По статистике Росстата за первый квартал 2018 года розничная стоимость бензина повысились на 6,2% против 5,4% за тот же период в 2017 году. Причём основной скачок пришёлся на май, когда цены превысили «психологическую отметку» в 40 рублей в большинстве регионов РФ. На первый взгляд рост цен в пределах нормы и не так уж высок. Однако если сравнивать динамику повышения с показателями по другим товарам, то хорошо видно, что топливо дорожает гораздо быстрее. Поэтому в последнее время всё больше говорят о том, что к осени бензин будет стоить чуть ли не до 50 рублей за литр. Откуда берутся такие цифры, и с чем связан резкий скачок цен, расскажет Сергей Терёшкин, генеральный директор топливно-энергетической компании «Ойл Ресурс Групп».
В настоящий момент есть два диаметрально противоположных прогноза на год:
- «Оптимистичные» чиновники уверены, что рост розничной стоимости бензина в 2018 не будет превышать уровня общей инфляции ( т.е. не более 4 %).
- Независимые аналитики, смотрящие более трезво на жизнь, обещают удорожание топлива до 42-47 рублей за литр в зависимости от марки.
Судя по тому, что бензин уже «подрос» почти на 2%, прогноз экспертов гораздо ближе к действительности.
Почему резко подорожал бензин
Факторов, повлиявших на стоимость бензина немало – здесь сыграли значение и высокие цены на нефтепродукты на мировом рынке, и запланированное государством повышение акцизов, и ослабление «рубля», произошедшее вопреки подорожанию нефти. Сегодня наша валюта уже не является исключительно «сырьевой» и всё больше прослеживается тенденция снижения зависимости курса рубля от обстановки на нефтерынке.
Также на рост стоимости нефтепродуктов в 2018 году оказывают влияние и другие проблемы отрасли.
Рост акцизов и международных цен на нефть
Нефть на мировом рынке стремительно дорожает, и нефтедобывающим компаниям выгоднее продавать топливо на экспорт, чем реализовать его на внутреннем рынке. А это приводит к нехватке горючего и повышению его стоимости на АЗС. И если крупные компании хоть как-то удерживают цены на приемлемом уровне за счёт запасов бензина, закупленных до его подорожания, то мелкие сети повышают цены, чтобы избежать убытков. К сожалению, это не даёт особого результата, так как на сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация – в данный момент оптовые цены на биржах дороже, чем розничные на заправках. Соответственно, большинство небольших компаний сегодня на грани разорения.
Уход независимых трейдеров с нефтяной арены спровоцирует снижение предложения и, как следствие, не только дальнейшее повышение цен, но и монополизацию рынка, так как такие концерны, как «Роснефть», ТНК или «Лукойл», сложившаяся ситуация практически не затрагивает – основной доход эти гиганты получают за счёт продажи нефти за экспорт.
В случае если на рынке останутся только крупные игроки, это может привести к бесконтрольному повышению цен – по нашему законодательству бензин не является продуктом первой необходимости, а значит, его стоимость не регулируется государством.
Ещё одним фактором подорожания горючего является плановое повышение акцизов. Сегодня до 60% от стоимости бензина уходит на оплату налогов, что не может не повлиять на стоимость нефтепродуктов. Кроме того, ситуация усугубилась активными закупками топлива нефтетрейдерами перед самым поднятием акцизов, что значительно увеличило спрос на рынке.
Прошедшие выборы
По предположениям аналитиков резкий скачок цен в мае отчасти обусловлен тем, что в начале года стоимость одного литра была «заморожена» правительством, чтобы не создавать волнений среди избирателей. Никаких сообщений в СМИ по этому поводу не было, но простой анализ событий приводит именно к такому выводу. До апреля цена бензина была практически неизменна. Между тем акцизы в начале года существенно возросли, что должно было привести к удорожанию топлива ещё в январе. Однако резкий скачок произошёл только после выборов – производители начали повышать стоимость, чтобы уровнять соотношение между экспортными и внутренними ценами и компенсировать свои убытки.
Сезонный фактор
Немаловажное значение в росте цен имеет и сезонный фактор – весной на топливо всегда повышается спрос из-за начала сельскохозяйственных работ и массовой активизации автомобилистов, пользующихся своим транспортом только в тёплое время года. Кроме того, на многих нефтеперерабатывающих предприятиях начинаются ремонтные и профилактические работы, требующие снижения производственных мощностей. Соответственно, предложение по готовым нефтепродуктам на рынке снижается, появляется дефицит, что и приводит к повышению цен.
Рост цен на топливо закончится только осенью
По прогнозам аналитиков становится рост цен на бензин только осенью, когда начнется естественное снижение спроса на топливо. До каких значений поднимется стоимость топлива будет зависеть как от обстановки на нефтяном рынке, так и от действий правительства.
Например, Минэнерго внёс предложение отсрочить для некоторых нефтеперерабатывающих предприятий оплату акцизов на бензин на срок до 2 месяцев. Такое решение несколько сдержит рост цен и будет способствовать более плавному повышению стоимости горючего. Также предлагается обязать нефтедобывающие компании делится своей прибылью с НПЗ, что тоже позволит приостановить подорожание топлива.
Кроме того, аналитики считают необходимым принудительно увеличивать объём нефтепродуктов, поставляемых на российские рынки, путём увеличения норм продаж бензина на биржах. К последнему предложению уже прислушалось ФАС и подготовило соответствующий приказ. Дадут ли какой-то результат предпринимаемые шаги, покажет только время – рынок нефтепродуктов зависит от слишком многих факторов, чтобы делать точные прогнозы и предположения. Ясно только одно – бензин будет дорожать, а вот на сколько, пока сложно сказать.