Оказание услуг – распространенный вид бизнеса. Если посмотреть на основные источники поступлений в экономику развитых стран, то можно заметить, что именно данная сфера занимает большую их часть. Развивается сфера услуг и в России. На сегодняшний день ее доля в экономике уже превысила ? и темпы увеличения сохраняются. Так почему бы не заработать капитал на оказании услуг? Тем более, что в ряде случаев начинать можно фактически с нулевыми вложениями. Главное – учесть особенности подобного бизнеса, его сильные и слабые стороны.
С чем же придется столкнуться предпринимателю, решившему заработать подобным образом?
Разобраться в этом вопросе поможет основатель OILResurs – Сергей Терешкин, который когда-то и сам начинал развивать свой бизнес с нуля и добился в этом значительных успехов.
Отличительные черты бизнеса на оказании услуг
В отличии от товара, услугу нельзя взвесить или пощупать. Она представляет собой блага, которые выражаются в виде определенных действий. В данном случае предприниматель ничего не покупает и не продает. То есть фактически нет огромных затрат, которые образуются при наполнении склада.
При выборе сферы услуг достаточно приобрести расходные материалы и оборудование, которое будет использоваться непосредственно в работе.
Если же услуга не предполагает применение устройств, в таком случае бизнес можно начать с нулевым стартовым капиталом. Основными вложениями будут – знания и умения предпринимателя или членов его команды.
Именно поэтому основная часть бизнеса – это работы по выполнению проектов. Для старта нет необходимости приобретать оборудование и материалы. При этом прибыль может быть достаточно большой.
В данном случае речь идет не только о создании проектной документации. Под понятием «проект» подразумевается направление ведения бизнеса. Это могут быть рекламные услуги, маркетинговые исследования, поиск персонала и т.д.
Также популярностью пользуются так называемые «процессные» услуги. То есть компания выполняет для клиента какой-либо процесс. Это может быть обслуживание офисной техники с ежемесячной абонентской платой и прочие типы работ.
Парикмахерский бизнес, косметологию, ведение бухгалтерского учета и т.д. также можно отнести к категории «процессных» работ.
Особенности бизнеса на услугах
Несмотря на кажущуюся простоту, любой бизнес имеет свои особенности и услуги – не исключение:
- Прежде чем выбирать направление для ведения предпринимательской деятельности, следует тщательно изучить рынок. Маркетинговые исследования проводятся в том регионе, где будут выполняться работы. Это обусловлено тем фактом, что в разных частях страны востребованы различные услуги. К примеру, на юге можно показывать туристам достопримечательности или организовывать их досуг во время отпуска. На Дальнем Востоке такие услуги пользоваться спросом не будут.
- Бизнес компаний по оказанию услуг требует от предпринимателя решения сразу нескольких задач – поиска заказчика, выполнения работ, подбора ресурсов, которые требуются для оказания услуги. От этого зависит результативность работы и прибыль.
- Для обеспечения потока клиентов, людей нужно убедить в том, что услуга им действительно необходима. Для этого следует выделить, какие преимущества она имеет и какие проблемы потенциального клиента способна решить. Человеку должно захотеться совершить заказ. В дальнейшем слава об услуге и компании будет распространяться. Это приведет к возникновению новых клиентов.
- Важно понимать, что любой бизнес имеет сезонность. К примеру, после новогодних праздников практически во всех сферах наблюдается существенный спад. Накануне торжества, наоборот, можно заметить значительный подъем. Часто прибыль только за один декабрь составляет 50% от всего годового дохода.
- Даже небольшой бизнес требует регистрации юридического лица. На первоначальном этапе достаточно Частного Предпринимателя с упрощенной системой налогообложения. По мере расширения бизнеса можно перейти на другую форму собственности. Однако работать вообще без создания юридического лица и уплаты налогов хотя бы в минимальном объеме – не стоит. В противном случае проблемы с законом – неизбежны. Это лишь вопрос времени.
- В ряде случаев для осуществления деятельности потребуется получение соответствующей лицензии или разрешения со стороны контролирующих органов. Этот шаг также лучше не игнорировать.
- При оказании услуг с использованием дополнительных материалов, к примеру косметики, предпочтение отдается сертифицированной продукции, которая была легально приобретена и имеет соответствующую документацию. В случае возникновения аллергических реакций и прочих проблем поставщику можно предъявить претензии и добиться выплаты компенсации.
- В ряде случаев оказание услуг предполагает наличие у персонала санитарной книжки, которую клиент может в любой момент потребовать. Важно убедиться, что сотрудники действительно прошли соответствующее обследование. В большинстве случаев отметку в книжке попросту покупают, даже не появляясь у врача. Это может быть опасно для клиентов. Персонал должен быть здоров. В случае инфицирования о хорошей репутации компании – можно забыть.
- Услуги могут оказываться в офисе, на дому или у самого клиента. В первых двух случаях следует позаботиться о создании максимально комфортных для человека условий.
Чтобы всегда быть на шаг впереди конкурентов, необходимо предлагать клиентам чуть больше, чем другие. Это может быть чашка кофе, небольшая дополнительная услуга или презент. Также важно, чтобы персонал всегда пребывал в хорошем настроении и мог поддержать беседу. Часто клиенты приходят не только получить определенную услугу, а и пообщаться, а также банально – выговориться. От действий персонала будет зависеть, обратится снова человек в компанию или же пойдет искать тех, кто удовлетворил бы всем требованиям.