Как будет расти сеть электрозаправок в России
В том числе в России насчитывается 2555 быстрых зарядок (мощностью 50 кВт и более) и 4855 – медленных (до 50 кВт).
Растет и количество электромобилей. По итогам первого полугодия 2024 г. в России числится 90 000 электрокаров и подключаемых гибридных автомобилей (из них непосредственно электромобилей – 56,2%, остальное – гибриды), следует из данных «Автостата». Электрокары составляют порядка 0,2% от всего парка легковых автомобилей в стране.
При этом, согласно утвержденной в 2021 г. Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в России, к 2030 г. в стране должно быть более 72 000 ЭЗС (из них как минимум 28 000 быстрых) и 1,4 млн электромобилей (порядка 3 % общего количества автотранспорта).
Развитие электротранспорта – один из ключевых трендов в автомобильной промышленности последних лет, говорит старший консультант Б1 Александр Лебедев. По его словам, электрокары обладают рядом преимуществ по сравнению с авто на двигателе внутреннего сгорания. Среди них – экономия на стоимости топлива, наличие субсидий, бесплатные парковочные места. На этом фоне у продаж электромобилей есть большой потенциал, полагает он. Тем более что уровень обеспеченности ЭЗС в России, по оценке Лебедева, «весьма велик»: на одну станцию приходится 9,5 электромобиля, тогда как рекомендованный экспертами минимальный уровень в мире – 10 машин.
Но к 2030 г. ситуация может измениться. Если реализуются прогнозы, заложенные в концепции развития электротранспорта, к этому времени на одной зарядной станции будет обслуживаться более 15 электромобилей, что уже нельзя считать оптимальным показателем, отмечает Лебедев. К тому же именно проблема доступности ЭЗС остается ключевым фактором, который сдерживает спрос на электромобили, признает он. С другой стороны, это может говорить о том, что 72 000 ЭЗС для России далеко не предел, подчеркивает эксперт.
Кто в игре
Рынок ЭЗС растет ускоренными темпами. Крупнейшими игроками являются «Россети», «Мосэнергосбыт», «Русгидро», «Энергия Москвы» и Punkt E, причем быстрее всего инфраструктуру наращивает «Русгидро».
Сеть быстрых зарядных станций «Русгидро» к сентябрю 2024 г. выросла до 319 ЭЗС на территории 44 регионов России. Большинство станций работают в Приморском крае (75), Амурской области (19) и Омской области (17). Компания реализовала масштабный проект «Новый Шелковый путь», установив ЭЗС на всей протяженности трассы Владивосток– Москва, что дало автолюбителям возможность передвигаться на электромобиле между городами России.
Вместе с тем «Русгидро» развивает направление электросети не в одиночку. Так, в сентябре 2024 г. в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ-2024) компания договорилась с «Роснефтью» о продлении сотрудничества по установке зарядных станций на АЗС нефтяной компании. Планируется, что в год на них будет устанавливаться порядка 20 быстрых ЭЗС. На данный момент на автозаправках «Роснефти» уже работают 12 быстрых зарядных станций «Русгидро». Помимо этого компании договорились о совместном развитии многофункциональных зарядных комплексов на скоростной автомагистрали между Москвой и Санкт-Петербургом М-11 «Нева».
«Роснефть» на ВЭФ-2024 также заключила соглашение с «Россетями» о намерении сотрудничать в области зарядной инфраструктуры. Документ предполагает размещение быстрых зарядных станций для электромобилей на АЗС «Роснефти» в регионах России.
Согласно отчету в области устойчивого развития, на конец 2023 г. на АЗС «Роснефти» было установлено 78 ЭЗС, включая 68 быстрых. К сентябрю 2024 г. их количество суммарно выросло до 80 шт. ЭЗС работают в 12 регионах России от Санкт-Петербурга до Забайкальского края. Большая часть станций поддерживают функцию быстрой зарядки – они способны зарядить батарею электромобиля до 80% всего за 20 мин. При этом розничная сеть «Роснефти» представлена в 61 регионе России, сеть АЗС насчитывает около 3000 станций. Компания продолжит расширение географии зарядных станций в соответствии с прогнозами спроса и развитием рынка электромобилей, уточняется в сообщении.
