Выплаты нефтяникам из бюджета разделят по видам топлива

/ /
Как в России будут разделены бюджетные выплаты нефтяникам по видам топлива
08.08.2024
22
Comment
Правительство планирует изменить правила выплат компенсаций нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок (демпфер), разделив их по видам горючего - бензин и дизельное топливо (ДТ). Превышение максимально установленной цены для одного вида топлива не повлияет на выплаты для поставщиков другого вида. Соответствующий законопроект разработал Минфин.

Демпфер компенсирует часть разницы между индикативной (условной) ценой топлива, установленной государством, и его экспортной стоимостью. Выплачивается он за оптовые поставки топлива с отклонением от индикативной цены (в среднем за месяц) не более 10% для бензина и не более 20% - для ДТ. Определяются внутренние цены поставок по торгам топлива на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ). По действующим правилам при превышении хотя бы одного из этих значений демпфер обнуляется.

Бензин и ДТ производятся в России в разных объемах и часто разными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ). Бензин в основном выпускается для внутреннего рынка, на экспорт уходит лишь малая часть, тогда как половина объемов нашего ДТ отправляется за границу. Также у них не совпадают сезоны высокого спроса. Для бензина период роста потребления - сезон отпусков, с конца весны до осени. Для ДТ - это время активных сельскохозяйственных работ, с конца лета до ноября. В результате обнуление демпфера, к примеру, из-за роста цен на бензин, било по компаниям, производящим ДТ, и, соответственно, приводило к его подорожанию (компенсация-то не выплачивается), и наоборот. Теперь этот перекос в правилах хотят ликвидировать.

Разделение выплат по видам топлива поможет лучшему регулированию внутреннего рынка
Как отметил в беседе с "РГ" заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, желание правительства разделить выплаты по демпферу по видам топлива абсолютно правильное и будет способствовать лучшему регулированию внутреннего рынка. Если что-то случилось с бензином и он сильно подорожал, не совсем корректно будет не выплачивать демпфер по ДТ и наоборот. Это может только усугубить ситуацию на рынке.

Но предлагаемые сейчас корректировки демпфера могут не решить все проблемы на нашем топливном рынке. Дело в том, что демпфер определяется по котировкам на бирже бензина марки АИ-92 и летних сортов ДТ. Сейчас наибольший рост на торгах показывает бензин марки АИ-95. И ожидается, что цены на ДТ традиционно вырастут осенью, а потом относительно уже свершившегося подорожания подскочат в момент перехода с летних сортов ДТ на зимние, поскольку они стоят дороже. Бензин АИ-95 и зимний дизель демпфером не учитываются.

Как отмечает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, то, что биржевая цена АИ-95 не учитывается в расчетах по демпферу, дает нефтяникам возможность увеличения маржи переработки без угрозы потери субсидий. Это объясняет более чем двадцатипроцентную разницу в биржевой стоимости АИ-92 и АИ-95, возникшую сейчас.

Он также уточняет, что рубеж августа и сентября традиционно является периодом роста цен на ДТ, не станет исключением и нынешней год. Основной прирост будет наблюдаться не на бирже, а в мелкооптовом сегменте, где во время прошлогодней уборочной кампании цены доходили до 100 тыс. руб. за тонну. Цены на бирже тогда лишь ненадолго превысили отметку в 75 тыс. руб. за тонну.

По словам эксперта по энергетике Кирилла Родионова, нефтяники ищут лазейки, которые бы позволяли повышать маржинальность производства и сбыта нефтепродуктов без угрозы потери субсидий и запретов на экспорт. Это касается биржевых цен на бензин АИ-95 и на зимнее дизельное топливо. Именно в этих сегментах будут сохраняться риски опережающего роста топливных цен.

При этом, с точки зрения Гусева, демпфер справляется со своей задачей - нормализовывать общую ситуацию на топливном рынке. Просто некоторые параметры демпфера и правила работы топливного рынка необходимо иногда корректировать, в соответствии с меняющейся конъюнктурой. Возможно, стоит разделить демпферные выплаты по маркам бензина и сортам ДТ, поясняет он.

Пока рост биржевых цен укладывается в рамки, заданные параметрами демпфера. По ним нефтяники лишаются прав на получение субсидий, если среднемесячная биржевая цена АИ-92 превышает 64 515 руб. за тонну (сейчас - 55 153 руб. за тонну), а цена летнего ДТ - 66 000 руб. за тонну (61 627 руб. за тонну). При этом марка АИ-95 сейчас торгуется на СПбМТСБ за 73 739 руб. за тонну. По данным Росстата, средняя цена АИ-95 в России на 5 августа составила 58,04 руб. за литр. В тонне АИ-95 около 1333 литров бензина. То есть оптовая цена литра этой марки 55,32 рубля. Но до АЗС бензин еще нужно доставить, АЗС тоже платят налоги, выплачивают работникам зарплату и тратят средства на поддержание работы заправки.

Демпферный механизм работает на российском топливном рынке с 2019 года. За всю историю обнулялся он только один раз, в сентябре прошлого года, в разгар топливного кризиса. Тогда были изменены правила выплат нефтяникам, стал применяться коэффициент 0,5 (вместо 1), сокративший компенсацию вдвое. Цены на топливо ушли вверх и превысили пороговые значения. В октябре вернулись к существовавшим ранее правилам с коэффициентом 1, после чего биржевые котировки пошли вниз.

