некий стамбульский газовый индекс цен будет сложно, потому что объемы торгов будут незначительными. Получается, что турецкий газовый хаб будет создан в основном для торговли излишками газа – у России, Азербайджана или на рынке СПГ, считает эксперт.

Однако у Турции кроме желания выторговать для себя скидку на российский газ имеются более долгосрочные задачи на этот хаб. «Создание центра торговли газом связано с увеличением роли Турции как «транзитера» природного газа. Турция, в частности, обеспечивает 60% транзитных поставок российского газа в Европу». При этом к концу десятилетия Турция может выйти на европейский рынок уже в качестве производителя природного газа. Речь идет об освоении месторождения «Сакарья» турецкой акватории Черного моря», – говорит Сергей Терешкин, генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market.

Запасы «Сакарьи» оцениваются как минимум в 540 млрд кубометров газа. Текущий объем добычи газа на «Сакарье» не превышает 5 млн кубометров в сутки, однако уже к концу 2020-х объем добычи достигнет 60 млн кубов в сутки. Для сравнения: импорт СПГ в Турции в 2023 году составил 40 млн кубов в сутки, отмечает эксперт.

«За счет освоения «Сакарьи» Турция может не только заместить импорт СПГ, но и стать значимым поставщиком газа для стран Южной Европы. Многое будет зависеть и от того, по какому пути пойдет развитие инфраструктуры месторождения: будет ли это строительство подводных экспортных газопроводов или ввод мощностей для сжижения природного газа. В последнем случае турецкий газ будет доступен не только для европейского, но и мирового рынка в целом», – заключает Сергей Терешкин.

Источник: https://vz.ru/economy/2024/11/2/1295757.html
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Морозная зима может возродить транзит газа по «Северному потоку». Аналитика OPEN OIL MARKET Терешкина для газеты "Взгляд".
В статье рассматривается, при каких условиях может заработать оставшаяся нитка газопровода «Северный поток – 2», с учётом текущей ситуации на газовом рынке Европы. Обсуждаются факторы, влияющие на рост цен на газ, включая неопределённости в транзите через Украину, климатические условия и конкуренцию с Азией за поставки СПГ. Эксперт Игорь Юшков отмечает, что в случае зимних морозов и дефицита газа в Европе, запуск уцелевшего газопровода может стать решением для стабилизации ситуации.



Подробнее на сайте: https://sergeytereshkin.ru/smi/pri-kakom-uslovii-mozhet-zarabotat-utselevshaya-nitka-severnogo-potoka
Эксперт Терешкин: Индия будет оставаться крупнейшим морским импортером нефти РФ ("Известия").
Поставки российской нефти в Индию: эксперт оценил текущую ситуацию и перспективы. Почему Индия стала крупнейшим покупателем российской нефти, и какие вызовы ждут экспортеров в будущем? Читайте подробнее в нашем материале!
Терешкин: газификация и увеличение поставок в ЕС привели к росту добычи газа в РФ (Известия).
Эксперт объяснил, что это связано с увеличением поставок в ЕС. Узнайте, как изменились объемы добычи, что влияет на рынок энергоресурсов, и как это может сказаться на экономике. Подробности читайте в статье на сайте!"
Комментарий для "Российской газеты" о спросе на дизельное топливо в России и мире.
В статье рассматривается снижение мирового спроса на дизельное топливо и его влияние на Россию. Основное внимание уделено причинам этого явления, включая переход на экологически чистую энергетику, ужесточение экологических норм и изменение структуры спроса. Также обсуждаются возможные последствия для российской экономики, учитывая её зависимость от экспорта углеводородов, и потенциальные стратегии адаптации.
Комментарий о геоэнергетике для деловой газеты "Взгляд".
Статья рассматривает, кто может заменить Газпром в вопросе транзита газа через Украину после завершения контракта с ним в декабре 2024 года. Украина не будет продлевать соглашение, но готова принимать и транспортировать газ из Средней Азии, например, из Казахстана и Азербайджана. Однако транзит через Украину может быть выгоден и России, так как помогает выполнять контракты с европейскими странами и решать стратегические задачи, например, поставки газа в Иран. Детали обсуждаются в статье Сергея Терешкина.
Комментарий о перспективах угольной отрасли России для газеты "Взгляд".
В статье «Китай нашел замену российскому углю» обсуждается значительное сокращение экспорта российского угля в Китай. Согласно данным Главного таможенного управления КНР, за первые семь месяцев 2024 года экспорт российского угля снизился в 1,7 раза, достигнув 5,5 млрд долларов, а в физическом выражении — на 10%, до 54,4 млн тонн.

