Новак допустил снятие запрета на экспорт бензина АИ-92

/ /
Новак допустил снятие запрета на экспорт бензина АИ-92
08.11.2024
17
Comment
Вице-премьер Александр Новак допустил частичную отмену эмбарго на экспорт бензина в случае подтверждения признаков затоваривания. Речь идет только о марке АИ-92. Запрет на экспорт любого бензина сейчас действует до конца года.

Минэнерго в ближайшее время проанализирует возможность снятия запрета на экспорт бензина и внесет свои предложения по данному вопросу в правительство, сообщил вице-премьер Александр Новак. В случае подтверждения признаков затоваривания на рынке эмбарго, которое длится до конца года, может быть снято, но частично — только для марки АИ-92.

«Мы получили сейчас предложение (по снятию запрета на экспорт. — РБК). Я поручил Минэнерго, чтобы они этот вопрос проработали и внесли предложение необходимое», — рассказал Новак журналистам в кулуарах Русского экономического форума (цитата по «РИА Новости»). Вице-премьер пояснил, что министерство должно выполнить поручение «в ближайшее время».

По словам Новака, «речь пока идет только о 92-м бензине». «Если у нас будут подтверждены излишки и затоваривание, безусловно, мы должны будем принять решение о том, чтобы разрешить экспорт», — добавил он. Вице-премьер пояснил, что в противном случае предприятия могут быть вынуждены снизить объемы производства.

РБК направил запрос в пресс-службу Минэнерго.

Признаки затоваривания и риски
В сентябре возможность обсуждения осенью темы отмены запрета на экспорт допускал глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. «Ремонты закончились, как показывает опыт прошлого года, в середине октября можем не исключать», говорил он (цитата по ТАСС). По данным источников РБК, весной, когда эмбарго впервые приостановили, активным сторонником этой меры также выступала эта компания.

В то же время, несмотря на относительную стабилизацию биржевых котировок, они все еще выше уровня начала июня, когда экспорт бензина был в полной мере возобновлен. По сравнению с началом лета территориальный индекс на АИ-92 вырос на 30%, до 59 834 руб. за тонну, а на АИ-95 — на 19%, до 61 777 руб. за тонну (к началу года индекс увеличился на 50% и 43% соответственно). Более того, с августа, по данным Росстата, накопленный рост цен на бензин в рознице опережает инфляцию. Так, на 5 ноября цена АИ-92 выросла к уровню конца 2023 года на 7,1%, а АИ-95 — на 7,6% (при общем повышении потребительских цен на 6,75%). Однако замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Виталий Королев в начале сентября заверил, что рост цен на бензин в рознице по итогам года будет все же не выше инфляции.

Регуляторы не могут удерживать запрет на экспорт бензина излишне долго, считает Сергей Терешкин, основатель и генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market. «Если запрет становится излишне долгим, то у нефтяников пропадают стимулы для «прилежного поведения» <...> Длительный запрет, рано или поздно, все равно обернется ростом цен», рассуждает он. Поэтому, полагает эксперт, власти посылают рынку «поддерживающий сигнал».

Тем не менее точных данных об объемах производства топлива нет, поскольку в мае правительство закрыло эту статистику. Это решение власти объяснили обеспечением информационной безопасности. В отсутствие этих данных судить о стабильности или дисбалансе рынка приходится по косвенным признакам, отмечает Максим Дьяченко, управляющий партнер и член правления «Пролеум» (крупнейший частный трейдер в России). «И здесь ситуация не совсем однозначная», — говорит он. Во-первых, объем продаж бензина на бирже сейчас ниже, чем, например, был в январе или марте. Это не соответствует ситуации перепроизводства и затоваривания. Во-вторых, отгрузка некоторых объемов, приобретенных компанией еще в середине или конце сентября, до сих пор не осуществлена, и производители продлевают сделки. Хотя проблема может быть связана с логистикой, допускает Дьяченко, полноценное разрешение экспорта несет в себе риск ее усугубить.

«И сейчас любой объем, который только отгружается в направлении нефтебаз, покупатели приобретают у нас еще в пути. То есть не только на бирже объемы снижены, но и на местах», — говорит эксперт. Кроме того, на некоторых базисах поставки цены на товар с возобновлением эмбарго так и не упали, отмечает он. Наконец, уже несколько месяцев независимая розница работает в убыток при продажах бензина, напоминает Дьяченко. Эта проблема может обостриться как из-за роста процентных ставок, так и в связи с риском увеличения цен при возобновлении экспорта. Эксперт резюмирует: рынок топлива в настоящий момент находится в балансе, но в хрупком. Поэтому правительству, возможно, «стоит рассмотреть квотирование экспорта и разрешить его тем НПЗ, у которых есть проблемы ввиду их местоположения и особенностей», заключает он.

