
Tesla теряет позиции на китайском рынке: продажи в апреле упали на 26%
В апреле 2025 года китайское подразделение Tesla из Шанхая продало только 58 459 электромобилей моделей Model 3 и Model Y (с учётом экспорта), что на 6% меньше, чем годом ранее, и на 25,8% меньше, чем в марте. Эти цифры приведены Китайской ассоциацией легковых автомобилей (CPCA). Столь резкое сокращение на фоне стремительного роста всего сегмента NEV (новой энергетики) – тревожный сигнал для инвесторов. В то время как весь китайский рынок электрокаров вырос в апреле на рекордные 42% год к году (до 1,14 млн единиц), Tesla седьмой месяц подряд теряет объёмы. Данные CPCA и отчёты агентств указывают на усиление конкуренции: компании BYD, NIO, XPeng и другие демонстрируют бурный рост продаж и наращивают долю на рынке электромобилей Китая. Для инвесторов эта тенденция – повод детально проанализировать фундаментальные показатели и перспективы TSLA.
Сокращение продаж Tesla в Китае
По данным CPCA, апрельский объём поставок Tesla понизился с примерно 78 800 автомобилей в марте до 58 459 – разница составила около четверти. Из этих машин значительная часть предназначена на экспорт (в Европу и другие регионы), что подчёркивает зависимость бизнеса от международного спроса. Годовой спад на 6% (с апреля 2024) «похоронен» на фоне несоизмеримого роста рынка NEV в целом, где китайские автопроизводители регулярно обновляют исторические рекорды продаж. В первых месяцах 2025 года спрос на электрокары в Китае лишь крепнет, и Tesla не получает выгоду от этой тенденции – напротив, её доля идёт на убыль.
Сохранение и наращивание объёмов производства на «гигазаводе» в Шанхае с одной стороны должно было подкреплять глобальные продажи Tesla, но сейчас превращается в риск перепроизводства. В первом квартале 2025 года выручка Tesla упала на 9% год к году до $19,3 млрд, а операционная маржа сократилась до всего 2,1%. Чистая прибыль — до $0,4 млрд (в годовом выражении −71%). Компания отмечает, что снижению выручки способствовали более низкие средние цены и временные производственные перерывы из‑за обновления модели Y на всех заводах. Однако наибольшую обеспокоенность вызывает именно падение спроса: Tesla как раз недавно анонсировала планы производства более дешёвого Model Y в Шанхае (2026 год) для защиты рыночной доли. Пока же быстрый спад продаж может означать избыточные остатки автомобилей и дополнительное давление на маржу.
Рост конкуренции на китайском рынке
Главный фактор снижения продаж Tesla в Китае – обострение конкуренции. Лидер рынка BYD в апреле достиг исторических показателей: глобальные продажи моделей BYD (включая гибридные) подскочили на 19,4% год к году до 372 615 автомобилей. В первом квартале 2025 года BYD увеличил выручку до 170,4 млрд юаней (+36,4%) и показал двукратный рост чистой прибыли (до 9,16 млрд юаней). Компания запустила «ценовую войну» – укомплектовывает многие модели платным софтом (ADAS) бесплатно, активнее наращивает сеть суперзаправок и тем самым оказывает давление на автогигантов. Так, BYD доля на внутреннем рынке выросла до 13,6% в январе–марте (с 12,1% годом ранее). Впечатляет и динамика «рванувших» вверх местных брендов. Например, NIO отчиталась об апрельских поставках 23 900 автомобилей (с учётом моделей ONVO и нового бренда firefly) – это на 53% больше год к году. Китайская компания XPeng увеличила поставки в 3,7 раза (до 35 045 машин), а Li Auto – на 31,6% до 33 939. Даже традиционные автоконцерны не остаются в стороне: Geely и другие включаются в производство EV по агрессивным ценам. В совокупности эти игроки активно оттесняют Tesla: в марте Tesla занимала лишь около 7–8% рынка новых электромобилей в Китае, уступая место как BYD, так и местным премиум-брендам.
Важный момент – Tesla конкурирует именно в массовом сегменте электромобилей (модели 3/Y). BYD предлагает альтернативу (от компактных хэтчбеков до больших внедорожников и премиальных электромобилей), а NIO, XPeng, Li Auto и другие технологичные компании «выбирают не объёмы, а прибыльность»: они зарекомендовали себя в премиум-классе и быстро расширяют линейки. Так, обновлённые электромобили NIO стоят дороже Tesla и богаты функциями (AI-системы, батарейные сервисы), к тому же рынок активно принимает гибриды и электрокары Geely. В сумме усилия китайских производителей подрывают позиции Tesla: бренд, который ещё год назад «за собой тянул» весь EV-сектор, теперь вынужден бороться за выживание в самом высококонкурентном рынке мира.
Финансовое положение и риски Tesla
Для инвесторов важна не только конъюнктура продаж, но и фундаментальные показатели компании. Первые три месяца 2025 года оказались непростыми для Tesla. Выручка снизилась на 9% YoY до $19,3 млрд, а валовая прибыль составила лишь $3,15 млрд (валовая маржа 16,3%) – минимальный уровень за последние годы. Операционная прибыль упала на 66% до $0,4 млрд, операционная маржа сократилась до 2,1%. GAAP-результат: чистая прибыль упала до $0,409 млрд (против $2,128 млрд годом ранее), при этом прибыли на акцию — до $0,12i. Это означает, что Tesla теряет большую часть прибыльности – сокращается и свободный денежный поток. Компания продолжает быть платёжеспособной (счета и инвестиции около $37 млрд), но уступает лидерам автопрома по рентабельности.
