Нефть играет важную роль для финансовых показателей РЖД. Сделка ОПЕК+ привела к сокращению погрузки нефтепродуктов, но они остаются самым маржинальным грузом на железных дорогах

/ /
Нефть играет важную роль для финансовых показателей РЖД: как сделка ОПЕК привела к сокращению поставок
04.08.2024
20
Comment
Погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД снизилась на 1,1% (до 104,4 млн т) по итогам первого полугодия 2024 г., следует из данных «Российских железных дорог». Ключевую роль сыграла сделка ОПЕК+, в рамках которой Россия в нынешнем году пошла на крупнейшее за последние полтора года сокращение добычи. Если в период с декабря 2022 г. по декабрь 2023 г. добыча в РФ снизилась на 300 тыс. баррелей в сутки (барр./сут), то в период с декабря 2023 г. по май 2024 г. — на 330 тыс. барр./сут, до 9,20 млн барр./сут (без учёта газового конденсата), согласно данным Управления энергетической информации (EIA).

К сокращению погрузки на сети РЖД привело и снижение выпуска нефтепродуктов.

По данным Росстата, производство дизельного топлива в РФ по итогам первых четырёх месяцев 2024 г. сократилось на 2,1% (до 35,9 млн т) в сравнении с аналогичным периодом 2023 г., производство нафты (сырья для нефтехимии) — на 28,9% (до 3,5 млн т), а мазута — на 10,8% (до 15,9 млн т). Вслед за производством снизился и экспорт нефтепродуктов: если в декабре 2023 г. морские поставки нефтепродуктов из РФ составляли 2,60 млн барр./сут., то в мае 2024 г. — 2,13 млн барр./сут, согласно данным S&P Global Platts.

Впрочем, несмотря на сокращение погрузки, нефть и нефтепродукты остаются второй по значимости группой грузов для железнодорожных перевозок в РФ. По итогам первого полугодия 2024 г. более высокий объём погрузки был характерен только для каменного угля (169,2 млн тонн против 104,4 млн тонн у нефти и нефтепродуктов). При этом перевозка углеводородного сырья отличается более высокой маржинальностью.

Так, в 2022 г. доходная ставка РЖД, отражающая удельную выручку «Российских железных дорог» при перевозке различных грузов на одно и то же расстояние, составляла 948 копеек на 10 тонно-километров (коп./10 т-км), тогда как при перевозке каменного угля — 281 коп./10 т-км (более поздних данных нет).

Как следствие, перевозка нефти и нефтепродуктов в оставшиеся месяцы года будет играть более высокую роль для финансовых показателей РЖД, чем перевозка угля, погрузка которого к тому же сокращается. По итогам первого полугодия 2024 г. погрузка каменного угля снизилась на 5,5% (до 169,2 млн тонн) в сравнении с аналогичным периодом 2023 г.

СПРАВКА. OPEN OIL MARKET — это первый независимый B2B-маркетплейс нефтепродуктов и сырья. Компания создана в 2021 году и сейчас объединяет свыше 2600 поставщиков и покупателей мелкооптового рынка. В 2023 году оборот маркетплейса составил 5,9 млрд руб. Платформа OPEN OIL MARKET является резидентом «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ).

Источник: https://vgudok.com/eksperty/neft-igraet-vazhnuyu-rol-dlya-finansovyh-pokazateley-rzhd-sdelka-opek-pr...


Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Комментарий с прогнозом бюджетных поступлений от нефтегазовой торговли для "Ведомостей".
В статье «Что будет с нефтегазовыми доходами бюджета до конца года» Сергей Терешкин, основатель и генеральный директор OPEN OIL MARKET, анализирует динамику нефтегазовых доходов федерального бюджета России за октябрь 2024 года. Он отмечает, что поступления составили 1,2 трлн руб., что на 55% больше, чем в сентябре, но на 25% меньше по сравнению с октябрем прошлого года. Основной причиной роста доходов стало увеличение сборов по налогу на дополнительный доход (НДД), которые в октябре достигли 491,6 млрд руб. Терешкин также указывает на сокращение субсидий для нефтеперерабатывающих заводов, что способствовало увеличению бюджетных поступлений. По его прогнозам, доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете за 2024 год останется около 31,7%, однако в следующем году может снизиться до менее чем 30% из-за повышения базовой ставки налога на прибыль и возможного снижения цен на нефть на фоне роста добычи в странах ОПЕК+.
Сокращение экспорта из Ирана не даст Brent опуститься ниже $70, считает Сергей Терешкин (агентство "Прайм").
На фоне нестабильности мирового нефтяного рынка Иран присоединился к инициативам Саудовской Аравии, направленным на поддержание цен. В статье разбираются ключевые шаги Ирана, реакция других стран ОПЕК+ и возможные последствия для рынка. Как эти действия повлияют на баланс спроса и предложения, а также на цены на нефть? Читайте подробности в нашем обзоре.
Комментарий для газеты "Взгляд" о ситуации на рынке СПГ.
В условиях жестких санкций Россия стремительно наращивает производство сжиженного природного газа (СПГ). Какие технологии и инвестиции помогут стране утроить объемы производства? Какие риски и возможности открываются перед российским рынком СПГ в условиях ограничений? Обо всем этом читайте в нашем материале.
Комментарий Сергея Терешкина для издания Vgudok.
В статье «Нефтяное половодье РЖД. Владельцы наливных грузов получили поддержку Кабмина в борьбе за приоритетный доступ к железной дороге» обсуждается решение правительства РФ перенести вступление в силу Правил недискриминационного доступа (ПНД) на 31 декабря 2024 года. Изначально планировалось, что эти правила начнут действовать с 1 сентября 2024 года. Это решение позволяет нефтепродуктам сохранить приоритет в железнодорожных перевозках, что особенно важно в условиях запрета на экспорт бензина, введенного в августе 2024 года и продленного на сентябрь и октябрь. Эксперты отмечают, что такая мера поддерживает маржинальность производства и сбыта нефтепродуктов, позволяя оперативно реагировать на текущую экономическую ситуацию и нивелировать возможные негативные последствия для железнодорожных компаний.
Колонка Сергея Терешкина для ИНФОТЭК.
В статье «Упадет ли добыча в Иране и Венесуэле? Ждать ли рынку резкого роста цен или обострения конкуренции среди экспортеров» анализируются текущие геополитические события, влияющие на нефтедобычу в этих странах. Автор рассматривает, как политический кризис в Венесуэле и эскалация конфликта между Израилем и Ираном могут отразиться на мировом нефтяном рынке. Особое внимание уделено возможным изменениям в объемах добычи и экспорта нефти, а также их влиянию на глобальные цены и конкуренцию среди экспортеров. Статья предоставляет глубокий анализ текущей ситуации и прогнозы развития событий в нефтяной отрасли.
Комментарий для РБК.
С 1 августа 2024 года в России возобновляется запрет на экспорт бензина, который продлится как минимум до сентября. Это решение принято на фоне роста оптовых цен на топливо: с 20 мая по 30 июля стоимость АИ-92 увеличилась на 13%, а АИ-95 — на 29%. Рост цен обусловлен высоким спросом и плановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов.

Эксперты отмечают, что такая модель регулирования, включающая временные запреты на экспорт, может стать постоянной практикой для стабилизации внутреннего рынка топлива. Однако это несет риски для нефтяной отрасли и требует развития более сложных механизмов, таких как срочный рынок и культура хеджирования рисков.

Для более подробного анализа ситуации и ее влияния на рынок топлива вы можете ознакомиться с полной статьей по ссылке выше.