В развитии сети ЭЗС заинтересована и «Газпром нефть». В сентябре в ходе РЭН-2024 глава компании Александр Дюков заявил, что сейчас на АЗС «Газпром нефти» и партнерских локациях работает 65 ЭЗС, на которых можно зарядить электромобиль за 25–30 мин. В 2025 г. компания планирует увеличить их количество до 140 шт., прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, а также в Нижнем Новгороде. По словам Дюкова, «Газпром нефть» исходит из того, что этот рынок будет постепенно расширяться за счет роста числа электромобилей. ЭЗС «Газпром нефти» будут работать под брендом «Розетка», говорится в сообщении компании.
Сколько стоит ЭЗС построить
Стоимость строительства ЭЗС зависит от типа зарядной станции, говорит директор практики «Машиностроение и технологии» консалтинговой компании Strategy Partners Роман Тиняев. Стоимость медленной ЭЗС обойдется в несколько сотен тысяч рублей, быстрой – в 1,5–3 млн руб., ультрабыстрой (от 150 кВт) – в 3,5–4 млн руб. К этой стоимости прибавляются затраты на строительно-монтажные работы и технологическое присоединение. Они могут сильно варьироваться в зависимости от местоположения зарядной станции – от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей, уточняет эксперт.
Схожую оценку дает Лебедев. По его словам, инвестиции в одну быструю ЭЗС могут составлять в среднем 5–6 млн руб., но за счет субсидий их размер снижается до 2,5–3 млн.
Зачем ЭЗС нефтяникам
Для нефтяных компаний установка зарядных станций на своих АЗС – это возможность привлечь на заправки владельцев электромобилей, увеличить выручку от нетопливного бизнеса и нарастить лояльность к бренду, говорит Тиняев. Прибыль ЭЗС формируется за счет разницы между ценой продажи и покупки электроэнергии, поясняет он.
При этом такой бизнес является капиталоемким, отмечает Тиняев, так как зарядные станции и техприсоединение к электросетям требуют существенных вложений, которые могут окупаться несколько лет. По словам Лебедева, срок окупаемости ЭЗС варьируется в зависимости от загрузки и мощности. В среднем он составляет 2 года 4 месяца, говорит он, ссылаясь на данные IT-компании Electro.cars.
По мнению Тиняева, в ближайшее время направление ЭЗС вряд ли сравнится по доходам с АЗС. Но в долгосрочной перспективе это может произойти: доходность ЭЗС будет увеличиваться с ростом спроса на зарядку электромобилей и, соответственно, увеличением тарифов. При этом время, необходимое для зарядки, будет постепенно снижаться, говорит он.
Доля электротранспорта в России растет, но не так быстро, чтобы ЭЗС приносили доход, сравнимый с доходом АЗС, говорит директор «Яков и партнеры» Максим Болотских. По его мнению, это будет возможно не ранее чем через 10 лет. В ближайшие годы развитие ЭЗС будет в основном в городах миллионниках, где уже сейчас наблюдаются самые высокие продажи электротранспорта и уже развитая инфраструктура, отмечает эксперт.
По мнению гендиректора Open Oil Market Сергея Терешкина, интерес нефтяников и операторов сетей АЗС к сегменту электрозаправок связан с перспективами расширения спроса на электрокары в России. Если продажи новых легковых авто в последние годы переживали стагнацию, то продажи электромобилей росли, хотя и из-за эффекта низкой базы, отмечает он. По данным «Автостата», продажи новых электрокаров в России в январе – сентябре 2024 г. выросли на 60% к показателю за аналогичный период прошлого года до 13 961 шт.
При этом уже сейчас ЭЗС приносят прибыль. По словам Терешкина, общероссийская выручка ЭЗС в 2023 г. составила 2 млрд руб. К 2030 г., по его оценке, она может превысить 90 млрд руб.
По словам Лебедева, доходность бизнеса ЭЗС для нефтяников может значительно вырасти за счет дополнительных услуг – кафе и магазинов, находящихся на территории станции. Наличие готовой инфраструктуры АЗС, способной максимизировать рентабельность ЭЗС, служит стимулом к развитию сети электрозаправок в России, заключает он.
Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/analytics/trends/articles/2024/10/29/1071782-kak-budet-rasti-set-elektrozap...
Вам может быть интересно