Ключевым риском для Tesla остаётся зависимость от китайского рынка и экспортной составляющей производства в Шанхае. В 2024–2025 годах Китай стал крупнейшим рынком Tesla по объёмам поставок, на него пришлось почти половина глобальных продаж. Спад китайского спроса мгновенно отражается на общемировой выручке компании. Одновременно Tesla сильно экспонирована перед конкурентами: более 50% выручки автомобилестроения формируется за счёт Model 3/Y, на которые активно наступают китайские аналоги (например, новый Geely Panda EV или модели BYD Seal и Ocean). Нарастают и производственные риски: Tesla открывает новые площадки (Германия, Техас, прицеливалась на Индию), но усложнение глобальных цепочек поставок может помешать быстрой перестройке производства под новые условия.
С точки зрения мультипликаторов, Tesla по-прежнему относится к премиальному сегменту EV: её P/E-соотношение в разы выше, чем у традиционных автопроизводителей, а рыночная капитализация приближается к $900 млрд. Это отражает высокие ожидания роста (новых моделей, технологии автономного вождения) и сильный бренд. Однако актуальные фундаментальные тренды заставляют аналитиков снижать прогнозы выручки и прибыли на акцию. Инвесторы обращают внимание на то, что Tesla сейчас требует более тщательного анализа. В следующем квартале, с учётом новой волны бюджетных моделей от китайцев и возможных изменений на рынках Европы и США, давление на показатели может усилиться.
Технический взгляд на акции TSLA
С технической точки зрения акции Tesla (тикер TSLA) после бурного ралли конца 2023 – начала 2024 года вошли в зону коррекции. В последние месяцы котировки тестируют район $260–$300, находясь близко к среднесрочным скользящим средним. Индикаторы указывают на некоторое накопление медвежьего импульса: RSI опускается к нейтральной зоне (40–50), а MACD демонстрирует уменьшающийся положительный разрыв. Ближайшие уровни поддержки по акциям TSLA расположены примерно на отметках $250–$260 (160–175 тыс. руб.), где прошлые обвалы находили опору. Сопротивление расположено у максимумов начала года (~$310–$320). При долгосрочном взгляде TSLA всё ещё демонстрирует восходящий тренд (сильные сигналы в 2023-м), но краткосрочная картина стала осторожной – технические трейдеры отмечают уменьшение объёмов торгов и всплеск волатильности после недавних отчётов.
Следует также отметить корреляцию TSLA с общим «трендом на фондовом рынке» технологий: при падении индексов или возобновлении опасений рецессии высокообъемные технологические акции особенно уязвимы. В то же время слабая техническая картина нередко даёт любопытные точки входа: если Tesla сумеет продемонстрировать обновлённый рост продаж и прибыльности в следующих кварталах, можно ожидать отскока от текущих уровней. Однако на момент майского анализа тренд по TSLA остаётся неопределённым, и инвесторам стоит учитывать возможность дальнейшей консолидации или небольшого отката акций.
Выводы и инвестиционные идеи
Для институциональных и частных инвесторов недавние данные о продажах Tesla в Китае – сигнал к пересмотру инвестиционных тезисов по TSLA. Во-первых, ключевой драйвер роста компании – экспансия на крупнейшем рынке мира – сейчас временно приостановлен. Это отражается в более медленном росте выручки и давлении на маржу. Во-вторых, нарастающая конкуренция в EV-секторе как в Китае, так и в мире снижает барьеры входа: инвесторам следует внимательно следить за долями рынка и отчётами китайских производителей, а не ориентироваться только на бренд Tesla. В-третьих, фундаментальные показатели TSLA становятся менее «сказочными»: инвесторы уже не могут закрывать глаза на 2%-ную операционную маржу и нестабильность прибыли на акцию. На общем фоне переоцененных «ценных бумаг роста» акций TSLA важна диверсификация – возможно, стоит включить в портфель и другие EV-акции (например, BYD или NIO) или новые инвестиционные идеи в области электромобилей и зелёной энергетики.
Тем не менее Tesla остаётся одной из крупнейших компаний отрасли: её рыночная капитализация всё ещё близка к триллиону долларов, и новые модели (Cybertruck, Robotaxi, полный самоуправляемый режим) могут снова запустить акцию в рост. Инвестиционный анализ показывает, что TSLA обладает сильными конкурентными преимуществами – технологическое лидерство в батареях, автопилоте и масштабном производстве. Для долгосрочных портфелей эти «фундаментальные» качества могут перевесить краткосрочные циклические риски. Однако на ближайших горизонтах (несколько кварталов) инвесторам стоит проявлять осторожность: снизив давление на позиции Tesla в портфеле, можно снизить риски и найти более выгодные точки входа при реализации роста акций в будущем.
В условиях высокой рыночной динамики и волатильности ESG‑активов инвесторам рекомендуется уделять внимание мультипликаторам (P/E, EV/EBITDA) Tesla и других EV-компаний, оценивать тренды ключевых показателей (выручка, маржа, прибыль на акцию) и строить инвестиционный портфель с учётом рисков концентрации. Российским инвесторам, например, можно обратить внимание на долларовую котировку TSLA и зависимость курса рубля, а также на возможность хеджирования позиции с помощью других ценных бумаг сектора электромобилей.