Источник: https://www.rbc.ru/business/08/11/2024/672e2c9b9a794766ca96f461
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Правительство успело лишь анонсировать возможное снятие запрета на экспорт бензина из России, как за десять дней биржевые котировки АИ-92 выросли почти на 5%, а АИ-95 - на 7%. Естественно, возникли опасения, что возобновление экспорта бензина ускорит его подорожание, в том числе в рознице, где и так в этом году, вопреки традициям, в конце года, уже после периода высокого спроса, цены продолжают расти. Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
В правительство внесено предложение Минэнерго снять запрет на экспорт бензина из России. Это стало возможным, поскольку цены на внутреннем рынке стабильные, заявил глава ведомства Сергей Цивилев. Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
Сергей Терешкин: темпы роста цен на бензин в РФ до конца года будут ниже, чем летом (агентство "Прайм").
Эксперт спрогнозировал динамику цен на бензин в России до конца 2024 года. На сайте Sergeytereshkin.ru опубликована статья, в которой анализируются основные факторы, влияющие на стоимость топлива. Среди них — ситуация на мировом рынке нефти, внутренняя политика регулирования цен и сезонные колебания спроса. Специалист отметил, что ожидать резких скачков цен не стоит, однако определённые тенденции роста возможны.
Эксперт Терешкин: Индия будет оставаться крупнейшим морским импортером нефти РФ ("Известия").
Поставки российской нефти в Индию: эксперт оценил текущую ситуацию и перспективы. Почему Индия стала крупнейшим покупателем российской нефти, и какие вызовы ждут экспортеров в будущем? Читайте подробнее в нашем материале!
С начала года стоимость АИ-98 выросла на 17%, значительно сильнее других видов топлива. С чем это связано и что будет дальше по прогнозу OPEN OIL MARKET? Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Прокомментировал для "Ведомостей" снижение цен на дизельное топливо в России.
В октябре 2024 года оптовые цены на бензин в России начали снижаться. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость бензина АИ-92 в европейской части страны опустилась до 59 356 рублей за тонну, что является минимальным показателем за месяц. Снижение цен связано с сезонным уменьшением спроса, завершением ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах и действующим запретом на экспорт бензина. Эксперты прогнозируют продолжение этой тенденции в ближайшие месяцы
Генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин комментирует последние решения Минэнерго по экспорту бензина и объясняет, почему снятие запрета стало актуальным шагом. В статье рассматривается, как стабилизация цен на внутреннем рынке влияет на экспортную политику, и анализируются потенциальные последствия для цен на топливо. Терешкин также объясняет, почему нефтяные компании заинтересованы в отмене ограничений, и делится своим мнением о дальнейшем развитии ситуации на рынке ДТ, учитывая сезонные колебания спроса на зимние сорта топлива.
Комментарий для "Российской газеты" о динамике цен на бензин.
Статья по ссылке обсуждает ситуацию с ценами на бензин в России. На автозаправках стоимость бензина продолжает расти, однако на биржах наблюдается снижение цен. Это может свидетельствовать о возможном скором изменении тенденции на розничном рынке. Анализируются причины таких колебаний, включая сезонный спрос, логистику и влияние налоговой политики.
Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
В статье Сергей Терешкин анализирует, почему запрет на экспорт бензина, введенный в России в августе 2024 года, не привел к снижению цен на топливо на автозаправках. Несмотря на ограничение экспорта, цены продолжали расти из-за множества факторов, включая плановые ремонты НПЗ, повышение ключевой ставки и изменения курса рубля. Влияние международных цен на нефть и сезонные факторы также играют роль в изменении цен. Эксперты прогнозируют, что рост цен на бензин будет выше уровня инфляции в 2024 году, особенно для премиальных марок топлива.
Эксперт Терешкин: экспорт нефти из РФ до конца года увеличится более чем на 10% (Известия).
Эксперт прогнозирует, что экспорт нефти из России до конца года увеличится более чем на 10%. Снижение экспорта бензина, действующее с августа по декабрь 2024 года, может привести к перенаправлению нефти на внешний рынок. Кроме того, смягчение квот ОПЕК+ позволит России увеличить добычу нефти, что также способствует росту экспорта.