В последнее время в России наметилась тенденция возрождения благотворительности, которая начинает приобретать всё большее значение в обществе. По данным Росстата, к концу 2017 году в РФ насчитывалось почти 10 000 личных фондов и более 1700 организаций, оказывающих помощь в самых разных сферах социальной жизни. Несмотря на множество проблем, препятствующих активному развитию благотворительной деятельности, сегодня это направление имеет хороший потенциал. К поддержке незащищённых слоев населения привлекается всё больше компаний, появляются спонсоры и меценаты.
Воссоздаются различные виды благотворительности, незаслуженно позабытые на время советской власти, когда все вопросы социальной справедливости решало государство. О том, в каких направлениях сегодня развивается благотворительная деятельность, расскажет Сергей Терёшкин, руководитель компании «Ойл Ресурс Групп».
Формы благотворительности
В представлении большинства людей благотворительность – это в основном финансовая помощь, перечисляемая нуждающимся людям. Однако такая поддержка может иметь и другие не менее эффективные формы:
- Передача в дар предметов, одежды, лекарств или еды, гуманитарная помощь. Бесплатное оказание услуг или проведение работ.
- Социальная помощь наиболее незащищённым слоям населения: детям, инвалидам, матерям-одиночкам и пожилым людям, выражающаяся как в их обеспечении необходимой материальной базой, так и участии в жизни.
- Поддержка, цель которой подтолкнуть человека к полезной деятельности. Например, безвозмездное предоставление знаний и возможностей, необходимых для начала деятельности, выдача выгодного кредита на образование, бесплатная юридическая консультация и т.д.
Оказывать помощь могут как частные лица, так и разные организации – от коммерческих до религиозных. Не участвует в благотворительной поддержке только государство, так как социальная помощь гражданам – это его прямая обязанность.
Коммерческая благотворительность
Этот вид деятельности подразумевает оказание помощи нуждающимся различными бизнес-структурами. При этом форма благотворительности может быть самой разной от денежных пожертвований до предоставления своих услуг и товаров в безвозмездное пользование. Вариант деятельности во многом зависит от масштаба организации:
- Крупные компании предпочитают создавать собственные фонды с резервным капиталом, от лица которых проводят различные акции и мероприятия. При этом направление благотворительности такие организации выбирают самостоятельно вне зависимости от сферы своей деятельности.
- Представители среднего и малого бизнеса чаще оказывают помощь напрямую, внося пожертвования или предоставляя услуги конкретной объекту – школе, дому престарелых, пансионату инвалидов и т.д. Выбор направления зависит, как правило, от предпочтений руководителя, а регулярность определяет наличие свободных средств. Стабильные компании, как правило, берут шефство над объектом, оказывают помощь не столько деньгами, сколько товарами или услугами.
В качестве отдельной формы коммерческой благотворительности стоит выделить социальную ответственность бизнеса, подразумевающую добровольный вклад компании в развитие общества. В какой форме он будет осуществляться решает руководитель. Это может быть как непосредственное участие в местной социальной жизни – поддержка сообществ, так и помощь в строительстве государственных медицинских и образовательных учреждений, ремонте дорог, коммуникаций и т.д.
Причём мнение общества и предпринимателей, в чём должны выражаться действия по социальной ответственности, значительно различаются. Люди в основном ждут материальной и финансовой помощи. В то время как бизнесмены считают вполне достаточным своё участие в социальной жизни в качестве работодателя, предоставляющего населению рабочие места и пакет соцгарантий. Наиболее ответственные руководители также считают себя обязанными хотя бы отчасти заботиться о защите окружающей среды и нейтрализации вреда, приносимого вследствие работы предприятия или выпускаемой продукцией.
Частная благотворительность
Сегодня это наиболее распространённый способ помочь нуждающимся. В этом случае благотворителем выступает физическое лицо, жертвующее деньги, вещи или другие ресурсы, в том числе и временные, на определённые цели. При этом частная благотворительность – это основной источник поступления средств для различных программ и фондов, решающих наиболее острые проблемы общества.
Спонсорство
В нашей стране этот вид поддержки не считается благотворительностью и приравнивается к рекламе. Однако некоторая доля бескорыстности в этой деятельности всё же есть – компания, оказывающая помощь не получает выгоды в денежном эквиваленте. С другой стороны спонсорство предполагает полноценное сотрудничество дарителя и получателя, результатом которого становится взаимная экономическая выгода. Спонсор получает эффективный маркетинговый инструмент, позволяющий продвинуть его компанию на рынке, одариваемый – необходимые финансы, товары или услуги. Поэтому такой вид помощи в последнее время стал наиболее популярен и спонсорство сегодня развивается гораздо быстрее и успешнее, чем любой другой вид благотворительной деятельности.
Ещё одна непризнанная форма благотворительности – меценатство, направленное не столько на конкретного человека, сколько на безвозмездную поддержку культуры в целом. Помимо финансовой помощи деятелям искусства, профессии или науки многие меценаты заботятся о том, чтобы для всех слоев населения был обеспечен доступ к культурным ценностям. В России это направление было очень развито в XVIII-XIX вв. После чего его на целый век придали забвению, и только недавно начали появляться новые меценаты.