Правительство обсуждает продление запрета на экспорт бензина до конца февраля
16.12.2025
19
Увеличение крэк-спреда – разницы между стоимостью сырья и конечной ценой нефтепродуктов – выглядит вполне реалистично, с учетом снижения цен Urals. По данным Argus, средняя цена Urals в ноябре 2025 года составила $44,9 за баррель – минимальной отметки за последние пять лет. Соответственно, чем дешевле сырье, тем более выгодным является производство нефтепродуктов.
Однако здесь нужно сделать несколько оговорок.
Во-первых, объем экспорта нефтепродуктов из РФ сейчас находится на многолетних минимумах. По данным S&P Commodities Insight, морские поставки нефтепродуктов из России, превышавшие в начале 2024 года 2,7 млн баррелей в сутки (б/с), сократились до 2 млн б/с к ноябрю 2025 года.
Во-вторых, из-за эмбарго Россия не осуществляет морские поставки нефтепродукты в страны ЕС, на долю которых до 2022 года приходилось три четверти российского экспорта дизельного топлива. В свою очередь, поставки на азиатский рынок частично сдерживаются из-за инфраструктурных ограничений на сети «РЖД»: неслучайно, по данным «РЖД», погрузка нефти и нефтепродуктов сократилась на 5,2% по итогам первых одиннадцати месяцев 2025 года (до 179,6 млн тонн).
Впрочем, в декабре 2025 года морской экспорт нефтепродуктов может вырасти благодаря частичной стабилизации работы НПЗ. Если в августе 2025 года производство нефтепродуктов в РФ сократилось на 4,2% в сравнении с аналогичным периодом 2024 года, а в сентябре 2025 года – на 5%, то в октябре 2025 года – увеличилось на 6,6%.
Поэтому в декабре 2025 года могут вырасти как объемы, так и маржинальность поставок дизеля на мировой рынок.