Оказание различных услуг – популярный вид бизнеса, способный обеспечить неплохой доход. При этом важно понимать, что он, как и любой другой, имеет свои сильные и слабые стороны. С какими же плюсами и минусами придется столкнуться человеку, который решил оказывать услуги?
Разобраться в этом вопросе поможет основатель OILResurs – Сергей Терешкин, который некогда самостоятельно начинал строить свой бизнес с нуля и знаком со всеми его особенностями.
Минусы бизнеса на услугах
Для начала стоит рассмотреть негативные моменты, которые могут возникнуть при ведении бизнеса. Итак, к минусам можно отнести:
- Сложность масштабирования. В отличии от торговли товарами, бизнес на услугах тяжело расширять. Для этого потребуется привлечение дополнительного персонала. При торговле различной продукцией достаточно просто перемещать ее из одной точки в другую. Для этого можно воспользоваться многочисленными транспортными компаниями. С услугами дела обстоят сложнее. Без достаточного количества квалифицированных сотрудников обеспечить большое покрытие – невозможно.
- Персонал. Для продажи товара не требуются очень квалифицированные сотрудники. Достаточно иметь опытного менеджера, маркетолога и бухгалтера. Основные же сотрудники могут иметь низкую квалификацию. С услугами все сложнее. В данном случае результат зависит в большей степени именно от уровня знаний и умений персонала. Работать приходится руками. От качества оказания услуги зависит количество клиентов и репутация на рынке. Так что низкоквалифицированными работниками – не обойтись.
- Смена сферы деятельности. В торговле можно оперативно переключиться на другой вид товара или расширить склад. Для этого достаточно сменить поставщика. С услугами все гораздо сложнее. Для смены сферы деятельности придется искать новый персонал. Он должен уметь оказывать необходимые услуги. Это может занять время и приведет к потере денег.
- Личностные характеристики. Сфера оказания услуг требует коммуникабельных, стрессоустойчивых людей. Далеко не все способны выдержать разговорчивых клиентов или недовольных заказчиков, предъявляющих претензии фактически на ровном месте.
Бизнес на услугах достаточно специфический. Он требует грамотного обдуманного подхода. Важно понимать, что в данном случае придется ежедневно общаться с людьми. При этом придется забыть о своем плохом настроении, проблемах в семье и т.д. Клиентов это не должно волновать. Для персонала же достаточно сложно абстрагироваться и ежедневно, несмотря ни на что, надевать счастливую улыбку.
Плюсы бизнеса на услугах
Несмотря на незначительное количество недостатков, бизнес на оказании услуг имеет огромное количество преимуществ, которые с лихвой перекрывают все возможные минусы. Плюсами можно назвать:
- Отсутствие доставки. При транспортировке товара всегда есть риск его утери, повреждения, порчи, если продукт скоропортящийся, или просто отказа покупателя от получения ввиду неподходящего размера. С услугами такая проблема отсутствует в принципе. Клиент получает именно то, что заказывал. Услуга не может испортиться или сломаться.
- Отсутствие склада. В сфере оказания услуг нет необходимости арендовать просторное помещение для хранения товара. Склад – это всегда проблема для компании. Учет, соблюдение условий хранения и сроков годности и т.д. Сфера услуг не нуждается в складировании.
- Финансовые вложения. Бизнес на услугах не требует приобретения большой партии товара и замораживания таким образом денег на неопределенный период. Начинать зарабатывать средства можно практически с нулевыми вложениями или минимальным количеством денег.
- Отсутствие сертификаций. Большинство товаров должны проходить обязательную сертификацию, которая подтверждает их безопасность и безвредность. Услуги в этом не нуждаются. Исключение – строительство, косметология и ряд других сфер. В первом случае необходимо получение лицензии. Во втором – использование сертифицированных косметических средств. Что касается лицензии, то она получается разово на все услуги. При соблюдении требований процесс не занимает много времени и не вызывает затруднений.
- Условия хранения. Услуги не нуждаются в создании специальных условий хранения. Они не имеют ограничений, которые могли бы существенно усложнить жизнь предпринимателю.
- Конкуренция. При продаже различных товаров приходится ориентироваться на конкурентов. В сфере оказания услуг стоимость зависит от качества услуги и используемых материалов. К примеру, в косметологии мастер может применять дорогостоящие или бюджетные препараты. Это неизбежно повлияет на конечную стоимость услуг. Также клиентам можно предлагать дополнительные услуги, тем самым повысив прибыль.
- Заработок. Размер прибыли в полной мере зависит от приложенных усилий, а также отношения к клиентам. Привнеся немного креатива в бизнес, можно поднять заработок на совершенно другой уровень.
Сфера услуг является достаточно удобной для ведения бизнеса. В нее всегда можно привносить что-то новое. Общение с людьми – это обмен эмоциями и энергетикой. Таким образом можно зарядиться хорошим настроением на весь день. Главное – выполнять свою работу качественно.
Сфера услуг имеет массу ниш, которые заняты только частично. Подобрать для себя наиболее подходящее направление – не составит труда.
При выборе бизнеса стоит тщательно взвесить все «За» и «Против». Это поможет избежать неприятных сюрпризов и разочарования. Также стоит тщательно изучить рынок, особенности конкурентов, запросы потребителя. От этого может зависеть прибыль. Лучше сразу подобрать наиболее востребованную нишу, нежели спустя время менять сферу деятельности, снова затрачивая на это усилия, время и средства.