Основной причиной этого снижения стали введенные с января 2024 года таможенные пошлины на импорт энергетического и коксующегося угля в размере 6% и 3% соответственно. Эти меры направлены на поддержку внутренних производителей, которые значительно увеличили добычу угля. В 2023 году добыча угля в Китае превысила уровень 2019 года на 23%, достигнув 4710 млн тонн.

Кроме того, Китай активно инвестирует в возобновляемые источники энергии, такие как ветровые и солнечные электростанции, а также продолжает строительство атомных и гидроэлектростанций. В первой половине 2024 года совокупная мощность ветровой и солнечной энергетики в Китае достигла 1180 гигаватт, впервые превысив мощность угольной энергетики в 1170 гигаватт.

Для российской угольной отрасли это означает необходимость поиска новых рынков сбыта и решения логистических проблем, связанных с ограниченными возможностями Транссиба и БАМа. Эксперты отмечают, что в наибольшей степени пострадают компании, удаленные от Китая и основных транспортных артерий, такие как предприятия Кемеровской области.
Обсудили с "Ведомостями" перспективы транзита казахской нефти.
В августе 2024 года итальянская компания Eni, через свою дочернюю структуру «Аджип каспиан си» (Agip Caspian Sea), начала поставки казахстанской нефти в Германию по трубопроводу «Дружба». Сергей Терешкин, генеральный директор OPEN OIL MARKET, отметил, что для Казахстана более удобными являются поставки через инфраструктуру КТК, однако использование «Дружбы» связано с необходимостью обхода инфраструктурных ограничений. Он также подчеркнул, что добыча нефти в Казахстане снизилась на 50 тыс. баррелей в сутки с декабря 2023 года по июль 2024 года, что может повлиять на выполнение целей по поставкам через «Дружбу» в текущем году.
Терешкин: цены на газ в ЕС не превысят $500 за тыс. куб. метров из-за ГИС "Суджа" (агентство экономической информации "Прайм").
9 августа 2024 года генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин прокомментировал возможные последствия сокращения поставок газа через газоизмерительную станцию (ГИС) "Суджа" для Европы. По его мнению, несмотря на рост цен на газ, влияние на европейских потребителей будет ограниченным. Это связано с низкой долей поставок через ГИС "Суджа" в общем импорте газа в ЕС, продолжающейся экономией газа и снижением потребления в промышленности. Терешкин прогнозирует, что среднемесячные цены на газ в Европе в августе 2024 года не превысят $500 за тысячу кубометров, после чего начнется их коррекция, несмотря на приближение зимнего сезона.
Комментарий для РБК.
С 1 августа 2024 года в России возобновляется запрет на экспорт бензина, который продлится как минимум до сентября. Это решение принято на фоне роста оптовых цен на топливо: с 20 мая по 30 июля стоимость АИ-92 увеличилась на 13%, а АИ-95 — на 29%. Рост цен обусловлен высоким спросом и плановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов.

Эксперты отмечают, что такая модель регулирования, включающая временные запреты на экспорт, может стать постоянной практикой для стабилизации внутреннего рынка топлива. Однако это несет риски для нефтяной отрасли и требует развития более сложных механизмов, таких как срочный рынок и культура хеджирования рисков.

Для более подробного анализа ситуации и ее влияния на рынок топлива вы можете ознакомиться с полной статьей по ссылке выше.
Комментарий для "Ведомостей".
Статья «Крепкие энергосвязи» на сайте Сергея Терёшкина посвящена развитию энергетического сотрудничества между Россией и Китаем. В материале рассматриваются прогнозы роста энергопотребления в Китае, увеличение экспорта российской нефти, газа и угля в эту страну, а также участие российских компаний в строительстве атомных электростанций на территории КНР. Особое внимание уделено совместным проектам, таким как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ – 2», с участием китайских инвесторов и банков. Статья подчеркивает укрепление энергетических связей между двумя странами и перспективы их дальнейшего развития.