Новак допустил снятие запрета на экспорт бензина АИ-92
Минэнерго в ближайшее время проанализирует возможность снятия запрета на экспорт бензина и внесет свои предложения по данному вопросу в правительство, сообщил вице-премьер Александр Новак. В случае подтверждения признаков затоваривания на рынке эмбарго, которое длится до конца года, может быть снято, но частично — только для марки АИ-92.
«Мы получили сейчас предложение (по снятию запрета на экспорт. — РБК). Я поручил Минэнерго, чтобы они этот вопрос проработали и внесли предложение необходимое», — рассказал Новак журналистам в кулуарах Русского экономического форума (цитата по «РИА Новости»). Вице-премьер пояснил, что министерство должно выполнить поручение «в ближайшее время».
По словам Новака, «речь пока идет только о 92-м бензине». «Если у нас будут подтверждены излишки и затоваривание, безусловно, мы должны будем принять решение о том, чтобы разрешить экспорт», — добавил он. Вице-премьер пояснил, что в противном случае предприятия могут быть вынуждены снизить объемы производства.
РБК направил запрос в пресс-службу Минэнерго.
Признаки затоваривания и риски
В сентябре возможность обсуждения осенью темы отмены запрета на экспорт допускал глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. «Ремонты закончились, как показывает опыт прошлого года, в середине октября можем не исключать», говорил он (цитата по ТАСС). По данным источников РБК, весной, когда эмбарго впервые приостановили, активным сторонником этой меры также выступала эта компания.
В то же время, несмотря на относительную стабилизацию биржевых котировок, они все еще выше уровня начала июня, когда экспорт бензина был в полной мере возобновлен. По сравнению с началом лета территориальный индекс на АИ-92 вырос на 30%, до 59 834 руб. за тонну, а на АИ-95 — на 19%, до 61 777 руб. за тонну (к началу года индекс увеличился на 50% и 43% соответственно). Более того, с августа, по данным Росстата, накопленный рост цен на бензин в рознице опережает инфляцию. Так, на 5 ноября цена АИ-92 выросла к уровню конца 2023 года на 7,1%, а АИ-95 — на 7,6% (при общем повышении потребительских цен на 6,75%). Однако замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Виталий Королев в начале сентября заверил, что рост цен на бензин в рознице по итогам года будет все же не выше инфляции.
Регуляторы не могут удерживать запрет на экспорт бензина излишне долго, считает Сергей Терешкин, основатель и генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market. «Если запрет становится излишне долгим, то у нефтяников пропадают стимулы для «прилежного поведения» <...> Длительный запрет, рано или поздно, все равно обернется ростом цен», рассуждает он. Поэтому, полагает эксперт, власти посылают рынку «поддерживающий сигнал».
Тем не менее точных данных об объемах производства топлива нет, поскольку в мае правительство закрыло эту статистику. Это решение власти объяснили обеспечением информационной безопасности. В отсутствие этих данных судить о стабильности или дисбалансе рынка приходится по косвенным признакам, отмечает Максим Дьяченко, управляющий партнер и член правления «Пролеум» (крупнейший частный трейдер в России). «И здесь ситуация не совсем однозначная», — говорит он. Во-первых, объем продаж бензина на бирже сейчас ниже, чем, например, был в январе или марте. Это не соответствует ситуации перепроизводства и затоваривания. Во-вторых, отгрузка некоторых объемов, приобретенных компанией еще в середине или конце сентября, до сих пор не осуществлена, и производители продлевают сделки. Хотя проблема может быть связана с логистикой, допускает Дьяченко, полноценное разрешение экспорта несет в себе риск ее усугубить.
«И сейчас любой объем, который только отгружается в направлении нефтебаз, покупатели приобретают у нас еще в пути. То есть не только на бирже объемы снижены, но и на местах», — говорит эксперт. Кроме того, на некоторых базисах поставки цены на товар с возобновлением эмбарго так и не упали, отмечает он. Наконец, уже несколько месяцев независимая розница работает в убыток при продажах бензина, напоминает Дьяченко. Эта проблема может обостриться как из-за роста процентных ставок, так и в связи с риском увеличения цен при возобновлении экспорта. Эксперт резюмирует: рынок топлива в настоящий момент находится в балансе, но в хрупком. Поэтому правительству, возможно, «стоит рассмотреть квотирование экспорта и разрешить его тем НПЗ, у которых есть проблемы ввиду их местоположения и особенностей», заключает он.
Источник: https://www.rbc.ru/business/08/11/2024/672e2c9b9a794766ca96f461
Вам может быть интересно