Источник: https://rg.ru/2024/11/06/rossijskie-akcii-podorozhali-posle-vyborov-v-ssha.html
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Правительство успело лишь анонсировать возможное снятие запрета на экспорт бензина из России, как за десять дней биржевые котировки АИ-92 выросли почти на 5%, а АИ-95 - на 7%. Естественно, возникли опасения, что возобновление экспорта бензина ускорит его подорожание, в том числе в рознице, где и так в этом году, вопреки традициям, в конце года, уже после периода высокого спроса, цены продолжают расти. Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
В правительство внесено предложение Минэнерго снять запрет на экспорт бензина из России. Это стало возможным, поскольку цены на внутреннем рынке стабильные, заявил глава ведомства Сергей Цивилев. Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
Сергей Терешкин: темпы роста цен на бензин в РФ до конца года будут ниже, чем летом (агентство "Прайм").
Эксперт спрогнозировал динамику цен на бензин в России до конца 2024 года. На сайте Sergeytereshkin.ru опубликована статья, в которой анализируются основные факторы, влияющие на стоимость топлива. Среди них — ситуация на мировом рынке нефти, внутренняя политика регулирования цен и сезонные колебания спроса. Специалист отметил, что ожидать резких скачков цен не стоит, однако определённые тенденции роста возможны.
Вице-премьер Александр Новак допустил частичную отмену эмбарго на экспорт бензина в случае подтверждения признаков затоваривания. Речь идет только о марке АИ-92. Запрет на экспорт любого бензина сейчас действует до конца года. Комментарий Сергея Терешкина для РБК.
Сокращение экспорта из Ирана не даст Brent опуститься ниже $70, считает Сергей Терешкин (агентство "Прайм").
На фоне нестабильности мирового нефтяного рынка Иран присоединился к инициативам Саудовской Аравии, направленным на поддержание цен. В статье разбираются ключевые шаги Ирана, реакция других стран ОПЕК+ и возможные последствия для рынка. Как эти действия повлияют на баланс спроса и предложения, а также на цены на нефть? Читайте подробности в нашем обзоре.
Прокомментировали для РБК тему доходности и ценообразования на заправках России.
Доходность продаж бензина АИ-95 на российских АЗС оставалась в минусе шесть недель подряд, начиная с августа 2024 года. В сентябре маржинальность составила минус 1,57 руб. за литр. Однако на других марках топлива, таких как АИ-92 и дизельное топливо, показатели остаются положительными. Эксперты прогнозируют стабилизацию ситуации в ближайшие недели, при этом маржинальность по АИ-95 до конца года останется низкой. В долгосрочной перспективе ожидается восстановление рынка с учетом изменений в производственных процессах и возможных мерах поддержки
Комментарий для "Российской газеты" о динамике цен на бензин.
Статья по ссылке обсуждает ситуацию с ценами на бензин в России. На автозаправках стоимость бензина продолжает расти, однако на биржах наблюдается снижение цен. Это может свидетельствовать о возможном скором изменении тенденции на розничном рынке. Анализируются причины таких колебаний, включая сезонный спрос, логистику и влияние налоговой политики.
Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
В статье Сергей Терешкин анализирует, почему запрет на экспорт бензина, введенный в России в августе 2024 года, не привел к снижению цен на топливо на автозаправках. Несмотря на ограничение экспорта, цены продолжали расти из-за множества факторов, включая плановые ремонты НПЗ, повышение ключевой ставки и изменения курса рубля. Влияние международных цен на нефть и сезонные факторы также играют роль в изменении цен. Эксперты прогнозируют, что рост цен на бензин будет выше уровня инфляции в 2024 году, особенно для премиальных марок топлива.
Терешкин: снижение ставок РЖД для нефтяников стабилизировало бы цены на топливо (РИА Новости).
Эксперт Сергей Терешкин предложил ряд мер для стабилизации цен на топливо в России. Он отметил, что для этого необходимо снизить издержки нефтяников, в том числе уменьшить тарифы РЖД на перевозку нефтепродуктов. Терешкин также предложил частичное сокращение акцизов, что позволит сэкономить около 250 миллиардов рублей в год. Эти шаги могут помочь снизить давление на розничные цены, особенно на высокооктановое топливо, которое продолжает дорожать из-за инфраструктурных проблем. Подробнее о решениях читайте в материале.
Комментарий для "Ведомостей".
Правительство России планирует продлить разрешение на экспорт бензина до конца июля 2024 года. Ранее, с 1 марта 2024 года, был введен полугодовой запрет на экспорт бензина, который был временно снят в середине мая. Решение о продлении экспорта будет принято с учетом текущей ситуации на рынке топлива, включая запасы и динамику цен. Отмечается, что биржевые цены на бензин АИ-92 и АИ-95 с начала года выросли на 29% и 46% соответственно. Также обсуждается возможность полного запрета поставок дизельного топлива, приобретенного на бирже, для непроизводителей с 1 июля по 31 декабря 2024 года.