На фоне проблем с бензином, который на АЗС обогнал инфляцию еще в июле, а на бирже периодически бьет исторические рекорды, на ДТ пока обращают мало внимания. Но осень - традиционно время спада спроса на бензин и роста потребления дизеля, что связано с сельскохозяйственными работами. Кроме того, с октября начинается постепенный переход на зимние сорта ДТ, которые стоят дороже летних, что также отражается на ценах.
Хорошая новость в том, что если бензина в России производят лишь ненамного больше, чем потребляется в стране (до запрета на экспорт за границу уходило 10-15% от объема выпуска), то ДТ делают в два раза больше, чем потребляют. Поэтому даже с учетом внеплановых остановок нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на ремонт дефицит дизеля нам едва ли грозит.
Прирост же розничных цен на ДТ, который достиг 0,2% вторую неделю подряд, в целом соответствует высоким ценовым ожиданиям, которые формируются осенью на фоне перехода с летнего на межсезонное и зимнее дизельное топливо. Серьезных потрясений на рынке дизеля ждать не стоит - в силу большого профицита мощностей производства, который с лихвой покрывает потребности внутреннего рынка, считает автор Telegram-канала "Высокое напряжение" Кирилл Родионов.
Но это совсем не означает, что ДТ не будет дорожать и дальше. Более того, по мнению управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова, сезонное подорожание ДТ еще не началось, поскольку пока даже северные регионы страны не начали переход на зимние сорта дизтоплива. Эксперт также подчеркивает, что благодаря двукратному профициту мощностей по ДТ в случае продолжения роста котировок увеличить поставки на внутренний рынок легко можно за счет снижения экспорта.
В России дизельного топлива производят в два раза больше, чем потребляется на внутреннем рынкеНо для производителей топлива поставки на экспорт сейчас выгодны. В России законодательно не закреплен приоритет поставок топлива на внутренний рынок над экспортом. Заставить производителей отгружать ДТ в Россию, а не на экспорт можно тремя способами: договорившись с нефтяными компаниями, увеличив обязательные нормативы продаж топлива на бирже или запретив экспорт. Первый путь, по-видимому, изжил себя, совещания с нефтяниками происходят с завидной периодичностью, но цены растут. Нормативы продаж топлива на бирже сейчас составляют 15% объемов производства по бензину и 16% - по ДТ. Сообщалось, что ФАС рассматривает возможность поднятие норматива для бензина до 17%, о ДТ речи не шло. Да и едва ли увеличение норматива на 1-2% сильно повлияет на биржевые котировки. Остается запрет на экспорт. Но экспорт - основная доходная статья производителей ДТ. Если его запретить, останется только демпфер (компенсация нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по низким ценам части разницы с экспортной ценой).
По словам зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, запрет экспорта дизеля невозможен в принципе, пока мы производим его значительно больше, чем потребляем. Это будет означать как минимум остановку значительной части нефтеперерабатывающих мощностей, поскольку девать его будет некуда. Иное мнение у Фролова. Он считает, что вариант с запретом возможен, в случае если профильные ведомства поймут, что ситуация выходит из-под контроля, но, скорее, его можно рассматривать только как запасной.
Остается главный вопрос: что будет с ценами на АЗС? По мнению Фролова и Гусева, можно не сомневаться, что розничные цены на ДТ догонят инфляцию. В том числе потому, что этим летом по дизелю были достаточно высокие скидки у продавцов. Не только в рознице, но и в сегменте B2B (бизнес для бизнеса), сейчас эти скидки уменьшаются или вовсе отменяются, уточняет Гусев. А это означает, что маржинальность по ДТ падает. Ситуация на рынке ухудшилась, производители и продавцы понимают, что если они не догонят существующую инфляцию в этом году, то никто им не позволит это сделать потом, в следующем году. Там будут опять смотреть на инфляцию с начала года.
Свою роль в росте цен может сыграть корректировка параметров демпфера, которая обсуждается в правительстве. В первую очередь она направлена на предотвращение кризиса на рынке бензина, но затронет и ДТ. Минфин согласен поднять на 10 пунктов уровень предельно возможных отклонений биржевых котировок топлива для получения демпфера - до 20% по бензину и до 30% - по дизелю - от индикативных цен (60 450 рублей за тонну для бензина и 57 200 рублей за тонну для дизеля), назначаемых государством на год. Сейчас возможные отклонения составляют 10% и 20%, соответственно.
По действующим правилам демпфер обнуляется, если средняя цена за месяц марки АИ-92 (по нему считается демпфер для бензина) на бирже превышает 66 495 рублей за тонну, а ДТ - 68 640 рублей за тонну. Если планку повысят до 20% и 30%, то предельные значения составят 72 540 и 74 360 рублей соответственно. Это делается, чтобы нефтяники продолжали получать выплаты по демпферу за бензин. Вероятнее всего, изменения примут "задним числом", поскольку максимально возможные значения для получения демпфера оказались по бензину превышены уже в августе. Сейчас на Петербургской бирже тонна АИ-92 торгуется за 73 164 рубля.
По дизелю значения не были превышены, замечет директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин. Но регуляторы все равно собираются их поднять. Поставщики топлива стремятся увеличить выручку от продажи ДТ на бирже, но сохранить право на субсидии. Это особенно актуально сейчас, когда операторам ряда НПЗ придется тратить дополнительные средства на восстановление топливной инфраструктуры. Поэтому, если учитывать еще сезонный спрос на ДТ осенью и переход на более дорогие зимние сорта, то и на бирже, и в рознице для цен на ДТ будет характерна более высокая динамика, чем для цен на бензин, считает эксперт.
Источник: RG.RU