Да, есть установка, чтобы цены на АЗС не росли выше инфляции. За розницей строго следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Но установка - не закон. ФАС контролирует, чтобы стоимость топлива на АЗС не завышалась, а не ограничивает цены каким-то определенным уровнем. Заправки покупают топливо оптом на нефтебазах, бирже и у нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Если оптовые цены растут, к тому же сильно и быстро, в рознице подорожание неизбежно.
Особо отличилась марка бензина АИ-95, которая уже в понедельник, 4 августа, обновила исторический максимум, поднявшись выше отметки 77 тыс. рублей за тонну. Уже 6 августа тонна этой марки продавалась на бирже за 78 816 рублей. Марка АИ-92 пока скромнее, торгуется за 67 620 рублей за тонну. Вершина в 70 446 рублей за тонну, взятая в сентябре 2023 года, на пике топливного кризиса, не покорена. Но проблема в том, что именно по марке АИ-92 определяется размер субсидий нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных (демпфер). По действующим правилам демпфер обнуляется, если средняя цена за месяц марки АИ-92 на бирже превышает 66 495 рублей за тонну. Отметка была превышена 4 августа. До конца месяца еще далеко, но на сегодняшний день демпфер обнулен.
Можно сказать, что другие отрасли живут без субсидий из бюджета, проживут без них и "богатые" нефтяники. Но дело в том, что демпфер сдерживает рост оптовых цен и сглаживает скачки котировок. Он платится из бюджета, но деньги на него приходят из нефтедобывающей отрасли в виде налогов (которые были подняты для обеспечения выплат по демпферу). Если он обнулится, то сдерживающий рост цен механизм отключится и они просто рванут вверх.
Как подчеркивает зампред Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что пороговые диапазоны, предоставляющие компаниям право на получение выплат по демпферу, необходимо пересматривать. И Минэнерго, и Минфин еще весной подготовили в этой части совместное решение.
Действие полного запрета на экспорт бензина еще могло не отразиться на его биржевых котировкахЗатянуть пояса нефтяникам едва ли получится, налоговая нагрузка на отрасль уже сейчас самая высокая в нашей экономике, по разным оценкам, достигает от 72 до 85 процентов. Кроме того, по отрасли сильно ударило укрепление рубля, совпавшее со снижением котировок барреля. Налоги из отрасли большей частью платятся с объемов добычи нашей нефти, а ее цена определяется в долларах, которая пересчитывается в рубли.
Поэтому без субсидий нефтяникам удержать рост цен не получится. Неслучайно одной из причин подорожания бензина эксперты называют сокращение выплат по демпферу в этом году.
Как отмечает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, в июле 2025 года выплаты по демпферу снизились на 58% в сравнении с аналогичным периодом 2024 года (до 59,9 млрд руб.). Нефтяникам не остается ничего иного, кроме как повышать цены в сегментах, где удорожание топлива не сопряжено с риском "невыплаты" субсидий. Сюда относятся биржевые цены на бензин АИ-95, которые не учитываются при расчете демпфера, а также цены во "внебиржевом" оптовом сегменте (продажи по прямым договорам, минуя биржу).
Еще одной причиной подорожания на бирже называют внеплановые ремонты НПЗ из-за атак БПЛА, такое предположение делают в Reuters. По данным агентства, с начала августа был остановлен Новокуйбышевский НПЗ и в половину сокращен выпуск нефтепродуктов с Рязанского НПЗ. Рынок, конечно, мог бы отреагировать на новости о сокращении отгрузок бензина, но никак не ощутить за такой короткий срок реальное снижение поставок. В 2024 году Новокуйбышевский НПЗ выпустил около 1,1 млн тонн бензина, а Рязанский НПЗ - 2,2 млн тонн.
Россия производит всех видов автомобильного топлива больше, чем потребляетПроизводство бензина в России составляет 41- 44 млн тонн в год, практически столько же необходимо для потребления внутри страны, поэтому краткосрочные скачки цен на бензин могут быть естественны, особенно в сезон повышенного спроса, поясняет аналитик ресурсных секторов "Ренессанс Капитал" Марк Шумилов.
То есть речь идет в самом худшем случае - о временном выпадении около 5% от общего объема выпуска бензина в стране. С августа заработал полный запрет экспорта бензина, доля которого от общего объема производства составляла от 10 до 15%. Даже с учетом межправительственных соглашений о поставках бензина, которые не затрагивает запрет, его сейчас оказалось заперто в стране больше, чем временно выпавших объемов.
Причем сам запрет и его действие на рынок эксперты оценивают негативно. По словам Станкевича, административное ограничение экспорта в условиях, когда Россия производит нефтепродуктов больше, чем потребляет, - заведомо проигрышный вариант. Это противоречит законам экономики. По его мнению, повторяется ошибка 2023 года, когда было принято решение о сокращении выплат по демпферу, приведшее к локальному дефициту топлива и росту цен. В спешке решение пришлось пересматривать. Стремление решать ситуацию с ценами и предложением топлива на рынке через закручивание гаек не принесет результата. В случае продолжения роста биржевых цен они неизменно, пусть и с временным лагом, отразятся в рознице, считает Станкевич.
С последним согласен Терешкин, рост оптовых цен так или иначе будет транслироваться в розницу. Прирост розничных цен, конечно, вернется в границы инфляции, но эта дельта будет минимальной, тем более что общая инфляционная динамика постепенно идет на спад.
Несколько иначе оценивает полный запрет на экспорт бензина зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев. Он также считает, что рост биржевых цен повлияет на розницу, но при этом уверен, что действие запрета экспорта еще не отразилось на рынке. Результаты проявятся только через неделю. При этом эксперт подчеркивает, что поскольку биржевое регулирование не устраивает регуляторов, потребителей и производителей, то одним из путей нормализации топливного рынка является введение госрегулирования.
Ранее стало известно, что ФАС рассматривает возможность повышения минимального объема продаж бензина на бирже с обязательных сейчас 15% до 17%.
Источник: RG.RU